Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 ноября 2020 г. N Ф04-4202/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А70-20174/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1855/2020) акционерного общества "Промэкскавация" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2020 по делу N А70-20174/2019 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Промэкскавация" (ИНН 7206010213, ОГРН 1027201301973, место нахождения: 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Институтская, дом 2а, квартира 26) к Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области о признании недействительными распоряжений от 24.10.2019 N 1198 "Об отмене распоряжения Администрации Тобольского муниципального района от 08.05.2018 N 395", от 24.10.2019 N 1199 "Об отмене распоряжения Администрации Тобольского муниципального района от 08.05.2018 N 388",
при участии в деле в качестве третьего лица, - Департамента недропользования и экологии Тюменской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Промэкскавация" - Князев И.В. по доверенности от 01.10.2019 сроком действия 3 года, Дячук И.В. по доверенности от 14.08.2019 сроком действия 3 года;
в отсутствие представителе й Администрации Тобольского муниципального района Тюменской области, Департамента недропользования и экологии Тюменской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Промэкскавация" (далее - заявитель, общество, АО "Промэкскавация") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тобольского муниципального района Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, администрация Тобольского муниципального района, администрация) о признании недействительными распоряжений от 24.10.2019 N 1198 "Об отмене распоряжения Администрации Тобольского муниципального района от 08.05.2018 N 395", от 24.10.2019 N 1199 "Об отмене распоряжения Администрации Тобольского муниципального района от 08.05.2018 N 388".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент недропользования и экологии Тюменской области (далее - третье лицо, департамент).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2020 по делу N А70-20174/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права. Отмечает, что в оспариваемых распоряжениях не приведены основания для отмены распоряжений о выдаче разрешений на использование земель от 08.05.2018 N 395, от 08.05.2018 N 388, нормативные акты, которые нарушены вынесением отменных распоряжений. АО "Промэкскавация" считает оспариваемые распоряжения нарушающими его права на добычу полезных ископаемых на основании имеющейся лицензии, а также препятствующими исполнению обязательств общества по обеспечению сохранности и рекультивации почв на указанных земельных участках в случае необходимости. При этом из жалобы следует, что заявитель условия пользования земельными участками не нарушил.
Согласно доводам жалобы заявитель лишен доступа к участку недр, а также возможности вывезти расположенную на участке недр специализированную технику, механизмы и оборудование на зимний период. В отсутствие сухопутного прохода к участку недр, технологически обеспечение деятельности на участке недр и сама добыча полезного ископаемого невозможны. Отмененными распоряжениями на заявителя возложена обязанность по рекультивации. Ввиду отмены распоряжений АО "Промэкскавация" лишено возможности произвести какие-либо работы, как по оценке состояния земельных участков, так и по их рекультивации, если такая работа будет необходима.
В письменных отзывах на жалобу заинтересованное лицо и третье лицо просят оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация и департамент, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направили. От администрации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя. На основании статей 156, 266 АПК РФ ходатайство удовлетворено, суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Кроме того, до начала судебного заседания от департамента недропользования и экологии Тюменской области поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное невозможностью присутствия в судебном заседании в связи с мерами, принимаемыми ввиду угрозы распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Рассмотрев ходатайство, учитывая положения статьи 158 АПК РФ, принимая во внимание то обстоятельство, что позиция по делу выражена третьим лицом в поступившем в суд апелляционной инстанции процессуальном документе, департамент не заявил о наличии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности рассмотрения дела в его отсутствие, в том числе, в связи с намерением стороны осуществить какие-либо процессуальные действия, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в настоящем случае отклонение ходатайства об отложении разбирательства по апелляционной жалобе не повлечет нарушения процессуальных прав третьего лица.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем заявителя поддержаны доводы жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменные отзывы на нее, заслушав представителя общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что АО "Промэкскавация" является недропользователем на земельном участке с кадастровым номером 72:16:1911002:3 расположенном по адресу: Тюменская область, Тобольский район, Санниковское с/п, 500 м севернее бывшей д. Комарова, который является землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, и иного специального назначения на основании лицензии от 20.08.2015 N ТЮМ 80385 ТЭ, выданной департаментом на основании приказа от 06.08.2015 N 0328-ОД.
В целях реализации технического проекта по разработке участка недр общество обратилось в администрацию с целью получения разрешения на пользование расположенными рядом земельными участками для обеспечения деятельности карьера.
