г. Чита |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А19-29685/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2020 года по делу N А19-29685/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Братскстройсервис" (ОГРН 1053804011040, ИНН 3804031639, 665716, г. Братск, промзона БрАЗа) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области (ИНН 3804030762, 665708, ул. Пионерская, 6а г. Братск, Иркутская область) о признании решения ИФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.06.2019 N 765 незаконным полностью,
при участии в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание):
от ООО "Братскстройсервис": не явились, извещены;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области: Тархова М.А. - представитель по доверенности N 08-02-01/000901 от 16.01.2020 (представлены документы, подтверждающие наличие высшего юридического образования, свидетельство о заключении брака),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Братскстройсервис" (далее - ООО "БСС", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 28.06.2019 N 765.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2020 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.06.2019 N 765. Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Братскстройсервис". Взысканы с заинтересованного лица в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2020 года по делу N А19-29685/2019, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, спорные выплаты являются элементами оплаты труда и произведены в рамках трудовых отношений, следовательно, они подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов. Таким образом, решение налогового органа о привлечении общества к ответственности законны и обоснованы.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором заявитель с выводами суда первой инстанции согласен, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.04.2020.
Заявитель представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просила решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленного ООО "БСС" расчета по страховым взносам за 2018 год, по результатам которой составлен акт проверки от 20.05.2019 N 352.
В ходе проверки налоговым органом установлен факт занижения заявителем базы для начисления страховых взносов за 12 месяцев 2018 года на суммы выплат работникам на оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение в размере 142 940 руб.
По результатам рассмотрения акта от 20.05.2019 N 352, представленных обществом письменных возражений, заместителем начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области вынесено решение от 28.06.2019 N 765, в соответствии с которым обществу начислены страховые взносы, в том числе на обязательное пенсионное страхование 31 446,73 руб., на обязательное медицинское страхование - в размере 7 290, 10 руб., на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 4145,21 руб., пени, начисленные на недоимку по страховым взносам, в общем размере 4133, 64 руб. (в том числе: на ОПС -3040, 41 руб., на ОМС -692,46 руб., на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством -400, 77 руб.), так же общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 1 072, 05 руб.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "БСС", Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области принято решение от 26.09.2019 N 26- 13/020060@, согласно которому жалоба ООО "БСС" на решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 28.06.2019 N 765 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа от 28.06.2019 N 765, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 18.1 НК РФ в Российской Федерации Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 этого Кодекса (к числу которых относится заявитель), если иное не предусмотрено этой статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса), в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 421 НК РФ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
На основании абзаца третьего подпункта 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг или соответствующего денежного возмещения.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Трудовым законодательством установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 ТК РФ) и компенсации (главы 24-28 ТК РФ).
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на 6 территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Из совокупного анализа указанных норм и положений статей 15, 16, 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда (вознаграждением за труд), то есть, связанные с выполнением работником трудовой функции и зависят от результатов его труда.
Статьей 9 Трудового кодекса РФ установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения работниками и работодателями коллективных договоров. При этом коллективные договоры, которые содержат условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Компенсации, поименованные ранее, не предусмотрены действующим трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Работодатель вправе установить рассматриваемые компенсации в коллективном договоре, при этом установление такой компенсации не будет противоречить нормам действующего трудового законодательства и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
В соответствии со статьей 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 129 ТК РФ).
Компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами (статья 164 ТК РФ). В статье 165 ТК РФ установлен открытый перечень компенсаций.
Однако законодательством не предусмотрены перечисленные компенсации. Соответственно, такие компенсации не являются составной частью оплаты труда, законодательно установленной компенсационной выплатой, а относятся к выплате социального характера.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество предоставляло своим работникам льготные путевки санаторно-курортного лечения за счет: - средств бюджетов бюджетной системы РФ, - собственных средств работников, - собственных средств предприятия, выделенных на оплату путевок по социальной программе".
Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживание работника, предусмотрено коллективным договором на 2018-2021 годы в разделе II "Оплата труда, социальные гарантии и льготы", приложением N 5 к коллективному договору на 2018-20121 гг. "Положение о порядке выдаче путевок на оздоровление работников ООО "БСС", не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующими или компенсирующими выплатами и не включены в систему оплаты труда.
С учетом вышеприведенных норм и содержания положений коллективного договора судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что указанное обеспечение имеет социальный характер, не являются оплатой труда, в связи, с чем не подлежит обложению страховыми взносами.
Ссылка налогового органа, на то, что спорные выплаты не входят в перечень выплат в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ, на которые не начисляются страховые взносы, обоснованно не принята судом во внимание, поскольку само по себе не включение указанных выплат в приведенный перечень не исключает возможности их квалификации как не связанных с возмещением работникам затрат, понесенных при исполнении ими трудовых или иных обязанностей, и, следовательно, не подпадающих под понятие компенсационных выплат.
Также судом первой инстанции рассмотрены и правильно отклонены доводы налогового органа о том, что в соответствие с разъяснениями Минфина России от 12.04.2018 N 03-15-06/24316, от 11.08.2017 N03-15-06/51793, от 26.04.2017 N03-15-06/25246 спорные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке независимо от источника финансирования.
Так, суд указал, что вышеперечисленные письма Министерства финансов Российской Федерации носят информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, что не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и суду руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличном от трактовки, изложенной в этих письмах. Кроме того, оплата путевок в оздоровительное учреждение, не изменяют характера спорных выплат. Они имеют характер социальной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом, у налогового органа не имелось оснований для доначисления обществу страховых взносов и начисления пеней за их несвоевременную уплату, привлечения к ответственности. В связи с чем, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области от 28.06.2019 N 765 правомерно признано судом первой инстанции не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы заявителя, необоснованно возлагающим на него обязанность по уплате страховых взносов и пени, штрафа.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 марта 2020 года по делу N А19-29685/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-29685/2019
Истец: ООО "Братскстройсервис"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному округу г. Братска Иркутской области