г. Вологда |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А52-3865/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 14 января 2020 года по делу N А52-3865/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евроавто Плюс" (ОГРН 1086025002700, ИНН 6025031450; адрес: 182105, Псковская область город Великие Луки, улица Лизы Чайкиной, дом 31/1, литера А, 1 этаж, помещение 5а; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к Псковской таможне (ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031; адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Воровского, дом 20; далее - таможня) о взыскании 459 059 руб. 18 коп. излишне взысканных таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 14 января 2020 года по делу N А52-3865/2019 заявленные требования удовлетворены. С таможни в пользу общества взыскано 459 059 руб. 18 коп., а также 12 182 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Таможня с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в ходе таможенного контроля таможня выявила риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, установлены более низкие цены декларируемого товара по сравнению с ценой товаров того же класса и вида, ввезенных и задекларированных в соответствующий период на сопоставимых условиях. Указала, что представленные обществом документы не позволили таможне проверить сведения о заявленной обществом таможенной стоимости товаров, таможенная стоимость определена резервным методом с гибким применением метода стоимости сделки с однородным товарами. Отразило, что решение о корректировке таможенной стоимости не оспаривалось. Указывает, что декларантом не доказана правомерность использования избранного метода определения таможенной стоимости товара. Считает, что судом нарушен принцип правовой определенности, поскольку суд фактически восстановил срок на обжалование решения о корректировке таможенной стоимости, который истек, что процедура возврата нарушена.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направили, общество и таможня в поступивших ходатайствах просили рассмотреть дело без участия представителей, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Евроавто Плюс" (покупатель) в соответствии с контрактом от 05.07.2016 N 59 (далее - контракт), заключенным с компанией UAB "CONTINENTAL TRANSPORTS (продавец), ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) и задекларированы по декларации на товар (далее - ДТ) N 10225030/180716/0002473 товары "запасные части, предназначенные для ремонта транспортных средств, бывшие в эксплуатации".
При таможенном оформлении товара общество представило таможенному органу пакет документов и исчислило таможенные платежи, рассчитанные по первому методу по стоимости сделки с ввозимым товаром. В частности представлены контракт от 05.07.2016 N 59, инвойс от 05.07.2016 N СТN3145, упаковочный лист от 05.07.2016, СМR от 05.07.2016 N 6СТ59, транзитная декларация от 14.07.2016 N 10225010/140716/0045539, экспортная декларация от 12.07.2016 N 16LTKR1000ЕК041D36, акт ТПП от 18.07.2016, коммерческое предложение от 03.07.2016 (том 1, листы 27-50, 61-66; том 3, лист 63).
Таможенным органом 19.07.2016 принято решение о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10225030/180716/0002473 (том 1, листы 68, 69). В указанном решении общество уведомлено о том, что обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, поскольку с использованием системы управления рисками выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на однородные товары, например: ИТС товара N 16 "б/у двигатели" по спорной декларации составил 0,72 долл. США/кг, в других таможенных органах ФТС России декларировались аналогичные товары со значительно более высокой таможенной стоимостью, например, по ДТ N 10209094/120716/0002056 (товар 2) - с ИТС 1,55 долл. США/кг; при таможенном декларировании не представлен внешнеторговый контракт; установлены расхождения сведений содержащихся в инвойсе в электронном виде по сравнению аналогичными сведениями, содержащимися в инвойсе на бумажном носителе; согласно информации, размещенной в сети Интернет, фирма-продавец "Континенталь Транспорт" осуществляет поставки б/у запчастей на территорию Российской Федерации, контактные данные в том числе в Российской Федерации, что свидетельствует о наличии представительства, официального дистрибьютора фирмы-продавца на территории Российской Федерации. При этом импорт товаров осуществляет ООО "Евроавто Плюс". Вышеизложенное свидетельствует о возможной взаимосвязи и/или подконтрольности участников внешнеторговой сделки, оказавшей влияние на стоимость товаров.
