г. Вологда |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А44-5968/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Старорусского муниципального района на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 ноября 2019 года по делу N А44-5968/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993; адрес: 119021, город Москва, проспект Комсомольский, дом 18, строение 3; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Администрации Старорусского муниципального района (ОГРН 1025301187570, ИНН 5322000727; адрес: 175202, Новгородская область, Старорусский район, город Старая Русса, Советская набережная, дом 1; далее - администрация) о признании незаконным отказа от 17.06.2019 N 2626-и в определении управляющей организации, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - МКД), в отношении МКД, расположенного по адресу: Новгородская область, Старорусский район, город Старая Русса, Сомровая роща, дом 1а, и обязании администрации определить управляющую организацию, имеющую лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, в отношении указанного выше МКД в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" Соловьев Максим Вячеславович (адрес: 115127, Москва, а/я 40), Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261; адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 12 ноября 2019 года заявленные требования удовлетворены, с администрации в пользу общества взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Администрация с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что администрацией не сформирован перечень управляющих организаций для управления МКД по причине отсутствия заявлений от управляющих организаций о включении их в указанный перечень, а также отсутствия управляющих организаций, которые были признаны участниками открытого конкурса, проводимого администрацией. Полагает, что ссылка суда первой инстанции на письмо Минстроя России от 24.04.2015 N 12258-АЧ/04 несостоятельна, поскольку данное письмо носит не обязательный, а рекомендательный характер. Указывает на то, что в обжалуемом решении не указано, в чем выразился отказ администрации и какие нормы права ей нарушены.
Общество и министерство в отзывах доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от 11.06.2015 N 2 осуществляет обслуживание МКД, расположенного по адресу: Новгородская область, Старорусский район, город Старая Русса, Сомровая роща, дом 1а, в котором 83,11 % помещений находится в собственности министерства.
При этом общество избрано управляющей компанией без соответствующей конкурсной процедуры, договор управления с министерством не заключен.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2018 по делу N А40-78208/2018 в отношении общества введена процедура наблюдения.
Указав на то, что выбор способа управления МКД не реализован, а также на введение в отношении заявителя процедуры банкротства, общество обратилось в администрацию с ходатайством от 14.05.2019 об определении управляющей компании, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, в отношении названного выше дома до заключения договора управления с управляющей компанией, определенной собственниками помещений или по результатам открытого конкурса.
Письмом от 17.06.2019 N 2626-и администрация уведомила общество о том, что по состоянию на 07.06.2019 в администрации перечень организаций для управления МКД не сформирован из-за отсутствия заявлений от управляющих компаний о включении в перечень и из-за отсутствия управляющих организаций, которые признаны участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Не согласившись с отказом администрации, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
Как установлено пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Судом первой инстанции установлено и в материалах дела усматривается, что доля Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирных домах составляет более 50%.
Исходя из смысла положений статей 161 - 163 ЖК РФ, отнесение доли более 50% в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме к собственности публично-правовых образований свидетельствует о невозможности для других собственников помещений в многоквартирном доме самостоятельно определить способ управления, с одной стороны, и об обязанности органа местного самоуправления разрешить вопрос об управлении жилым домом без учета мнения собственников помещений в таком многоквартирном доме, с другой стороны.
Согласно подпункту 2 пункта 3 Правил N 75 конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ;
собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В данном случае предусмотренные ЖК РФ обязанности собственников помещений по реализации своего решения о выборе способа управления по спорному дому не осуществлены.
В силу части 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
В соответствии с указанной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 1616).
Согласно пункту 2 названных Правил определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации - г. г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное.
Как следует из пункта 5 Правил N 1616, в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в Перечень организаций, который формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1616 осуществление управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, не является основанием для непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случаях, для которых проведение такого конкурса предусмотрено ЖК РФ.
Доводы администрации, что в настоящее время перечень, указанный в пункте 5 названных Правил, не сформирован, вследствие чего невозможно определить соответствующую управляющую компанию, не может быть принят, поскольку достаточных доказательств того, что орган местного самоуправления предпринимал какие-либо активные действия в целях формирования такого перечня, не представлено. Доказательств направления предложений потенциальным участникам принять участие в конкурсе с учетом наличия на территории муниципального образования рынка оказания услуг по управлению многоквартирными домами, что подтверждается общедоступными сведениями реестра выданных на данной территории лицензий, не имеется.
Само по себе отсутствие утвержденного перечня не является основанием признания невозможности определения управляющей компании при непредставлении администрацией доказательств принятия исчерпывающих и достаточных мер к его формированию.
Вместе с тем обществом указано на продолжение управления рассматриваемым МКД на основании части 3 статьи 200 ЖК РФ.
Данное обстоятельство администрацией не опровергнуто.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ администрации не может не нарушать прав заявителя.
Довод подателя жалобы об отсутствии в письме от 17.06.2019 N 2626-и отказа в определении управляющей организации не опровергает обоснованность требований общества, поскольку из содержания данного письма не следует, что запрошенное заявителем определение управляющей организации администрацией произведено и ей приняты исчерпывающие меры к определению управляющей организации.
В силу вышеизложенного оснований для отказа в удовлетворении требований общества у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 ноября 2019 года по делу N А44-5968/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Старорусского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5968/2019
Истец: ЖЭУ "Псковское" Обособленное подразделение "Северо-Западное", ООО "ГУЖФ"
Ответчик: Администрация Старорусского муниципального района
Третье лицо: Временный управляющий Соловьев М.В., Минобороны России, Администрация Старорусского муниципального района