г. Хабаровск |
|
03 июня 2020 г. |
А73-62/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр дезинфекции": не явились;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Черевко И.Н., представитель по доверенности от 10.12.2019 N 8/12687;
от третьих лиц: акционерного общества "Почта России" в лице УФПС Хабаровского края: Решетняк Е.В., представитель по доверенности от 07.10.2019 N 27АА 1477698;
общества с ограниченной ответственностью "Региональная дезинфекционная компания-Восток"; общества с ограниченной ответственностью "Алькад Восток": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 14.02.2020
по делу N А73-62/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр дезинфекции"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
об оспаривании решения антимонопольного органа
третьи лица: акционерное общество "Почта России" в лице УФПС Хабаровского края; общество с ограниченной ответственностью "Региональная дезинфекционная компания-Восток"; общество с ограниченной ответственностью "Алькад Восток"
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточный центр дезинфекции" (далее - заявитель, ООО "ДВЦД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным решение антимонопольного органа от 04.10.2019 по делу N 8/10098 (N 8-01/314).
Определением суда от 10.01.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество "Почта России" в лице УФПС Хабаровского края (далее - АО "Почта России"), общество с ограниченной ответственностью "Региональная дезинфекционная компания - Восток" (далее - ООО "РДК - Восток"); общество с ограниченной ответственностью "Алькад Восток" (далее - ООО "Алькад Восток").
Решением суда от 14.02.2020 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, Хабаровское УФАС России обратилось в апелляционный суд с жалобой. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о правомерности включения в документацию об электронном аукционе требования о предоставлении участниками аукциона в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности "по дезинфектологии". В подтверждение своей позиции об отсутствии необходимости получения лицензии на осуществление медицинской деятельности при осуществлении дезинфекционной деятельности (по дезинфекции, дезинсекции, дератизации) вне рамок оказания медицинской деятельности антимонопольный орган сослался на Постановление от 29.04.2019 N 46-АД19-1 Верховного Суда Российской Федерации. Просит решение отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
В судебном заседании апелляционного суда представитель антимонопольного органа на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель АО "Почта России" в заседании суда, а так же в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в заседании суда не принимали, возражений на жалобу не направили. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ФГУП "Почта России" в лице УФПС Хабаровского края - филиал ФГУП "Почта России" (далее - заказчик) 30.08.2019 размещено извещение N SBR035-190014478000376 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по обезвреживанию мелких млекопитающих также синантропных, паукообразных членистоногих на объектах Хабаровского МСЦ УФПС Хабаровского края - филиал ФГУП "Почта России" на сайте http://utp.sberbank-ast.ru, оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ". Дата подачи заявок на участие с 02.09.2019 по 20.09.2019. Начальная (максимальная) цена договора 458 509,25 руб.
В пункте 3.1 раздела 3 закупочной документации "требования к участникам закупки и заявкам" заказчик установил требование о предоставлении участниками запроса котировок лицензии на оказание медицинской деятельности, на основании пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", письма Минздрава России от 09.06.2016 N 14-5/993 "О лицензировании работ (услуг) по дезинфектологии".
В антимонопольный орган поступила жалоба ООО "Алькад Восток" на действия заказчика о необоснованности требования лицензии, по результатам рассмотрения которой, Хабаровским УФАС России принято решение от 04.10.2019 по делу N 8-01/314, которым жалоба ООО "Алькад Восток" на действия УФПС Хабаровского края - филиал ФГУП "Почта России" признана обоснованной.
Действия УФПС Хабаровского края - филиал ФГУП "Почта России" при проведении указанной закупки признаны нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц".
04.10.2019 АО "Почта России" выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, согласно которому в срок до 31.10.2019 необходимо аннулировать данный запрос котировок.
Не согласившись с решением антимонопольного органа от 04.10.2019, ООО "ДВЦД" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам такой закупки (часть 10 статья 4 Закона о закупках).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке); при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуется таким принципом, как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках),
По материалам дела судом установлено, что в пункте 3.1 раздела 3 закупочной документации "требования к участникам закупки и заявкам" заказчик установил требование о предоставлении участниками запроса котировок лицензии на оказание медицинской деятельности, на основании подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", письма Минздрава России от 09.06.2016 N 14-5/993 "О лицензировании работ (услуг) по дезинфектологии".
По мнению антимонопольного органа, в настоящем случае, включения в документацию об электронном аукционе требования о предоставлении участниками аукциона в составе заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности "по дезинфектологии" неправомерно.
Между тем, указанные выводы ошибочны, в силу следующего.
Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Закона N 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
В этой связи, следует признать ошибочным доводы антимонопольного органа о том, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но, являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
Поэтому, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом N 323-ФЗ должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Федеральном законе от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344, от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия АО "Почта России" не образуют нарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, оспариваемое решение нарушает права АО "Почта России" в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно возлагают на последнего обязанность исключить из аукционной документации условия, обеспечивающие предоставление заказчику услуг надлежащего качества, что само по себе влечет нарушение норм и принципов законодательства о закупках.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение незаконными.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы. Изложенные в апелляционной жалобе доводы, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.02.2020 по делу N А73-62/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-62/2020
Истец: ООО "Дальневосточный центр дезинфекции"
Ответчик: Управление антимонопольной службы по Хабаровскому краю, Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: АО "Почта России" в лице УФПС Хабаровского края, ООО "Алькад Восток", ООО "РДК-Восток"