город Омск |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А70-22223/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2787/2020) Департамента лесного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2020 по делу N А70-22223/2019 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению акционерного общества "СГ-транс" к Департаменту лесного комплекса Тюменской области об оспаривании постановления N 744 о назначении административного наказания от 10.12.2019,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Колбин Александр Григорьевич по доверенности от 07.11.2019 N 210;
от акционерного общества "СГ-транс" - Гончаров Руслан Михайлович по доверенности от 20.12.2019 N 227;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "СГ-транс" (далее - АО "СГ-транс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент, административный орган) о признании незаконным постановления от 10.12.2019 N 744 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2020 по делу N А70-22223/2019 заявленное обществом требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на отсутствие у общества права на использование лесного участка, расположенного в квартале 116 выдела 6,1,9 Карачинского участкового лесничества Тобольского лесничества Тобольского района Тюменской области. Вместе с тем АО "СГ-транс" допустило использование лесного участка в целях рекреационной деятельности, произвело строительство временных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры в Тобольском лесничестве, Карачинском участковом лесничестве, что в отсутствие разрешительных документов образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
16.10.2019 в квартале 116 выдела 6, 7, 9 Карачинского участкового лесничества Тобольского лесничества Тобольского района Тюменской области при патрулировании территории Тобольского лесничества, на основании приказа Департамента N 122-гк от 18.09.2019, заместителем начальника Тобольского ФГЛН (ЛО), выявлен факт самовольного занятия лесного участка или использование указанного участка для раскорчевки, распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанного участка. Общество допустило использование лесного участка в целях рекреационной деятельности, произведено строительство временных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры в Тобольском лесничестве, Карачинском участковом лесничестве.
Из оспариваемого постановления следует, что право использования лесного участка, расположенного в квартале 116 выдела 6,1,9 Карачинского участкового лесничества Тобольского лесничества Тобольского района Тюменской области у Общества и третьих лиц отсутствует.
Согласно пункту 4.5 Технического отчета ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" установлено, что координаты границ земельного участка, фактически используемого заявителем, не соответствуют координатам границ лесного участка, указанным в договоре аренды лесного участка N 116-р от 18.06.2009, что подтверждают геодезические работы, выполненные в полевых условиях и камеральной обработке. Границы фактически используемого заказчиком земельного участка расположены в пределах выделов 6 и 9 квартала 116 Карачинского участкового лесничества Тобольского лесничества Тобольского района.
Департаментом установлено, что Общество непосредственно использует лесной участок в квартале 116 выдела 6, 7, 9 Карачинского участкового лесничества Тобольского лесничества Тобольского района Тюменской области без договора аренды лесного участка и проекта освоения лесов и именно от его действий (бездействий) допущено административное правонарушение.
По результатам контрольного мероприятия составлен Акт о лесонарушении от 18.10.2019 N 33 с приложениями, акт осмотра от 16.10.2019 с приложениями, получены объяснения Парыкина Р.В. от 24.10.2019.
В связи с выявленным фактом совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, 10.12.2019 заместителем начальника Тобольского МО ГЛН (ЛО) Департамента в присутствие представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении N 838.
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем начальника Тобольского МО ГЛН (ЛО) Департамента вынесено постановление от 10.12.2019 N 744 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Полагая, что постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Департаментом не доказаны факт виновности общества в нарушении действующего законодательства и наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Статьей 7.9 КоАП РФ предусмотрено, что самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, является совершение активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
В соответствии со статьями 6 - 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, использование, охрана, защита, воспроизводство которых осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании статей 71 - 74 ЛК РФ юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Следовательно, использование лесного участка допускается исключительно на основании правоустанавливающих документов (договор аренды, проект освоения лесов, лесная декларация).
Как усматривается из оспариваемого постановления от 10.12.2019 N 744 основанием для привлечения АО "СГ-транс" к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ послужил факт использования обществом земельного участка с границами, отличными от участка переданного в аренду на основании договора от 18.06.2009 N116-р.
К предмету заключенного между обществом (арендатор) и Департаментом (арендодатель) договора аренды от 18.06.2009 N 116-р отнесен лесной участок площадью 0,4 га, являющийся частью земельного участка из земель лесного фонда собственности Российской Федерации с условным номером 72:72:04:/033/2008-365, с местоположением: Тюменская область, Тобольский район, Тобольское лесничество, участковое лесничество Карачинское, квартал N 116, выдел N 5.
