г. Владимир |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А43-6274/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2024.
Полный текст постановления изготовлен 31.01.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Новиковой Л.П., судей Насоновой Н.А., Тарасовой Т.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вареник Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.10.2023 по делу N А43-6274/2023 по иску отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области (ИНН 5258012881, ОГРН 1025203030500) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода" (ИНН 5256033861,ОГРН 1035204878015) о взыскании 831 468 руб.
при участии: от истца - отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области - Евстифеевой Н.А. по доверенности (диплом, паспорт); от ответчика (заявителя) - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода" - Макаровой Е.А. по доверенности (диплом, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области (далее - истец, отделение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 831 468 руб. излишне выплаченных денежных средств.
Решением от 03.10.2023 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование незаконности принятого судебного акта указал, что выплаты в соответствии с постановлением N 1762 осуществлялись напрямую работнику учреждения, распределением и контролем за своевременное поступление осуществлялось отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области.
Денежные средства на счета учреждения в период действия постановления N 1762 не поступали.
Согласно пункту 1 пп. 1.1 приложения N 5 к Приказу Минздрава России от 19.03.2020 N 198н определяются медицинские организации, имеющие право на социальные выплаты, в том числе перепрофилированные для госпитализации пациентов с ОРВИ среднего, тяжелого течения, тяжелыми, осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонии, предусматривая создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях.
Учреждение в периоды, указанные в требовании, было перепрофилировано для оказания медицинской помощи детскому населению больных ОРВИ, гриппом, пневмонией до 7 дня болезни включительно в состоянии средней степени тяжести, а именно: с 11.10.2020 по 08.02.2021 приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 09Л 0.2020 N 315-911/2оП/од; с 29.10.2021 по 16.11.2021 приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области от 28.10.2021 N 315-918/21 П/од.
Согласно пункту 1.4 Приказа Минздрава России от 19.03.2020 N 198н медицинская организация, перепрофилированная для госпитализации пациентов с ОРВИ среднего, тяжелого течения, тяжелыми, осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонии, обеспечивают готовность к приему пациентов и оказанию им медицинской помощи в стационарных условиях, отбору биологического материала для лабораторных исследований.
Во исполнение пункта 2.17 Приказа МЗ РФ от 19.03.2020 N 198н проводилась госпитализация пациентов до получения результатов лабораторных исследований биологического материала на наличие новой коронавирусной инфекцией COVID -19.
Лечение пациентов осуществлялось в соответствии с "Методическими рекомендациями "Особенности клинических проявлений и лечения заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) у детей. Версия 2 (03.07.2020)" до получения результатов исследований на наличие новой коронавирусной инфекцией COVID - 19.
В период рассмотрения дела ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25" направлены запросы в ГБУЗ НО "ИКБ N 23 г.Н.Новгород" с разъяснениями по методам лечения и препаратам. На данные запросы получены ответы, из которых видно, что ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25" осуществляло лечение.
Принятие пациентов на лечение осуществлялось по симптоматике.
Симптомы COVID 19 схожи с симптомами простудных заболеваний. Первично всем пациентам ставят первичный диагноз, т.к. COVID-19 определяется только ПЦР-тестированием.
ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25" осуществляет лечение детей в возрасте от 0 мес. до 17 лет 29 дней.
Правовым документов, на основании которого осуществлялось лечение у несовершеннолетних пациентов являлись "Методические рекомендации. Особенности клинических проявлений и лечения заболевания, вызванного новой COVID 19 у детей. Версия 2 (03.07.2020).
В соответствии с пунктом 4.2 методических рекомендаций: в случае нетяжелого лечения инфекций (COVID-19) лечение проводится в соответствии с протоколами ведения детей с ОРВИ, бронхитом, бронхиолитом, пневмонией.
При получении положительного результата на наличие новой коронавирусной инфекцией, осуществлялся перевод пациента в медицинскую организацию, оказывающая помощь пациентам новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Верификация биологического материала составляла до 6 календарных дней.
Считает, что категории по выплатам работникам, указанным приложении, указаны верно, и выплаты произведены правильно, в связи с чем просит отменить решение.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность принятого судебного акта. Пояснил следующее.
Медицинские работники ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25" должны быть отнесены к категории получателей специальной социальной выплаты, установленных подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762, как не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, а не к представленным в реестре категориям получателей специальной социальной выплаты, установленных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762 оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, в стационарных условиях в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой короновирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой короновирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, специальные социальные выплаты устанавливаются в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 в размере 2430 руб. за одну нормативную смену (врачи, код категории 015) и 1215 руб. за одну нормативную смену (средний медицинский персонал, код категории 035).
ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25" представлены недостоверные сведения о категориях работников, необходимых для правильного осуществления расчета специальной социальной выплаты.
