г. Москва |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А40-302491/19 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда О.Г. Головкина, без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 февраля 2020 г. по делу N А40-302491/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску ОАО "РЖД" к ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" о взыскании 21 117 руб. 04 коп. убытков
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта" 21 117 руб. 04 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2020 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный, которым прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела.
Истец отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, ОАО "Российские железные дороги" постановлениями Смоленской таможни по делам об административных правонарушениях N 10113000-989/2018 от 08.05.2018 г. и N 10113000-982/2018 от 29.06.2018 г. привлечено к административной ответственности по ст. 16.11 и ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением штрафных санкций в сумме 16 000 руб. и 325 000 руб., соответственно.
Как указывает истец, в ходе административного расследования установлено, что контейнер TBJU7485803 по железнодорожной накладной N 10124042 с грузом - экранные модули на вагоне 95010492 следовал из Китая в Польшу по территории Российской Федерации под таможенным контролем. Под процедуру таможенного транзита груз помещен при поступлении на территорию Евразийского экономического союза таможенным постом Темиржол таможни Достык Департамента государственных доходов по Алматинской области Республики Казахстан по транзитной декларации N39855409/300318/0027689 с применением в качестве средств идентификации пломб отправителя товаров с оттисками W202004373, 568810, D95508 и TCL0014964.
В соответствии со ст. 17 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлен перечень грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны в пути следования, который утверждается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Охрана таких грузов обеспечивается грузоотправителем, грузополучателем или уполномоченными ими лицами по договору.
На основании данной нормы Закона МПС РФ издан приказ от 18.06.2003 г. N 38, согласно которому утверждены Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (далее - Правила).
Во исполнение п. 4 Правил для обеспечения сохранности груза в пути следования контейнер TBJU7485803 передан на пограничной станции Илецк-1 по приемосдаточному акту ф. КЭУ-5 N 789 от 02.04.2018 г. для сопровождения и охраны в пути следования представителю ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" Суетнову В.А. за исправными пломбами отправителя с оттисками W202004373, 568810, D95508 иТСЬ0014964.
В пути следования по прибытию на станцию Смоленск-Сортировочный 04.04.2018 г. было обнаружено, что на контейнере TBJU7485803 пломбы отправителя отсутствуют и имеется доступ к грузу. По заявлению N 25 представителя ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" Козлова И.А. на контейнер наложено ЗПУ типа "ОХРА-1" с к/з РЖД Н3959505, что подтверждается актом общей формы N 1/175 от 04.04.2018 г. и контейнер направлен для производства комиссионной проверки на станцию Смоленск.
В ходе комиссионной проверки установлена недостача груза в количестве 7 мест, что подтверждается коммерческим актом N МСК1806803/3 от 16.04.2018 г.
По факту утраты средств идентификации Смоленской таможней возбуждено дело об административном правонарушении N 10113000-989/2018 по ст. 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого 08.05.2018 г. ОАО "РЖД" привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 16 000 руб.
По факту недоставки части товара в таможенный орган назначения Смоленской таможней возбуждено дело об административном правонарушении N 10113000-982/2018 по ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого 29.06.2018 г. ОАО "РЖД" привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 325 000 руб.
Кроме того, в связи с недоставкой части груза в контейнере TBJU7485803 Смоленской таможней в адрес ОАО "РЖД" выставлено уведомление N 10113000/Ув2018/0000500 о неуплаченных таможенных платежах от 01.06.2018 г. на общую сумму 21 117 руб. 04 коп., (в т.ч. 6 064 руб. 24 коп. - ввозная таможенная пошлина; 92 руб. 33 коп - пени на данную пошлину; 14 736 руб. 11 коп - НДС и 224 руб. 36 коп. -пени на НДС).
Платежными поручениями N 9043 от 15.06.2018 г. и N 29578 от 20.08.2018 г. оплачены штрафные санкции в размере 16 000 руб. и 325 000 руб. соответственно. Уведомление 10113000/Ув2018/0000500 от 01.06.2018 г. оплачено 28.06.2018 г. платежными поручениями N 12870,12871, 12866 и 12869, соответственно.
Таким образом, ОАО "РЖД" понесло убытки от уплаты штрафных санкций по постановлениям Смоленской таможни N 10113000-989/2018 и N 10113000-982/2018 в сумме 341 000 руб., а также уплаты таможенных платежей на сумму 21 117 руб. 04 коп, оплаченных по уведомлению 10113000/Ув2018/0000500 от 01.06.2018 г.
