Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 сентября 2020 г. N Ф03-2560/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
02 июня 2020 г. |
А73-22419/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от министерства строительства Хабаровского края: Боликов Р.А. представитель по доверенности от 23.12.2019, представлено удостоверение и диплом о высшем юридическом образовании;
от управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю: Петренко В.А. представитель по доверенности от 31.12.2019, представлен паспорт и диплом о высшем юридическом образовании;
от министерства просвещения Российской Федерации:;
от министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Ельская О.Н. представитель по доверенности от 29.01.2020, предъявлен паспорт и диплом о высшем юридическом образовании;
от правительства Хабаровского края: Ширяева А.В. представитель по доверенности от 26.12.2018, представлено удостоверение и диплом о высшем юридическом образовании;
от Министерства просвещения Российской Федерации: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы правительства Хабаровского края, министерства строительства Хабаровского края
на решение от 20.03.2020
по делу N А73-22419/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению министерства строительства Хабаровского края
к управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю
третьи лица: министерство просвещения Российской Федерации, министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, правительство Хабаровского края.
о признании недействительным представления.
УСТАНОВИЛ:
министерство строительства Хабаровского края (далее - минстрой края) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным представления управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (далее - УФК по Хабаровскому краю) от 09.10.2019 N 22-14-75/50-7139 в части нарушений указанных в пунктах 1, 2 и требования об устранении бюджетного нарушения, указанного в пункте 2 представления.
Определением от 18.11.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство просвещения Российской Федерации, правительство Хабаровского края.
Определением от 10.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - МЖКХ Хабаровского края).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.03.2020 в удовлетворении заявленных минстрой края требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, минстрой края, правительство края обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции от 20.03.2020 по делу N А73-22419/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционных жалоб ссылаются на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители минстрой края, правительства края доводы своих апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.
Представитель УФК по Хабаровскому краю против доводов апелляционных жалоб возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.03.2020 по делу N А73-22419/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель МЖКХ Хабаровского края поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.03.2020 по делу N А73-22419/2019 отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Министерство просвещения Российской Федерации в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалоб исходя из следующего.
Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю в соответствии с приказами управления от 15.07.2019 N 287, от 12.08.2019, N 320 с 16.07.2019 по 29.08.2019 в отношении министерства строительства Хабаровского края проведена плановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства.
В нарушение пункта 10 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Хабаровского края на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 19.02.2017 N 074-08-148 в 2017 году не обеспечено достижение значения показателя результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. При плановом показателе 152 человека, фактически предоставлено в 2017 году жилых помещений 93 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В нарушение пункта 10 части 1 статьи 158 БК РФ, пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Хабаровского края на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 03.02.2018 N 074-08-2018-78 в 2018 году не обеспечено достижение значения показателя результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия. При плановом показателе 143 человека, фактически предоставлено в 2018 году жилых помещений 87 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Возврат суммы субсидии в соответствии с пунктом 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российский Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 не произведен.
В нарушение абзацев 1-2 части 2 статьи 264.1 БК РФ, пункта 316 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфин России от 01.12.2010 N 157н, абзаца 7 пункта 2, пунктов 129, 132 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфин России от 06.12.2010 N 162н допущено несоблюдение методологии применения плана счетов бюджетного учета, выразившееся в следующем: операции по счету "лимиты бюджетных обязательств к распределению" в 2017-2018 годах отражены по счету 050107007R082C41050112 вместо предусмотренного счета 050107007R082C41250112 на общую сумму 362 749 200 руб., в том числе в 2017 году на 175 253 600 руб., в 2018 году на 187 495 600 руб.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.08.2019, который получен Министерством строительства Хабаровского края (вх. N 11858 от 29.08.2019).
Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, министерству строительства Хабаровского края выдано представление от 09.10.2019 N 22-14-75/50-7139, и требование устранить бюджетные нарушения.
О незаконности указанного представления, министерство обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Согласно подпункту "б" пункта 7 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются, в том числе главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета в части достижения ими показателей результативности использования межбюджетных трансфертов.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, в том числе нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
По статье 132 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению каждой субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 при заключении соглашения о предоставлении субсидии указываются цели и условия предоставления, использования субсидии, показатель результативности, ответственность за нарушение условий соглашения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий, предоставленных заявителю определены Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1203, действовавшими на момент заключения соглашения 2017 года (далее - Правила N 1203), а также Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, являющиеся приложением N 9 к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N 296 (далее - Правила N 296).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 1203 - показателем результативности использования субсидии является численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма. Аналогичное требование содержится в пункте 11 Правил N 296.
В соответствии с положениями указанных Правил N 1203, N 296 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Хабаровского края были заключены соглашения о предоставлении субсидии бюджету Хабаровского края от 19.02.2017 N 074-08-148 (дополнительное соглашение от 27.12.2017 г. N 074-08-148/1), от 03.02.2018 N 074-08-2018-78 на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей за счет средств федерального бюджета в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии на 2017 - 2018 годы.