Размер специальной социальной выплаты повышается на сумму, определяемую умножением специальной социальной выплаты (без учета районных коэффициентов, коэффициентов за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициентов за работу в высокогорных районах), на повышающий коэффициент к специальным социальным выплатам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Указал, что Нижегородская область не включена в субъекты Российской Федерации, на которые применяются повышающий коэффициент.
Представители сторон в судебном заседании поддержали позиции своих доверителей.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом социального страхования Российской Федерации на основании порядка от 30.06.2021 N 272 проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением N 1762, предоставленных медицинской организацией ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 07.09.2022 N 3/25, в ходе проверки факт оказания специализированной медицинской помощи по диагностике и лечению новой короновируснолй инфекции (COVID-19) в стационарных условиях не подтвержден.
ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25" представлены недостоверные сведения о категориях работников, необходимых для правильного осуществления расчета специальной социальной выплаты.
Установлено несоответствие представленных в реестре сведений и представленных к проверке документах, в части, соответствия кодов категорий работников, имеющих право на специальную социальную выплату, а именно: в реестрах от 04.12.2020, 22.12.2020, 24.12.2020, 14.01.2021, 19.01.2021, 02.02.2021, 03.03.2021, 03.12.2021 (сведения о работниках указаны в приложении N 1 к акту проверки N 3/25 от 07.09.2022).
Медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой короновирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой короновирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, специальные социальные выплаты устанавливаются в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 в размере 2430 руб. за одну нормативную смену (врачи, код категории 015) и 1215 руб. за одну нормативную смену (средний медицинский персонал, код категории 035).
В то время как для указанных работников в реестрах содержатся сведения о категориях с кодами 012 и 032. Коды 012 (установленная сумма выплаты 3880 руб. за одну нормативную смену) и 032 (установленная сумма выплаты 2430 руб. за одну нормативную смену) соответствуют категориям работников, указанным в абзаце 4 подпункта "а" пункта 2 Постановления N 1762, а именно: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (участвующим в оказании медицинской помощи в стационарных условиях) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Также ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25" представлены недостоверные сведения о категории работника, о повышающем коэффициенте, необходимых для правильного осуществления расчета специальной социальной выплаты, а именно: в электронном реестре от 22.12.2020 за декабрь 2020 у врача-педиатра в графе "Повышающий коэффициент" ошибочно указан коэффициент 0,3. Количество смен 1.5. Выплата осуществлена с учетом коэффициента в размере 7566 (3880* 1.5* 1,3). 14.01.2021 представлен реестр на перерасчет выплаты Винниченко М.В. за декабрь 2020: количество смен 4,6; код категорий 012; коэффициент 0. Произведена доплата, с корректировкой ранее выплаченной суммы, без повышающего коэффициента (3880*4.6)-7566=10 282 руб. Общая сумма выплаты за декабрь 2020: 17 548 (7566+10 282).
По данным проверки, расчет выплаты работнику за декабрь по коду 012: 2430*4,6=11 178 руб., переплата составила 6670 (отражено в приложении N 2 к акту проверки от 07.09.2022 N 3/25).
Нижегородская область не включена в субъекты Российской Федерации, на которые применяются повышающий коэффициент.
По результатам проверки выявлено, что ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25 Автозаводского района" предоставило реестры, содержащие недостоверные сведения (категории работников), влияющих на право получения работниками специальной социальной выплаты, излишне понесенные Фондом, расходы составили 831 468 руб.
ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25 Автозаводского района" представило возражения от 27.09.2022 N 759 на акт проверки, в котором настаивало на том, что коды категорий работников указаны верно. Учреждение в период с 11.10.2020 по 08.02.2021 и с 29.10.2021 по 16.11.2021 было перепрофилировано для оказания медицинской помощи детскому населению больных ОРВИ, гриппом, пневмонией до 7 дня болезни включительно в состоянии средней степени тяжести согласно приказам Министерства здравоохранения Нижегородской области от 09.10.2020 N 315-911/2оП/од и от 28.10.2021 N 315-918/21П/од.
12.10.2022 фондом составлен протокол рассмотрения материалов камеральной проверки N 3/25, 12.10.2022 фонд уведомил ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25" о том, что по результатам рассмотрения камеральной проверки акт камеральной проверки от 07.09.2022 N 3/25 оставлен в силе.
Претензией от 05.12.2022 N 07-14/01-10524 предлагалось ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25 Автозаводского района" оплатить 831 468 руб. в течение 20 календарных дней со дня получения претензии.
Данная претензия оставлена без исполнения, что послужило причиной для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленные диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации", Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), пришел к выводу, что ответчик предоставил истцу недостоверные сведения, влияющие на право получения работниками специальной социальной выплаты, в связи с чем понесенные фондом расходы по специальной социальной выплате (в том числе излишне полученной) должны быть возмещены его за счет, исковые требования удовлетворил.