В месте с тем, по мнению Департамента, фактически обществом используется иной лесной участок с местоположением: Тюменская обл., Тобольский р-он, Тобольское лесничество, участковое лесничество Карачинское, квартал N 116, выделы N N 6, 7, 9.
Как усматривается из материалов дела, по факту несоответствия координат границ земельного участка с кадастровым номером 72:16:0000000:160/1, установленных межевым планом, координатам границ лесного участка, указанным в договоре аренды от 18.06.2009 N 116-р, в суде первой инстанции был допрошен в качестве свидетеля кадастровый инженер Ращупкин А.Ю., привлеченный обществом для выполнения кадастровых работ по установлению местоположения границ лесного участка и осуществления его государственного кадастрового учета на основании поименованного выше договора аренды с описанием границ лесного участка.
Согласно пояснениям заявителя, кадастрового инженера Ращупкина А.Ю., а также межевому плану земельного участка от 23.12.2009, акту согласования местоположения границы земельного участка с представителем правообладателя земельного участка, несоответствие координат границ земельного участка с кадастровым номером 72:16:0000000:160/1, установленных межевым планом, координатам границ лесного участка, указанным в договоре аренды, произошло в результате предоставления представителями арендодателя данных о местоположении лесного участка и описания границ в Государственном лесном реестре исходя из системы координат 1963 года, тогда как все текущие данные Единого государственного реестра недвижимости исполнены в системе координат WGS 84 (World Geodetic System 1984) - всемирной системы геодезических параметров Земли 1984 года.
Принимая во внимание, что территория лесного участка не содержала в своем составе видимых ориентиров (здания, сооружения и пр.) которые возможно было бы использовать для ориентации на местности, а также в целях принятия мер к устранению взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости при подготовке межевого плана были приглашены представители Тобольского Лесничества, которые обозначили границы на местности.
По итогам выполнения работ кадастровым инженером ИП Ращупкиным А.Ю. был подготовлен и передан в АО "СГ-транс" межевой план земельного участка от 23.12.2009.
В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) в состав межевого плана включен акт согласования местоположения границы земельного участка с представителем правообладателя земельного участка - директором ГУ ТО "Тюменское управление лесами" Шамрай В.Л.
На основании указанного межевого плана был осуществлен государственный кадастровый учет лесного участка в качестве учётной части N 1 земельного участка с кадастровым номером 72:16:0000000:160, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке N 7216/201/10-290 от 03.02.2010.
Сведения Единого государственного реестра недвижимости содержит запись об обременении указанной части земельного участка в пользу общества, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.10.2019 N КУВИ-001/2019-26402194.
Таким образом, АО "СГ-транс" выполнило требование законодательства об обязательном осуществлении государственного кадастрового учета арендованного Лесного участка.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, что после заключения договора аренды Департаментом лесного комплекса Тюменской области рассмотрен и утвержден проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду АО "СГ-транс" (заключение 41/116-р/эпо от 27.10.2009). При утверждении данного проекта замечаний относительно несоответствия границ занимаемого участка Департаментом не заявлено.
Таким образом, АО "СГ-транс" использует лесной участок на основании необходимых правоустанавливающих документов (договор аренды), в пределах границ, обозначенных на местности арендодателем, установленных Межевым планом, согласованных представителем правообладателя земельного участка.
Следовательно, факт самовольного занятия земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю не находит своего подтверждения, следовательно, в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у директора ГУ ТО "Тюменское управление лесами" Шамрай В.Л. полномочий, необходимых для подписания акта согласования местоположения границы земельного участка, включенного в состав Межевого плана несостоятельны, поскольку в силу статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия и действует от имени унитарного предприятия без доверенности.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ ГУ ТО "Тюменское управление лесами" (ИНН 7203090620), является правопредшественником ГКУ ТО "Тюменьлес" (ИНН 7203090620), учредителем (собственником) данных организаций является Департаментом Лесного комплекса Тюменской области.
Соответственно, согласование местоположения границы земельного участка с представителем правообладателя земельного участка - директором ГУ ТО "Тюменское управление лесами" Шамрай В.Л., исполнено в пределах полномочий и во исполнение задач определенных учредителем (собственником) данной организации - Департаментом.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах принятое Департаментом постановление о назначении административного наказания от 10.12.2019 N 744 обоснованно признано судом первой инстанции незаконным и отменено, как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств факта совершения заявителем вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы арбитражным судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.02.2020 по делу N А70-22223/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22223/2019
Истец: АО "СГ-ТРАНС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