Согласно приложениям N 3, N 2 к Соглашениям в графе "плановое значение показателя" указано конкретное количество человек и в графе "год, на который запланировано достижение показателя" конкретный год, в котором предоставлена субсидия.
По материалам проверки часть помещений предоставлялась в следующем году после полученной субсидии, но это не влияет на результативности исполнения мероприятий в целях реализации предоставленной субсидии, так как в нарушение условия Соглашения в соответствующем календарном году, указанном в Соглашении, показатель не был достигнут.
Доводы жалоб об общем количестве предоставленных помещений, сроках заключения контрактов на строительство в данном случае не влияют на установленные в ходе проверки нарушения условий Соглашений, в которых указанные обстоятельства не приведены как влияющие на неисполнение показателей.
Доводы жалоб о том, что расчет в ходе проверки должен учитывать и средства краевого бюджета отклоняется, поскольку управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю в соответствии с приказами проводилась плановая проверка предоставления и использования субсидий только из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с п. 4.3.2, 4.3.3 Соглашений субъект обязуется обеспечивать исполнение требований министерства по возврату средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 - 19, 22 (1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
Согласно п. 5.1 указанных Соглашений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по настоящему Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оснований для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности согласно п. 20 Правила N 999 не представлено.
Довод жалоб о позиции Министерства просвещения Российской Федерации о принятии расчетов исходя из совокупного объема денежных средств из федерального бюджета и бюджета края не подтверждается условиями Соглашений. Каких-либо дополнений, изменений в них не вносилось. Действия управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю соответствуют статьям 269.2, 270.2 БК РФ, Правилам осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092.
Нецелевое использование средств не вменялось по результатам проверки.
С учетом изложенного, министерством строительства Хабаровского края допущены нарушения вышеприведенных правовых норм, нарушены условия предоставления Субсидий на 2017 и 2018 годы.
В соответствии с пунктом 3.9. Положения о министерстве строительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 10.04.2009 г. N 126-пр, министерство осуществляет в пределах своей компетенции бюджетные полномочия главного распорядителя, получателя средств краевого бюджета.
Структурой расходов бюджета Хабаровского края на 2017 год (приложение N 11 к Закону Хабаровского края от 06.12.2016 г. N 226 "О краевом бюджете на 2017 год") Министерство определено главным распорядителем средств бюджета по мероприятию "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (Строительство (реконструкция) жилых помещений в соответствии с краевымзаконодательством и нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" с указанием суммы финансирования данного мероприятия в размере 275 253 руб. 60 коп., что соответствует общему объему финансирования, отраженному в соглашении о предоставлении субсидии бюджету Хабаровского края от 19.02.2017 г. N 074-08-148 (275 253 600 руб., в том числе средства федерального бюджета 175 253 600 руб.).
Приложением N 11 к Закону Хабаровского края от 06.12.2017 г. N 303 "О краевом бюджете на 2018 год" Министерство также указано в качестве главного распорядителя средств краевого бюджета по мероприятию "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (строительство (реконструкция) жилых помещений в соответствии с краевым законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Хабаровского края в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" с объемом финансирования 223 443 400 руб. Аналогичная сумма отражена в соглашении о предоставлении субсидии бюджету Хабаровского края от 03.02.2018 N 074-08-2018-78 - 223 443 400 руб., в том числе средства федерального бюджета 187 495 600 руб.
В рамках исполнения соглашений от 19.02.2017 г. N 074-08-148, от 03.02.2018 N 074-08-2018-78 перечисление средств федерального бюджета осуществлялось Министерством просвещения Российской Федерации на лицевой счет министерства строительства Хабаровского края.
На основании изложенного, министерство строительства Хабаровского края, как орган исполнительной власти Хабаровского края, является получателем средств федерального бюджета в отношении средств субсидии, поступившей из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края и главным распорядителем бюджетных средств Хабаровского края в отношении указанных средств субсидии.
Судом первой инстанции верно определено, что управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю наделено полномочиями по проведению контрольных мероприятий и вынесению представления в отношении органов исполнительной власти Хабаровского края, являющихся получателями средств федерального бюджета и главными распорядителями бюджетных средств Хабаровского края, а министерство строительства Хабаровского края, в свою очередь, обязано обеспечить соблюдение положений БК РФ, устанавливающего требования к главным распорядителям и получателям средств бюджетов, в том числе в части результативности использования предоставленных бюджетных средств (субсидий).
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 20.03.2020 по делу N А73-22419/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-22419/2019
Истец: Министерство строительства Хабаровского края
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю
Третье лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство просвещения Российской Федерации, Правительство Хабаровского края