Для обоснования заявленной таможенной стоимости обществу предложено в срок до 14.09.2016 представить дополнительные документы, сведения и пояснения для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров. Запрашиваемые документы перечислены в решении о дополнительной проверки, в частности предложено представить: подтверждение и разъяснение условий и обстоятельств совершения сделки в целях документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товара (внешнеторговый контракт, дополнительные соглашения к контракту, документы и пояснения о наличии или отсутствии взаимосвязи между участниками внешнеторговой сделки, в том числе пояснения, является ли ООО "ЕвроАвто Плюс" или лицо, в адрес которого транспортируются товары, исключительным дистрибьютором продавца); документальное подтверждение, обоснованность таможенной (фактурной) стоимости товаров и ее структуры, сопоставимость таможенной стоимости с ценовой информацией (экспортную таможенную декларацию с переводом, сведения о качественных и иных характеристиках товаров, оказывающих влияние на их стоимость, в том числе о техническом состоянии, степени износа; документы, подтверждающие сведения о годе выпуска товаров; документы и сведения о наличии/отсутствии дополнительных расходов, связанных с доставкой товаров до границы Союза; ценовую информацию о продаже аналогичных товаров на мировом и внутреннем рынке; сведения о стоимости декларируемых товаров из независимых источников, например, отчет эксперта; пояснения по условиям продажи; ведомость банковского контроля на актуальную дату; платежные документы и выписки с лицевого счета по оплате данной партии товаров или аналогичных товаров в предшествующих партиях; бухгалтерские (в том числе листы журналов выданных и полученных счетов-фактур, карточка и оборотная ведомость по счету 41, бухгалтерская справка о формировании цены реализации) и коммерческие документы о постановке на учет и реализации ранее задекларированных товаров и о предстоящей реализации (договор, коммерческое предложение) товаров, задекларированных в ДТ; другие документы и сведения (в т. ч. полученные декларантом от иных лиц), которые может представить декларант для подтверждения таможенной стоимости товаров и устранения оснований для проведения дополнительной проверки.
Также обществу предложено в срок до 19.07.2016 представить обеспечение уплаты таможенных платежей (том 1, листы 68, 69).
Таможенным органом 28.07.2016 направлены продавцу товара запросы о подтверждение факта заключения сделки, достоверности инвойса и предоставления калькуляции себестоимости по данным товарам, упаковочный лист, прайс-лист или коммерческое предложение (том 3, листы 23, 24). Ответ не поступил.
Общество 19.07.2016 в ответе на дополнительную проверку (том 2, лист 129) уведомило ответчика о невозможности предоставления запрашиваемых документов в полном объеме, просило выпустить под обеспечение. В этот же день внесено обеспечение, что подтверждается таможенной распиской N 10225030/190716/ТР-6448360, товар выпущен в заявленной таможенной процедуре (том 1, лист 82).
Во исполнение решения таможенного органа о проведении дополнительной проверки ООО "Евроавто Плюс" 09.08.2016 представило пояснения и документы на бумажном носителе (том 1, листы 83-85), истец в ответе на запрос указал на представление ранее, как при электронном декларировании, так и по запросу ответчика до принятия решения о дополнительной проверки, контракта. Пояснил, что между ним и продавцом отсутствует взаимосвязь, также дал пояснения по вопросу качества товара, ценовой информации о продаже аналогичных товаров на мировом рынке и другие. Представил в том числе экспортную декларацию с переводом, платежное поручение от 08.08.2016 N 132 об оплате ввезенной партии товара, пояснения по условиям продажи, иные документы, всего на 144 листах, что подтверждено представителями ответчика в судебном заседании.
По результатам анализа представленных документов Себежским таможенным постом Себежской таможни (01.02.2017 реорганизована в форме присоединения к Псковской таможне) 12.09.2016 принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10225030/180716/0002473 (том 2, листы 33-37).