По результатам рассмотрения заявления заинтересованным лицом изданы распоряжения от 08.05.2018 N 388 и N 395, в соответствии с которыми АО "Промэкскавация" выданы разрешения на использование земельного участка площадью 370 552 кв. м с местоположением Тюменская область, Тобольский район, Санниковское сельское поселение, и земельного участка площадью 66 458 кв. м с местоположением: Тюменская область, Тобольский район, Абалакское сельское поселение, для размещения объектов, предназначенных для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (площадка для складирования песка).
Впоследствии заинтересованным лицом изданы распоряжения от 24.10.2019 N 1198 и N 1199, которыми ранее изданные распоряжения о выдаче разрешений отменены.
Считая поименованные распоряжения от 24.10.2019 не основанными на законе и нарушающими права общества, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Судом первой инстанции заявление АО "Промэкскавация" оставлено без удовлетворения, с чем последнее не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования принятого по делу решения.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, обязательным условием признания недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, по заявлению соответствующего заинтересованного лица является нарушение прав и законных интересов такого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (часть 6 поименованной статьи Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Согласно положениям подлежащей применению в настоящем случае редакции пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В указанный перечень входят объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 10).
Материалы дела свидетельствуют о том, что 20.04.2018 в адрес администрации Тобольского муниципального района поступили заявления (данные регистрации входящей корреспонденции - от 20.04.2018 N 1612/06-04; от 20.04.2018 N 1613/06-04) от АО "Промэкскавация" о выдаче разрешения на использование земельных участков, расположенных по следующим адресам: 1. Тюменская область, Тобольский район, Абалакское сельское поселение; 2. Тюменская область, Тобольский район, Санниковское сельское поселение.
По результатам рассмотрения заявлений заинтересованным лицом изданы ненормативные правовые акты - распоряжения от 08.05.2018 N 388 и N 395 о выдаче АО "Промэкскавация" разрешений на использование земель для размещения объектов, предназначенных для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуются разрешения на строительство.
Впоследствии 22.10.2019 администрацией получено письмо департамента недропользования и экологии Тюменской области N 12052/19. Согласно указанному письму в результате административного расследования по факту нарушения режима особой охраны заказника регионального значения "Абалакский природно-исторический комплекс" установлено, что земельные участки, на которые распоряжениями от 08.05.2018 N 388 и N 395 выданы разрешения на использование, расположены в зоне культурного ландшафта заказника "Абалакский природно-исторический комплекс", находящегося в ведении департамента.
В соответствии с частью 1 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 куб. м в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Пунктом 2 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, предусмотрено, что подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Согласно пункту 2.1 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии от 20.08.2015 N ТЮМ 80385 ТЭ) участок недр расположен в зоне культурного ландшафта заказника регионального значения "Абалакский природно-исторический комплекс".
Согласно разделу 3 Условий пользования недрами участок недр располагается на территории заказника. В соответствии с пунктами 3.1.2 и 3.1.3 Условий пользования недрами владелец лицензии обязан при проведении работ по разведке и добыче не размещать здания и сооружения в границах заказника и осуществлять добычу песка только гидромеханизированным способом с размещением карт намыва за пределами границ заказника.
Приказом департамента от 10.09.2015 N 0815-ОД АО "Промэкскавация" согласован технический проект "Разработка и рекультивация карьера строительного песка гидромеханизированным способом на территории Тобольского муниципального района Тюменской области, 500 м севернее от д. Комарова". Как указано в техническом проекте, разработка карьера по добыче песка предусматривается гидромеханизированным способом с транспортировкой горной массы на карты намыва на основании лицензии на пользование недрами от 20.08.2015 N ТЮМ 80385 ТЭ. Разрабатываемый участок расположен на особо охраняемой природной территории "Комплексный заказник регионального значения "Абалакский природно-исторический комплекс" 500 м севернее д. Комарова", вследствие чего особенность освоения данного участка заключается в запрете размещения зданий и сооружений в границах заказника, а так же добыча песка осуществляется только гидромеханизированным способом с размещением карт намыва за пределами границ заказника. Задачей проекта является разработка основных технологических решений добычи песка гидромеханизированным способом, наносящих минимальный вред природе.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, 20.04.2018 заявителем инициирован процесс разрешения на пользование близлежащих земельных участков для обеспечения деятельности карьера.