Суд первой инстанции при разрешении настоящего спора исходил из следующего.
Из пункта 2 Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 следует, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, право на получение специальной социальной выплаты имеют следующие категории работников:
а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
- врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи - 2430 руб., 1215 руб., 950 руб. соответственно за одну нормативную смену;
- фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
* врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 руб., 2430 руб. и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
* врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 руб., 1215 руб. и 600 руб. соответственно за одну нормативную смену;
врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 руб., 2430 руб. и 1215 руб. соответственно за одну нормативную смену;
водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 руб. за одну нормативную смену;
члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (CO VID-19) - 1215 руб. за одну нормативную смену;
б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 руб., 1215 руб., 600 руб. соответственно за одну нормативную смену.
Для получения специальной социальной выплаты должны быть соблюдены следующие условия:
1. страхователь, структурное подразделение страхователя является медицинской и иной организацией, определенной (перепрофилированной) для оказания медицинской помощи (участвующей в оказании, обеспечивающей оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
2. работник относится к категории работников, установленной подпунктом а) пункта 2 Постановления N 1762 или подпунктом б) пункта 2 Постановления N 1762;
3. контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при оказании медицинской помощи (по диагностике и лечению).
В соответствии с пунктом 3.7 постановления главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" подтвержденным случаем COVID-19 считается случай с лабораторным подтверждением любым из методов, определяющих антиген возбудителя, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца (пункт 4 Правил N 1762).
Пунктами 10 и 12 Правил N 762 установлено, что организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки факт оказания специализированной медицинской помощи по диагностике и лечению новой короновируснолй инфекции (COVID-19) в стационарных условиях не подтвержден.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Нижегородской области от 09.10.2020 N 315-911/2оП/од, в целях оптимизации оказания медицинской помощи детскому населению города Нижнего Новгорода главному врачу ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N 23 г. Нижнего Новгорода" поручено обеспечить госпитализацию детей из всех районов города и Нижегородской области, с подтвержденным диагнозом новой короновирусной инфекции, или подозрением на нее, при наличии медицинский показаний для стационарного лечения
Полностью перепрофилированным медицинским учреждением в целях оказания медицинской помощи детскому населению города Нижнего Новгорода по диагностике и лечению, то есть оказанию специализированной помощи, с подтвержденным диагнозом новой короновирусной инфекции, или подозрением на нее, при наличии медицинский показаний для стационарного лечения являлась ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N 23 г. Нижнего Новгорода".
Согласно приказу Министерства здравоохранения Нижегородской области от 09.10.2020 N 315-911/2оП/од главному врачу ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25" поручено перепрофилировать педиатрический стационар учреждения в стационар для лечения детей с ОРВИ, гриппом, пневмониями (не COVID-19) с 11.10.2020 до особого распоряжения, обеспечить с 11.10.2020 госпитализацию детей, больных ОРВИ, гриппом и пневмонией (не COVID-19).
Медицинские работники ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25" должны быть отнесены к категории получателей специальной социальной выплаты, установленных подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762, как не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, а не к представленным в реестре категориям получателей специальной социальной выплаты, установленных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1762, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной нфекции (COVID-19) медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, в стационарных условиях в соответствии с временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой короновирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой короновирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, специальные социальные выплаты устанавливаются в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1762 в размере 2430 руб. за одну нормативную смену (врачи, код категории 015) и 1215 руб. за одну нормативную смену (средний медицинский персонал, код категории 035).
ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25" представлены недостоверные сведения о категориях работников, необходимых для правильного осуществления расчета специальной социальной выплаты.
В силу приказа N 198н от 19.03.2020 Министерства здравоохранения Российской Федерации о временном порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), все медицинские организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации при оказании всех видов медицинской помощи в условиях стационара в спорный период обязаны были осуществлять забор мазков на ПЦР тест на новую коронавирусную инфекцию, в последующем осуществлялся перевод в иные структурные подразделения, медицинские организации, оказывающие специализированную медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в условиях стационара.
Судом первой инстанции учтено, что специальные социальные выплаты (ССВ) в размере 831 468 руб. были перечислены в результате действий ответчика - направления реестров, содержащих недостоверные сведения, а также, что ответственность за представление недостоверных сведений, влияющих на право получения выплаты, лежала на ответчике. Суд пришел к выводу о том, что излишне перечисленная сумма выплаты, является убытками для истца, поскольку, фактически, права на получение выплаты в заявленном размере работники ответчика не имели.
