город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2020 г. |
дело N А53-20594/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дудо В.А.,
при участии:
от МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону": представитель Голубова Ю.А. по доверенности от 30.12.2019;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Администрации г. Ростова-на-Дону: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.02.2020 по делу N А53-20594/2019
по заявлению муниципального казенного учреждения "Управление казной города Ростова-на-Дону" (ОГРН 1026103283491, ИНН 6152000743)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области (ОГРН 1046164044156, ИНН 6164229538)
при участии третьего лица - Администрации г. Ростова-на-Дону
(ОГРН 1026103282743, ИНН 6164056684)
о признании незаконным решения государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Управление казной города Ростова-на-Дону" (далее - заявитель; учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление; регистрирующий орган) о признании незаконными решений от 19.06.2019 N 61/006/19-34623 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на сети бытовой канализации протяженностью 5 635 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на сети бытовой канализации протяженностью 5 635 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А (уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г.Ростова-на-Дону.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2020 решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 19.06.2019 N 61/006/19-34623 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на сети бытовой канализации протяженностью 5 635 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А признано незаконным, противоречащее нормам Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Указанным решением суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на сети бытовой канализации протяженностью 5 635 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление Росреестра по Ростовской области обратилось в порядке гл. 34 АПК РФ с апелляционной жалобой, просило решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы управление указывает на наличие противоречия в части основной характеристики сооружения (протяженности), отраженной в техническом плане, и данными, содержащимися в приказе заместителя министра обороны РФ от 14.07.2015 N 658 - правоустанавливающем документе. Учитывая отсутствие технической документации при передаче спорного объекта, не представлялось возможным установить точную протяженность. Поскольку описание объекта в техническом плане не соответствует описанию в правоустанавливающем документе, то невозможно констатировать возникновение права муниципальной собственности на заявленный объект. Ссылаясь на судебную практику, управление указывает, что в силу пункта 2 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения о протяженности объекта недвижимости. Также регистрирующий орган указывает, что в декларации от 07.09.2018 и техническом плане сооружения от 11.03.2019 отсутствует информация о годах завершения строительства, ввода в эксплуатацию объекта недвижимости. В этой связи, заявленный объект не относится к ведению Министерства обороны Российской Федерации, поскольку на него возникло право муниципальной собственности с момента принятия приказа заместителя министра обороны РФ от 14.07.2015 N 658 и положения части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ не подлежат применению. Заявителем была представлена декларация по форме, утвержденной приказом N 953. При этом, действующим законодательством предусмотрена выдача разрешения на строительство данного объекта недвижимости, следовательно, предусмотрена подготовка проектной документации и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение возражало на доводы апелляционной жалобы, настаивало на законности вынесенного судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей Управления Росреестра по Ростовской области и Администрации г. Ростова-на-Дону.
Представитель МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 14.07.2015 N 658 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" Ростовской области" (Приказ от 14.07.2015 N 658), постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 02.10.2015 N 890 "О принятии недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" (ред. от 24.04.2017), передаточного акта объектов недвижимого имущества от 17.05.2017, распоряжения Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 09.02.2018 N 295 "О включении в реестр муниципального имущества города Ростова-на-Дону" в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону приняты и включены в реестр муниципального имущества сети канализации, протяженностью 13,384 км по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А, (выписка из реестра муниципального имущества города Ростова-на-Дону от 05.06.2018 N 59-30-1393/02-В).
Во исполнение требований п. 3.1. постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 02.10.2015 N 890 "О принятии недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" (ред. 24.04.2017) МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону" (далее - Управление казной) были проведены мероприятия по технической инвентаризации вышеуказанного объекта и изготовлению технического паспорта и технического плана.
В рамках исполнения муниципальных контрактов от 07.08.2017 N 0358300387917000015J88564 и от 27.08.2018 N 0358300387918000015_188564 при проведении натурных инвентаризационных работ была установлена фактические характеристики переданного объекта - сети бытовой канализации асбестоцементные, протяженностью 5 635 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А.
22.01.2019 учреждение обратилось с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект - сети канализации, протяженностью 5 300 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А, с приложением технического плана сооружения.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 22.01.2019 N 61/999/001/2019-139746 были приостановлены действия по государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект до 12.07.2019.