Согласно решению о корректировке таможенной стоимости при анализе документов и сведений, представленных декларантом в ответ на решение о проведении дополнительной проверки, установлено, что общество указало об отсутствии информации о цене реализации аналогичных товаров на внутреннем и мировом рынках. Выявлено значительное (более чем в 15 раз) отличие таможенной стоимости ввезенных товаров от цены реализации аналогичных товаров на внутреннем рынке Российской Федерации. Представленные декларантом документы содержат неполные и противоречивые сведения, что свидетельствует о ненадлежащем документальном подтверждении сведений, представленных для обоснования таможенной стоимости. Представленные обществом счета не содержат ссылки на ДТ, по которым ввезены товары, что не позволяет сопоставить данные бухучета с данными, заявленными при таможенном декларировании, и не подтверждает обоснованность и достоверность заявленных при декларировании сведений о таможенной стоимости товаров. Не представлены документы, подтверждающие сведения о годе выпуска товаров. Не представлены документы, подтверждающие формирование цены товара исходя из стоимости, полученной в результате разукомплектования автомобилей, поступающих на разборку. Из пояснений декларанта следует, что он сотрудничает с продавцом и ему не известно о поиске продавцом иных каналов сбыта на территории Российской Федерации, это обстоятельство указывает на то, что общество на данный момент является исключительным дистрибьютором продавца, что, в свою очередь, свидетельствует о взаимосвязи участников внешнеторговой деятельности. Согласно пояснениям по условиям продажи цена предложения не является публичной офертой, что указывает на установление специальных цен, возможно зависящих от условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определенно.
Таким образом, таможня посчитала, что основания для проведения дополнительной проверки не устранены, что в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) является основанием для принятия решения о корректировке таможенной стоимости. Декларантом не доказана правомерность использования первого метода по стоимости сделки для определения таможенной стоимости товара.
В связи с этим стоимость товаров по спорной ДТ определена таможенным органом с применением резервного метода, по товарам N 2-8, 10, 12-16, 18-22, 28-30 с применением ценовой информации ИАС "Мониторинг-Анализ" по стоимости однородных товаров, по товарам N 1, 9, 11, 17, 23-27 - по стоимости, указанной в инвойсе продавца от 05.07.2016 N СТN3145.
Таможенным органом 19.09.2016 вынесены решения о взыскании таможенных платежей в сумме 459 059 руб. 18 коп., в том числе ввозной пошлины - 112 341 руб. 29 коп., налога на добавленную стоимость - 337 584 руб. 40 коп., пеней - 9 133 руб. 49 коп. за счет денежного залога, уплаченного по вышеуказанной таможенной расписке, и 19.09.2016 принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (том 2, листы 75, 77; том 3, листы 27-31).
Общество, полагая, что решение о корректировке таможенной стоимости принято незаконно, в результате чего таможенные платежи взысканы излишне, обратилось в таможенный орган в порядке статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) с заявлением от 08.08.2019 (том 1, листы 9, 10) о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей, которое оставлено без удовлетворения, в связи с этим оно подало заявление о взыскании таможенных платежей в суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин осуществлялся в порядке статей 89, 90 ТК ТС, действовавшего в период предоставления ДТ.
В соответствии со статьей 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), действующего в период подачи заявления о возврате, излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 2 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
В пункте 4 статьи 67 вышеназванного Кодекса возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе.
В силу части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В пункте 45 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, разъяснено, что обращение в суд с имущественным требованием о возврате излишне взысканных таможенных платежей не предполагает соблюдение процедуры, установленной статьей 147 Закона N 311-ФЗ в случае, если требования основаны не на новых доказательствах, подтверждающих достоверность первоначального определения таможенной стоимости товаров, а на отсутствии у таможенного органа законных причин для корректировки таможенной стоимости.
На основании статьи 89 ТК РФ (в настоящее время - статье 66 ТК ЕАЭС) таможенные платежи признаются уплаченными (взысканными) излишне, если их размер превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК РФ и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод, что при излишнем взыскании таможенных платежей их поступление в бюджет связано с ошибочными действиями (решениями) таможенного органа и является изначально неосновательным. Следовательно, плательщик вправе защищать в судебном порядке свое право на имущество, в том числе посредством истребования излишне взысканных таможенных платежей.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49) с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.