Поскольку груз в контейнере TBJU7485803 на всем пути следования по территории Российской Федерации сопровождался работниками ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ", на данную перевозку распространяет свое действие Соглашение N 935 о порядке взаимодействия и ответственности при перевозках грузов железнодорожным транспортом, заключенное между ОАО "РЖД" и ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" от 8 октября 2009 г. (далее - Соглашение). Данное Соглашение регулирует порядок взаимодействия сторон при перевозках грузов в вагонах и контейнерах железнодорожным транспортом, осуществляемых перевозчиком и сопровождаемых и охраняемых охраной и при возмещении убытков, понесенных перевозчиком от уплаты таможенных платежей, а также штрафов, взысканных государственными органами за административные правонарушения, возникшие из-за утраты грузов (подп. 1.1.1 - 1.1.3 Соглашения).
В соответствии с п. 7.2 Соглашения ответственность за убытки, связанные с утратой, недостачей, повреждением грузов, а также административные штрафы, взысканные государственными органами за административные правонарушения, возникшие в связи с утратой груза, перевозимого в международном сообщении возлагается на сторону, принявшую вагоны, контейнеры с грузом с учетом требований, установленных в разделе 3 Соглашения.
В соответствии с п. 7 Правил в случае не обеспечения в пути следования сменными или постоянными проводниками исправного состояния вагонов и контейнеров, что привело к утрате ЗПУ, их повреждения или несоответствия перевозочным документам, а также других неисправностей ответственность за сохранность перевозимых грузов несут грузоотправители (грузополучатели) либо уполномоченные ими лица, которые сопровождали груз.
Учитывая, что на станции Илецк-1 согласно приемосдаточному акту формы КЭУ-5 N 789 от 02.04.2018 г. груз принят работниками ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" для сопровождения в пути следования за исправными пломбами отправителя с оттисками W202004373, 568810, D95508 и TCL0014964 без замечаний, в утрате средств идентификации, а также части груза и связанными с этим убытками ОАО "РЖД" усматривается ответственность ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ".
В целях досудебного урегулирования спора и в соответствии с п. 5.6 Соглашения в адрес ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" направлена претензия от 03.09.2018 г. N 7675/МСК ТЦФТО на сумму 325 000 руб., которая согласно ответу N ЦПИ-8/25/18 от 17.09.2018 г. признана подлежащей удовлетворению и 03.10.2018 г. платежным поручением N 3835 сумма штрафа перечислена ОАО "РЖД".
Аналогично 02.07.2018 г. в адрес ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" направлена претензия N 5699/МСК ТЦФТО на общую сумму 37 117 руб. 04 коп. о возмещении суммы штрафа по постановлению Смоленской таможни N 10113000-989/2018 (16 000 руб.) и таможенных платежей (21 117 руб. 04 коп.) по уведомлению Смоленской таможни 10113000/Ув2018/0000500 от 01.06.2018 г.
Согласно ответу ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ" от 02.08.2018 г. N ЦПИ-8/23/18 претензия удовлетворена частично, а именно дано согласие на возмещение суммы штрафных санкций по постановлениям N 10113000-989/2018 на сумму 16 000 руб., которая перечислена в ОАО "РЖД" платежным поручением от 13.09.2018 г. N 3477.
В возмещении таможенных платежей в сумме 21 117 руб. 04 коп. отказано в связи с тем, что возмещение сумм ввозной пошлины не предусмотрено условиями Соглашения N 935, а требование о возмещении НДС не соответствует нормам налогового законодательства.
Таким образом, как указывает истец, ОАО "РЖД" понесло убытки на сумму 21 117 руб. 04 коп.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены в заявленном истцом размере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Пунктом 5.10 Соглашения N 935 от 08.10.2009 г. предусмотрены случаи, при наступлении которых перевозчик не направляет охране претензии о возмещении убытков от уплаты таможенных платежей и штрафов и охрана не возмещает убытки перевозчика. Пунктом 5.10.2 данного Соглашения охрана не возмещает убытки от уплаты пеней, начисленных таможенным органом за несвоевременную уплату штрафов и таможенных платежей по вине перевозчика, за исключением случаев начисления пеней в первичном требовании.
Учитывая, что уведомление Смоленской таможни N 10113000/Ув2018/0000500 от 01.06.2018 г. является первичным требованием и выставлено в связи с недоставкой части товара в контейнере TBJU7485803, оплаченные таможенные платежи, налоги и пени в размере 21 117 руб. 04 коп. правомерно взысканы с ответчика, поскольку являются убытками, понесенными истцом вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору.
Ссылки ответчика относительно неправомерности включения в состав убытков налога на добавленную стоимость не принимаются во внимание, поскольку указанный налог является частью штрафа, наложенного на истца (уведомление 10113000/Ув2018/0000500 от 01.06.2018 г.), в связи с чем, является частью убытков и не может быть исключен из их числа.
Размер ущерба подтверждается материалами дела, достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих иную сумму убытков, ответчиком в нарушение статей 65, 66, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2020 года по делу N А40-302491/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-302491/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"