город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2020 г. |
дело N А53-16607/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой К.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2020 по делу N А53-16607/2019 по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление казной города Ростова-на-Дону" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
о признании незаконным решения, об обязании зарегистрировать право собственности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Управление казной города Ростова-на-Дону" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление, Росреестр) о признании незаконным решений от 27.03.2019 N 30-4837599, N 61/999/001/2019-1674434, об обязании зарегистрировать право собственности.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2020 признано незаконным как противоречащее нормам Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 26.06.2019 N 61/006/001/19-36373. Суд обязал управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу зарегистрировать право муниципальной собственности города Ростова-на-Дону на сети водоснабжения протяженностью 1 559 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А, ул. Стрелковая.
Не согласившись с указанным судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
По мнению управления, выводы суда первой инстанции противоречат материалам дела и положениям Закона N 218-ФЗ.
В представленных возражениях учреждение просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, от Росреестра поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14.07.2015 N 658 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" (далее - Приказ N 658), постановления администрации города Ростова-на-Дону от 02.10.2015 N 890 "О принятии недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону", передаточного акта от 17.05.2017, распоряжения Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 09.02.2018 N 295 "О включении в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону" в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону приняты и включены в реестр муниципального имущества сети водоснабжения протяженностью 1 559 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А, ул. Стрелковая; данное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества города Ростова-на-Дону от 05.06.2018 N 59-30-1395/02-В.
Во исполнение требований пункта 3.1 постановления администрации города Ростова-на-Дону от 02.10.2015 N 890 "О принятии недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" (ред. 24.04.2017) учреждение провело мероприятия по технической инвентаризации объекта и изготовлению технического паспорта и технического плана объекта.
В рамках исполнения муниципальных контрактов от 07.08.2017 N 0358300387917000015_88564 и от 27.08.2018 N 0358300387918000015_188564 при проведении натурных инвентаризационных работ установлена фактическая протяженность сети канализации - 1 559 м.
14.03.2019 учреждение обратилось в управление с заявлением о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные сети (протяженностью 1 996 м) с приложением технического плана сооружения.
Уведомлениями от 27.03.2019 N 30-4837599 и 61/999/001/2019-167434 управление приостановило действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект в связи с наличием расхождений в протяженности сооружения, отсутствием в техническом плане информации о годе завершения строительства, ввода в эксплуатацию сооружения, а также с тем, что технический план сооружения подготовлен на основании декларации, а не разрешения на строительство или проектной документации.
Решением 26.06.2019 N 61/006/001/19-36373 управление отказало в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права муниципальной собственности на сооружение в связи с неустранением причин приостановления регистрации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, может быть признан судом недействительным.
Таким образом, заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Действия по кадастровому учету объектов недвижимого имущества регулируются нормами Закона N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом о регистрации сведений об объектах недвижимости (государственный кадастровый учет).
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, перечень которых установлен законом и дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к числу которых отнесены вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения (подпункт 4 пункта 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Частью 5 статьи 15 Закона N 218-ФЗ установлено, что в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Обосновывая правомерность своих действий, управление указало на наличие противоречий сведениях об объекте (его протяженности) в документах, представленных на регистрацию права. Отказывая в удовлетворении требований учреждения, регистратор руководствовался тем, что протяженность канализационной сети, принятой в муниципальную собственность на основании приказа N 658, не совпадает с протяженность этого объекта, указанной в техническом паспорте объекта, представленном на регистрацию; не представлены сведения о дате ввода объекта в эксплуатацию.
Однако такой отказ является неправомерным ввиду следующего.
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Порядок безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность урегулирован Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ).
В силу части 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся, в том числе в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
Военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
По правилам части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Военное имущество передается в муниципальную собственность безвозмездно независимо от его технического состояния, кадастровые и иные идентифицирующие признаки объекта недвижимости указываются в решении (приказе) только в тех случаях, когда осуществлена государственная регистрация прав передающей стороны, в остальных случаях объекты недвижимости описываются также, как и состояли на учете в органе федеральной власти.
Указанное подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2018 N 305-КГ18-2151 по делу N А40-24227/2017.
При этом передаются объекты недвижимого имущества согласно Закону N 423-ФЗ при наличии той документации, которая имеется на момент принятия решения о передаче.
Действующим законодательством установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, при которой основным необходимым документом является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Учреждение представило такое решение (приказ N 658) регистрирующему органу.
Наличие расхождений в описании характеристик объекта, указанного в актах приема-передачи и техническом плане, связано с проведением учреждением технической инвентаризации, поскольку прежний собственник не осуществил такие действия, не проводил государственный кадастровый учет объекта. В то же время доказательства нахождения иного имущества со схожими характеристиками по данному адресу, а также наличие у объекта признаков самовольной постройки отсутствуют. Спорные канализационные сети предназначены и используются для решения вопросов местного значения, в интересах неограниченного круга лиц (для нужд населения, проживающего в границах бывшего военного городка). В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным Законом вопросов местного значения.
На основании оценки в совокупности и взаимосвязи документов, представленных учреждением на государственную регистрацию, принимая во внимание отсутствие сведений о каких-либо правопритязаниях на спорный объект со стороны иных лиц, с учетом установленных по делу обстоятельств суд первой станции пришел к верному выводу об отсутствии законных оснований для отказа учреждению в государственной регистрации права муниципальной собственности на сети водоснабжения протяженностью 1 559 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А, ул. Стрелковая.
В целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя суд обоснованно возложил на управление обязанность осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный объект.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.01.2020 по делу N А53-15366/2019, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 по делу N А53-16608/2019, с участием тех же сторон и аналогичными обстоятельствами.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2020 по делу N А53-16607/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16607/2019
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ КАЗНОЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: Росреестр, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области