Решением от 23.01.2019 N 61/006/19-2768 документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета, были возвращены заявителю в связи с приложением к заявлению документа в электронной форме в формате, не соответствующем формату, установленном органом нормативно-правового регулирования.
14.03.2019 заявителем повторно было направлено заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о государственном кадастровом учете на объект, с приложением документа, соответствующего формата.
29.05.2019 учреждением было подано заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о возобновлении государственной регистрации муниципальной собственности, приостановленной на основании уведомления от 22.01.2019 N 61/999/001/2019-139746.
Решениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 20.03.2019 N 61/006/19-14891 и от 11.06.2019 N 61/999/001/2019-139746 были приостановлены действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права муниципальной собственности на объект по следующим основаниям: отсутствие в техническом плане информации о годе завершения строительства, ввода в эксплуатацию объекта, технический план объекта подготовлен на основании декларации, а не разрешения на строительство или проектной документации, отсутствие справок о том, что необходимые документы отсутствуют по причине утраты, либо о том, что получение разрешительной документации для строительства объекта не требовалось или не требуется, наличие расхождений в протяженности объекта.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 19.06.2019 N 61/006/19-34623 было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
По смыслу норм статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. Обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав прямо закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ) установлен упрощенный порядок передачи военного имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Статьей 3 Закона N 423-ФЗ предусмотрено принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона N 423-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.
В случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество считается возникшим с даты принятия решения о передаче военного имущества (пункт 10 статьи 3 Закона N 423-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности - технического плана.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о сооружении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Из материалов дела следует, что в целях осуществления кадастрового учета и регистрации права муниципальной собственности на сети учреждением управлению был представлен, в том числе технический план объекта.
При этом, порядок безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность урегулирован Законом N 423-ФЗ.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 423-ФЗ безвозмездной передаче подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся, в том числе в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
Военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
По правилам части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Военное имущество передается в муниципальную собственность безвозмездно независимо от его технического состояния, кадастровые и иные идентифицирующие признаки объекта недвижимости указываются в решении (приказе) только в тех случаях, когда осуществлена государственная регистрация прав передающей стороны, в остальных случаях объекты недвижимости описываются также как и состояли на учете в органе федеральной власти.
Указанное подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2018 N 305-КГ18-2151 по делу N А40-24227/2017.
При этом передаются объекты недвижимого имущества согласно Закону N 423-ФЗ при наличии той документации, которая имеется на момент принятия решения о передаче.
Так, суд первой инстанции правомерно установил, что действующим законодательством установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, при которой основным необходимым документом является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Учреждение представило такое решение (приказ N 658) регистрирующему органу.
Наличие расхождений в описании характеристик объекта, указанного в актах приема-передачи и техническом плане, связано с проведением учреждением технической инвентаризации, поскольку прежний собственник не осуществил такие действия, не проводил государственный кадастровый учет объекта. В то же время доказательства нахождения иного имущества со схожими характеристиками по данному адресу, а также наличие у объекта признаков самовольной постройки отсутствуют. Спорные канализационные сети предназначены и используются для решения вопросов местного значения, в интересах неограниченного круга лиц (для нужд населения, проживающего в границах бывшего военного городка). В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным Законом вопросов местного значения.
Указанная позиция согласуется с приведенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.01.2020 N Ф08-10804/2019 по делу N А53-15366/2019, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.01.2020 N Ф08-10758/2019 по делу N А53-15367/2019.
С учетом изложенного, оценив в совокупности и взаимосвязи документы, представленные учреждением на государственную регистрацию (приказ N 658, технический план, заключение кадастрового инженера, декларация, а также письмо ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации от 21.04.2017 N 141/3/11-5482, подтверждающее отсутствие правоустанавливающей документации на объект у прежнего собственника), принимая во внимание отсутствие сведений о каких-либо правопритязаниях на этот объект со стороны иных лиц, его фактическое использование для решения вопросов местного значения, у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа учреждению в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права муниципальной собственности на данное имущество.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование об обязании осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности и возложить на Управление Росреестра по Ростовской области обязанность осуществить государственный кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на сети бытовой канализации протяженностью 5 635 м по адресу: г. Ростов-на-Дону, в/г 51-А.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2020 по делу N А53-20594/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20594/2019
Истец: МКУ "Управление казной города Ростова-на-Дону", Муниципальное казенное учреждение "Управление казной города Ростова-на-Дону"
Ответчик: РОСРЕЕСТР, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