В рассматриваемом случае решение о корректировке таможенной стоимости, а также результат рассмотрения заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных платежей в судебном порядке не оспаривались, общество просит взыскать излишне уплаченные таможенные платежи в судебном порядке. В связи с этим суд первой инстанции обоснованно оценил законность решения о корректировке таможенной стоимости товаров, повлекшее доначисление спорных таможенных платежей, и рассмотрел спор по существу, а ссылки апеллянта на нарушение части 1 статьи 4 АПК РФ являются несостоятельными.
Спор возник в связи с несогласием заявителя с законностью корректировки таможенной стоимости по спорной декларации.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 183 ТК ТС, действовавшего в период декларирования товара, в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
Пунктом 1 статьи 64 этого Кодекса определено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В силу пункта 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
На основании пункта 3 названной статьи Кодекса сведения, указанные в пункте 2 приведенной статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости, и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Статьей 66 ТК ТС установлено, что таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого в соответствии со статьей 67 ТК ТС таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение должно содержать обоснование и срок его исполнения.
В силу пункта 1 статьи 69 упомянутого Кодекса в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Единые правила определения таможенной стоимости товаров установлены в Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (далее - Соглашение), действовавшего в спорный период, согласно пункту 3 статьи 1 которого таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Согласно статье 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 настоящего Соглашения. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Соглашения, применяемыми последовательно.
Таким образом, только в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров устанавливается в ином порядке.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения предусмотрено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при выполнении определенных в данной статье условий.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Следовательно, основой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18), разъяснявшему положения ТК ТС, действующего в период представления ДТ и корректировки таможенной стоимости, выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене (предусмотренных статьей 5 Соглашения дополнительных начислениях к цене) не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Аналогичные разъяснения даны по применению ТК ЕАЭС в пунктах 8, 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", согласно которым, принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом (таможенный представитель) данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 АПК РФ и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
В то же время выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 2 Решения Комиссии Таможенного союза Евразийского Экономического Сообщества "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" от 20.09.2010 N 376 с 01.01.2011 вступили в силу Порядок декларирования таможенной стоимости товаров и Порядок корректировки таможенной стоимости товаров.
Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, установлен в приложении 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров (далее - Перечень).
Как установил суд первой инстанции, общество при таможенном оформлении спорного товара выбрало первый метод - по стоимости сделки с ввозимым товаром. В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило в таможенный орган документы, установленные пунктом 1 Перечня, а именно: контракт, инвойс, упаковочный лист к инвойсу, экспортную декларацию с выборочным переводом, транзитную декларацию, транспортные документы, платежное поручение об оплате ввезенного товара, коммерческое предложение, а также дало пояснения и представило дополнительно запрошенные ответчиком документы, что не оспаривается ответчиком. При этом контракт, инвойс, упаковочный лист к инвойсу, экспортная декларация и СМR представлены декларантом на бумажном носителе до принятия 19.07.2016 решения о проведении дополнительной проверки.
Из указанных документов следует, что между обществом (покупатель), г. Великие Луки, и UAB "CONTINENTAL TRANSPORTS (Продавец), Литва, 05.07.2016 заключен контракт N 59 на условиях CРТ-Москва на поставку товара, по которому поставляются "запасные части для транспортных средств, бывшие в употреблении (б/у), предназначенные для ремонта моторных транспортных средств". Товар приобретается по ценам и в ассортименте, указанным в контракте, с термином "как есть" (пункт 1.2 контракта). Стоимость контракта 501 000 руб. (пункт 1.3 Контракта). Товар поставляется автомобилем N НАТ042, прицеп N FG615 (пункт 1.3.3 контракта). Валютой платежа по контракту являются рубли Российской Федерации (раздел 2 контракта). Всего 108 позиций товаров на сумму 501 000 руб. (том 1, листы 27-36).