Впоследствии департаментом установлено следующее. Согласно представленному в материалы дела акту осмотра от 06.09.2019 за границами участка недр "Санниковский" на участке N 1 с восточной стороны участка недр обустроен проезд через реку Комарица; на участке N 2 на смежной территории с участком недр с восточной стороны спланирована площадка из грунта площадью 8 870 кв. м; на участке N 3 с 11 м от южной границы участка недр произведена расчистка почвенно-растительного покрова на площади 7025 кв. м; на участке N 4 в непосредственной близости от юго-западного угла лицензионного участка размещена карта намыва площадью 1 876 кв. м; на участке N 5 от лицензионного котлована до р. Комарица прорыт канал 325 м, по краям которого размещены навалы грунта; на участке N 6 на смежной территории с участком недр с западной стороны спланирована площадка из грунта площадью 3 460 кв. м; на участке N 7 параллельно спланированной площадке размещен бурт грунта длиной 91 м и площадь. 583 кв. м; на участке N 8 на смежной территории с участком недр с южной стороны размещен бурт грунта длиной 95 м и площадью 1 094 кв. м; участке N 9 вдоль южной границы участка недр проходит дорога длиной 590 м и средней шириной 10 м, обустроенная для разработки карьера; на участке N 10 в 95 м юго-восточнее участка недр размещен бурт грунта площадью 154 кв. м. Участки 2-10 переданы обществу администрацией под нужды карьера.
Согласно пункту 4.1. Постановления Правительства Тюменской области от 11.09.2006 N 206-п "О создании комплексного заказника регионального значения "Абалакский природно-исторический комплекс" обязанность по охране заказника возложена на департамент.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Положения о государственном комплексном заказнике регионального значения "Абалакский природно-исторический комплекс" в зоне культурного ландшафта запрещается нарушение почвенно-растительного покрова, проезд и др. В названной зоне заказника разрешается по согласованию с департаментом добыча грунта (в том числе гидромеханизированным способом), подземных вод, разработка месторождений полезных ископаемых - за исключением территорий объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и их зон охраны, местообитаний редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных (пункт 3.4.2.1 Положения).
Выявленные 06.09.2019 департаментом обстоятельства, свидетельствующие о том, что на смежных территориях с участком недр АО "Промэкскавация", расположенных в границах заказника, нарушен почвенно-растительный покров - обустроен проезд через реку Комарица; спланированы площадки из грунта; произведена расчистка почвенно-растительного покрова; размещены карты намыва; прорыт канал, по краям которого размещены навалы грунта; размещены бурты грунта; вдоль южной границы участка недр обустроена дорога для разработки карьера, оценены третьим лицом как нарушение пункта 3.4.1 Положения и требований раздела 3 Условий пользования недрами.
Размещение карт намыва Условиями пользования недрами и техническим проектом в границах заказника не предусмотрено, равно как не следует из таковых и возможность размещения зданий и сооружений на территории указанного объекта.
Как следует из пункта 2.1 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 03.06.2015 N 238-п, размещение должно соответствовать требованиям правил благоустройства территории органа местного самоуправления, на территории которого планируется размещение объектов, требованиям иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Тюменской области и соответствующего органа местного самоуправления; объекты, размещение которых осуществляется без выдачи разрешения, размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, с соблюдением установленного законодательством режима осуществления деятельности в зонах с особыми условиями использования территорий. В соответствии с подпунктом 6 пункта 3.6 вышеуказанного Положения уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения, если размещение объекта (объектов) не соответствует требованиям, установленным пунктом 2.1 Положения.
В данном случае размещение площадок для складирования песка противоречит положению о заказнике регионального значения "Абалакский природно-исторический комплекс".
В связи с установлением указанных обстоятельств и выявления противоречия изданных 08.05.2018 распоряжений действующему правовому регулированию администрацией Тобольского муниципального района изданы распоряжения от 24.10.2019 N N 1198, 1199 об отмене распоряжений от 08.05.2019 NN 388, 395.
Следовательно, оспариваемые заявителем распоряжения от 24.10.2019 N 1198 и N 1199 следует признать законными.
Вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, оспариваемые ненормативные правовые акты (распоряжения от 24.01.2019) не нарушают прав и охраняемых законом интересов АО "Промэкскавация", поскольку те действия, для цели осуществления которых обществом инициировано получение разрешений на основании распоряжений от 08.05.2018, и которые совершены заявителем, представляют собой нарушение лицензионных условий недропользования и действующих в сфере спорных отношений нормативных правовых актов.
На основании изложенного заявление общества обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы АО "Промэкскавация" судебной коллегией отклоняются, поскольку не свидетельствуют о наличии оснований для вывода о незаконности распоряжений администрации от 24.10.2019 N N 1198, 1199 и нарушении таковыми прав и интересов заявителя.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя данной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Промэкскавация" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2020 по делу N А70-20174/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-20174/2019
Истец: АО "ПРОМЭКСКАВАЦИЯ"
Ответчик: Администрация Тобольского муниципального района Тюменской области
Третье лицо: Департамент недропользования и экологии Тюменской области, Князев И.В