Кроме того ответчиком представлены данные медицинских карт и выписных эпикризов к ним, несовершеннолетних пациентов, лечение которых осуществляли работники ответчика, указанные в реестрах, предоставленных для проведения специальной социальной выплаты: пациенты поступали в ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г. Н. Новгорода" с первичными диагнозами: ОРВИ, бронхит, пневмония; работниками ответчика были проведены обследования и взят мазок из зева и носа на (COVID-19) (диагностика): до получения результатов анализов проводилось лечение (арбидол, р-р Люголя, ксилен, выферон-1, амоксиклав, цефтриаксон, супракс и т.п.); при получении результата анализа пациент переводился для дальнейшего лечения в ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N 23 г. Н. Новгорода", либо переводился на амбулаторное лечение с продолжением приема назначенных лекарственных препаратов.
Суд первой инстанции, исходя из анализа подпункта а) пункта 2 Постановления N 1762, установил, что для получения специальной социальной выплаты должны быть соблюдены следующие условия: страхователь является медицинской и иной организацией, перепрофилированной для оказания медицинской помощи (участвующей в оказании, обеспечивающей оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в условиях специализированного стационара; работник относится к категории работников, установленной подпунктом а) пункта 2 Постановления N 1762; контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при оказании медицинской помощи (по диагностике и лечению) в специализированном стационаре.
Судом первой инстанции отмечено, что по итогу представленных ответчиком медицинских документов можно сделать следующие выводы.
В представленных случаев цель, предусмотренная пунктов 8 статьи 2 Закона N 323-ФЗ, достигнута не была, пациенты или переводились в специализированный (перепрофилированный) стационар ГБУЗ НО "Инфекционная клиническая больница N 23" или при отказе от госпитализации в специализированный стационар после выявления выписывались домой для прохождения амбулаторного лечения на дому при сопровождении участковых врачей по месту жительства.
Пациенты лечились от ОРВИ, бронхита, пневмонии и других заболеваний, не от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), согласно диагнозу при поступлении и диагнозу клиническому (медицинские карты N 839, 842, 896, 1030, 1101, 1157, 1245, 1115, 2, 17, 22, 49, 50, 83, 260, 1444), кроме того, указанный диагноз также подтверждался направившим учреждением при поступлении пациента, в некоторых случаях, пациенты заражались новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в медицинском учреждении ответчика (медицинские карты N 773, N 17).
Пациенты находились в медицинском учреждении ответчика в среднем 1-2 койко-дня, при среднем сроке лечения 10-20 койко-дней, согласно приказов Минздрава России от 09.11.2012 N 798н, от 24.12.2012 N 1450н, от 29.12.2012 N 1658н.
Выписка пациентов (перевод в специализированный стационар другого медицинского учреждения или после отказа от рекомендаций выписка на амбулаторное лечение) осуществлялась в день поступления результата лабораторного подтвержденного ПЦР теста на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), а в некоторых случаях за 1 день до поступления результатов (медицинская карта N 1115, N 17, N 773, в остальных дата готовности результатов не читаема), то есть заключительный клинический диагноз устанавливался без лабораторных исследований.
Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных пациентам, подтверждает начало назначения лечения от ОРВИ, бронхита, пневмонии и других заболеваний, не от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с учетом прямого указания в стандартах медицинской помощи, указанных в приказах Минздрава России от 09.11.2012 N 798н, от 24.12.2012 N 1450н, от 29.12.2012 N 1658н, например, таких как амброксол, цефтриаксон и другие. Лечение арбидолом, раствор Люголя и др. свидетельствуют о прохождении лечения пациентов именно от ОРВИ, бронхита, пневмонии и других заболеваний, не от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с расширенными свойствами указанных препаратов в анатомно-терапевтической-химической классификаций и наличием фармацевтических свойств, необходимых для лечения большого числа заболеваний, и назначаются лечащим врачом с учетом инструкции по применению, индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям пациента, в том числе с учетом протоколов ведения детей с ОРВИ, бронхитом, бронхиолитом, пневмонией.
Медицинские документы также не подтверждают контакт с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) при оказании медицинской помощи (по диагностике и лечению) в специализированном стационаре.
Медицинские документы не могут подтверждать доводы ответчика об оказании медицинскими работниками ответчика медицинской помощи пациентам по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в условиях специализированного стационара.
Повторно оценив имеющиеся в деле доказательства, позиции сторон, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалованного судебного акта.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Фондом в ходе проверки правомерно установлена недостоверность отраженных учреждением в представленном в фонд реестре сведений в отношении работников.
Правомерно произведен перерасчет специальных выплат на основании установленных в ходе проверки обстоятельств и представленных учреждением в ходе проверки документов.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Совпадение используемых для лечения пациентов лекарственных средств, с учетом установленных судом обстоятельств, не свидетельствует о наличии условий для применения спорных выплат.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.10.2023 по делу N А43-6274/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.П. Новикова |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-6274/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области
Ответчик: ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25"