В разделе 2 контракта стороны согласовали условия поставки и расчетов за товар. Согласно пункту 2.3 контракта оплата за поставляемый товар производится покупателем путем 100 % предварительной оплаты товара банковским переводом на расчетный счет продавца или после таможенного оформления товара в течение 60 банковских дней, банковским переводом на расчетный счет продавца.
Сведения о товаре по спорной декларации, о его стоимости, количестве указанные в инвойсе от 05.07.2016 N СТN3145, в упаковочном листе к инвойсу, идентичны сведениям, указанным в пункте 1.3.4 контракта. Общая стоимость товара, указанная в контракте, по товару, ввезенному по спорной декларации, согласуется со стоимостью инвойса, стоимостью указанной в СМR N 6СТ59, с коммерческим предложением продавца от 03.07.2016 N 59 (том 1, листы 33-41, 46-49). Инвойс принят покупателем к оплате, оплачен в сумме 501 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 08.08.2016 N 132, выпиской банка за 08.08.2016, письмом АО "Великие Луки банк" от 21.08.2019 N 05-26/918 (том 1, листы 67; том 2, листы 107-110,123).
Противоречий и неполных сведений в показателях, указанных в названных документах, судом первой инстанции не установлено, на такие расхождения таможня в оспариваемом решении не ссылается.
В подтверждение факта поставки представлена экспортная декларация страны вывоза и международная товарно-транспортная накладная (СМR). Количество, вес и наименование товара соответствуют указанным сведениям в спецификации и инвойсе. Экспортная декларация, СМR содержат ссылку на инвойс, сопровождавший поставку и представленный при таможенном декларировании. Условия поставки - СРТ - Москва, место разгрузки - Москва, Московская область. Сведения об отправителе товара и получателе товара по транспортной накладной, экспортной декларации соответствуют наименованию и реквизитам продавца и покупателя, указанным в контракте.
Согласно Международным правилам по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли - Инкотермс (в редакции 2010 года) термин СРТ "Carriage paid to..."/ "Перевозка оплачена до" означает, что продавец осуществляет передачу товара названному им перевозчику, а также оплачивает стоимость перевозки, необходимой для доставки товара до согласованного пункта назначения.
Для покупателя данный термин означает, что он обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену. Заключение покупателем договора на перевозку и обязательное страхование груза данные условия поставки для Покупателя не предусматривают.
Разночтений в экспортной декларации, иных документах суд первой инстанции не установил. Ценовые характеристики также являются сопоставимыми, что установлено судом первой инстанции с учетом документов заявителя.
Оценив представленные доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что все вышеперечисленные документы в совокупности выражают содержание сделки, содержат ценовую информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара, информацию об условиях поставки и оплаты за товары.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Кодекса и Соглашения суд первой инстанции исходил из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе, и только в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в ином порядке.
Таможенный орган не представил доказательств того, что сведения о стоимости товаров являются недостоверными, документы, представленные декларантом, не опроверг, не представил доказательства, свидетельствующие о возможности представить или о наличии у общества документов по разборке автомобилей и сведений о годе выпусков товаров. Доказательства, подтверждающие либо опровергающие влияние этих факторов на формирование цены товара, с учетом пояснений общества об условиях приобретения товара по цене, указанной в коммерческом предложении продавца от 03.07.2016 при покупке всей партии, таможенным органом также не представлены.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, выявленные противоречия в бухгалтерских документах общества свидетельствуют о возможных нарушениях требований, предъявляемых к их заполнению, но не указывают бесспорно на недостоверность заявленных обществом сведений о таможенной стоимости товаров.
Ссылку ответчика на несоответствие по содержанию сведений в счете-фактуре от 15.07.2016 N 18, в графе 11 которого указаны сведения по ДТ, представленной истцом в ходе дополнительной проверки (том 3, лист 78), и счетом-фактурой с теми же реквизитами, представленным истцом при обращении в суд с заявлением, не содержащего такие сведения (том 2, лист 18), суд первой инстанции отклонил как необоснованную. Ответчиком не приведено убедительных аргументов и доказательств, свидетельствующих о влиянии данных противоречий в счетах-фактурах на применение метода по стоимости сделки при определении таможенной стоимости товаров по спорной декларации. Кроме того, суд учел пояснения представителя истца о том, что номер декларации в счете-фактуре, имеющемся в архивном деле таможенного органа, проставлен по просьбе должностного лица поста, копия у общества не сохранилась, поэтому в экземпляре, сохранившемся у истца и представленным при обращении с иском в суд, эти сведения отсутствуют.
