г. Санкт-Петербург |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А56-80409/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Козарева И.Ю., по доверенности от 09.01.2020;
от ответчика (должника): Куртенков Б.И., по доверенности от 23.03.2020;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8903/2020) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2020 по делу N А56-80409/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Силуэт"
о признании незаконным и отмене постановления от 22.05.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" (далее - заявитель, Общество, ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ Санкт-Петербурга) от 22.05.2019 по делу об административном правонарушении N 882/19, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Силуэт" (далее - ООО "ТФ "Силуэт", третье лицо).
Решением от 02.03.2020 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал незаконным и отменил постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 22.05.2019 по делу об административном правонарушении N 882/19 о привлечении ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда от 02.03.2020 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что доказательств обращения Общества в Комитет по тарифам Санкт - Петербурга для установления для спорного МКД тарифа по обращению с ТКО заявителем не представлено.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Представитель Инспекции просил жалобу удовлетворить, решение отменить. Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения от 09.04.2019 N 02/380-р Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении Обществом с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 25.03.2019 N 08-11-6621/19-0-0 о нарушении лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Александровская ул., дом 28, по результатам которой составлен акт проверки от 10.10.2019 N 02/380-Р.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещении, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а именно:
- размер платы собственнику помещений 1Н и 2Н, общей площадью 398,6 кв.м. ООО "Торговая фирма "Силуэт" значительно превышает принятый собственниками помещений на общем собрании от 19.02.2010 о дополнении договора управления пунктом следующего содержания: "Размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, управление многоквартирным домом, содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается в соответствии с размером платы, утвержденным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для нанимателей жилых помещений. Размер ежемесячной платы за перечисленные выше услуги изменять в случае и соразмеримо изменениям их Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга" размер платы, а именно: установленный Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для нанимателей жилых помещений за услугу по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов. В платежных документах, выставляемых Обществом собственнику нежилых помещений ООО "ТФ "Силуэт" с июля 2017 года по декабрь 2017 года, указаны услуги: накопление ТКО и января 2018 года по февраль 2019 года, указаны услуги: сбор и временное хранение ТБО, санитарное содержание контейнерной площадки. Размер платы определен исходя из кубических метров, однако собственниками помещений в указанном многоквартирном доме данное решение не принималось, т.е. нарушены статья 158, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 17, 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции 23.04.2019 в отношении Общества протокола N 02/380-Р об административном правонарушении ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 22.05.2019 по делу об административном правонарушении N 882/19 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действия Общества состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем заявленные требования удовлетворил, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление ГЖИ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) переданы функции по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечению готовности инженерных систем, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионными требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
При этом плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Таким образом, из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений на законодательном уровне определено волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании.
Судом установлено, что на общем собрании собственников жилых и нежилых помещений МКД, результаты которого оформлены протоколом от 06.12.2011, были приняты следующие решения:
- установить дифференцированный размер платы за содержание и обслуживание контейнерной площадки, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
- начисления по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов для собственников нежилых помещений производить исходя из нормативов накопления твердых бытовых отходов в зависимости от вида деятельности, осуществляемого в нежилом помещении;
- собственники нежилых помещений дополнительно производят оплату за содержание и обслуживание контейнерной площадки из расчета 1 куб.м согласно расчета управляющей организации.
Результаты общего собрания собственников помещений МКД, оформленные протоколом от 06.12.2011, в установленном законом порядке недействительными не признаны.
Таким образом, расчет платы собственнику нежилых помещений ООО "ТФ "Силуэт" осуществлялся управляющей организацией (ООО "Жилкомсервис г.Ломоносова") в соответствии с решением, принятым общим собранием собственников МКД, исходя из нормативов накопления ТБО в зависимости от вида деятельности, осуществляемого в нежилом помещении.
В период с 01.07.2017 по 31.12.2017 согласно письму Управления по обращению с отходами производства и потребления Санкт-Петербурга от 27.01.2010 N 27/21/11-ор-1, при отсутствии проекта нормативов образования и лимитов на размещение твердых бытовых отходов, расчет объемов твердых бытовых отходов, образованных в результате деятельности владельцев (арендаторов, собственников) нежилых помещений, расчет производился на основании Временных нормативов накопления ТБО, утвержденных директором ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами" по Северо-Западному федеральному округу С. П. Якуцени. Согласно данного письма, временные нормативы ТБО целесообразно было принять до разработки проекта норматива образования отходов и лимитов на их размещение.
В период с 01.01.2018 по 31.01.2019 норматив накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения, торговых и культурно - бытовых учреждений, встроенных в многоквартирные дома рассчитывался в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт -Петербурга от 14.04.2017 года N 30-Р "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга".
При этом тариф за вывоз и утилизацию 1 куб.м ТБО для собственников жилых и нежилых помещений является одинаковым, различаются только нормативы накопления.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1.13 КоАП РФ.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2020 по делу N А56-80409/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80409/2019
Истец: ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Третье лицо: ООО "Торговая фирма "Силуэт"