Довод ответчика о значительном отличии цены реализации однородных товаров, товаров того же класса и вида на внутреннем рынке от цены товара, купленного заявителем, суд первой инстанции не принял как несостоятельный. Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие прямое влияние цены реализации на внутреннем рынке на цену ввозимого товара по внешнеэкономической сделке. Формирование цены на внутреннем рынке зависит от многих факторов, например, от количества посредников по купле-продаже товара на внутреннем рынке, расходов продавцов (продавца), спроса и предложения на тот или иной товар, системы налогообложения продавца и т. д. Сведения сайтов, на которые сослался ответчик, информацию, связанную с формированием конечной цены, не содержат. Суд первой инстанции обоснованно учел, что значительное отличие цены реализации однородного товара на внутреннем рынке может являться одним из оснований для запроса дополнительных пояснений и документов у декларанта.
Суд первой инстанции не принял ссылку ответчика на пункт 26 пояснений по условиям продаж как несостоятельную, поскольку отсутствие публичной оферты продавца не свидетельствует о недостоверности цены, указанной в коммерческом предложении от 03.07.2016, и установлении специальной цены для покупателя. С учетом положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ суд первой инстанции верно посчитал недоказанным довод таможни об установлении специальной цены продавцом для покупателя.
Доводы ответчика о том, что из документов следует, что общество является дистрибьютором продавца, не нашли подтверждения в материалах дела.
На основании положений статей 1, 16 Закона N 311-ФЗ, статьи 69 ТК РФ таможенный орган обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, обязан известить его об основаниях, по которым представленные при проведении дополнительной проверки в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 69 Кодекса документы и сведения о товаре не устраняют имеющиеся сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости, учесть представленные декларантом возражения (пояснения) при принятии окончательного решения.
Суд первой инстанции верно указал, что таможенный орган вышеназванную обязанность не исполнил.
При установленных обстоятельствах с учетом разъяснений, данных в Постановлениях N 18, 49, принимая во внимание нормы таможенного законодательства, регулирующие порядок и условия определения таможенной стоимости товара, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совокупностью документов и сведений, представленных при декларировании и в ходе проведения дополнительной проверки, ООО "Евроавто Плюс" подтвердило заявленную таможенную стоимость по спорной декларации.
Доводы апеллянта о противоречивости сведений в представленных документах коллегией судей отклоняются по основаниям, верно оцененным судом первой инстанции.
Ссылки апеллянта на то, что срок на обжалование решения о корректировке таможенной стоимости, установленный положениями статьи 40 Закона N 311-ФЗ, истек, не имеют значения, поскольку предметом спора является требование о взыскании излишне взысканных таможенных платежей, о пропуске подачи которого ответчик не заявляет, нарушений статей 115, 117 АПК РФ, указанных таможней в жалобе, апелляционный суд не усматривает.
Доводы апеллянта о нарушении процедуры возврата ввиду невнесения изменений в ДТ коллегией судей отклоняются в связи с тем, что право на возврат подтверждено в ходе рассмотрения дела в суде.
Поскольку общество уплатило в бюджет таможенные платежи в большем размере, чем платежи, исчисленные им в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, доначисленные таможенные платежи в сумме 459 059 руб. 18 коп. суд первой инстанции верно счел излишне взысканными и подлежащими возврату обществу, при этом учел, что спор о размере платежей между сторонами отсутствует.
Следовательно, требование заявителя обоснованно удовлетворены в полном объеме.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 14 января 2020 года по делу N А52-3865/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3865/2019
Истец: ООО "ЕВРОАВТО ПЛЮС"
Ответчик: Псковская таможня