г. Москва |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А41-67512/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Ивановой Л.Н., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Князевым Н.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Эксомавто" - представитель Поливанов М.И. по доверенности от 01 октября 2019, паспорт;
от ГКУ "ЦБДДМО" - представитель Агниязова Д.Н. по доверенности от 09 января 2020 N 4, паспорт;
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры МО - представитель Максимова Т.А., по доверенность 9 января 2020 N 21-20/МТДи, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Эксомавто" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2020 года по делу N А41-67512/19, по иску ООО "Экскомавто" к ГКУ "ЦБДДМО" о внесении изменений в соглашение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экскомавто" (далее - ООО "Экскомавто", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Московской области "Центр безопасности дорожного движения Московской области" (далее - ГКУ "ЦБДДМО", учреждение, ответчик) о внесении изменений в соглашение от 20.04.2018 N 150 о взаимодействии между организацией, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа на территории Московской области, и оператором государственной информационной системы Московской области "Региональная навигационно-информационная система Московской области" в части:
"Требования к функциям сторон": "Перевозчик заключает с Оператором Соглашение о взаимодействии при передаче мониторинговой информации и при передаче сменно-суточных нарядов" изложить в следующей редакции: "Перевозчик заключает с оператором соглашение о взаимодействии при передаче мониторинговой информации";
"Передача мониторинговой информации": "Перевозчик обеспечивает передачу мониторинговой информации от транспортных средств Оператору по протоколу EGTS в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2012 N 285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов" изложить в следующей редакции: "Перевозчик обеспечивает передачу мониторинговой информации от транспортных средств, в части транспортных средств категории М2, М3 Оператору по протоколу EGTS в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2012 N 285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов" или Приложением А (обязательное). Спецификация протокол транспортного уровня ГОСТа 33472-2015 "Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категории М и N. Общие технические требования", а также п. 7.11 ГОСТа 33472-2015, в случаях если транспортное средство оснащено средствами навигации.";
признании ничтожным соглашения от 20.04.2018 N 150 о взаимодействии между организацией, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа на территории Московской области, и оператором государственной информационной системы Московской области "Региональная навигационно-информационная система Московской области" в части: в пункте "Перевозчик": проектов расписаний движения ТС; обеспечивает своевременное предоставление в РНИС Московской области данных сменносуточного наряда в соответствии с Разделом 6 Соглашения; обеспечивает актуализацию нормативно-справочной информации;
в пункте "Передача сменно-суточного наряда" - полностью раздел 6 соглашения - полностью;
пункт соглашения от 20.04.2018 N 150 о взаимодействии между организацией, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа на территории Московской области, и оператором государственной информационной системы Московской области "Региональная навигационно-информационная система Московской области" "Перевозчик" дополнить сведениями о месте расположения в сети Интернет личного кабинета перевозчика; о взыскании неустойки в размере 10 000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта.
Определением Арбитражного суда Московской области от 23.10.2019 по делу N А41-67512/19 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (далее - министерство) (том 2, л.д. 16).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.02.2020 по делу N А41-67512/19 в удовлетворении заявленных требований откзано (том 2, л.д.52-54).
Не согласившись с указанным судебным актом ООО "Эксомавто" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, требования удовлетворить.
Представители учреждения и министерства возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения.
Изучив доводы апелляционной жалобы, повторно исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.04.2018 между ООО "Экскомавто" (перевозчик) и ГКУ "ЦБДДМО" (оператор) заключено соглашение N 150 о взаимодействии между организацией, осуществляющей перевозки пассажиров и багажа на территории Московской области, и оператором государственной информационной системы Московской области "Региональная навигационно-информационная система Московской области", согласно пункту 1.1 которого стороны взаимодействуют в части предоставления справочной информации, мониторинговой информации, полученной с помощью средств спутниковой навигации, и сменно-суточных нарядов в РНИС МО (том 1, л.д. 17-23).
Пунктом 1.2 соглашения предусмотрено, что предоставление информации осуществляется перевозчиком в соответствии с требованиями к мониторинговой информации и ее составу, а также в соответствии с Порядком N 38-р.
В соответствии с пунктом 2.1 перевозчик заключает с оператором соглашение о взаимодействии при передаче мониторинговой информации и при передаче сменно-суточных нарядов.
На основании пункта 2.3 соглашения перевозчик обеспечивает с помощью личного кабинета ввод, проверку и редактирование, в частности, проектов расписаний движения ТС; своевременное предоставление в РНИС Московской области данных сменно-суточного наряда в соответствии с разделом 6 соглашения; обеспечивает актуализацию нормативно-справочной информации.
Также в силу пункта 5.1 соглашения перевозчик обеспечивает передачу мониторинговой информации от транспортных средств оператору по протоколу EGTS в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2012 N 285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов".
Кроме того, согласно разделу 6 соглашения (пункты 6.1-6.5 соглашения) перевозчик формирует сменно-суточный наряд и обеспечивает передачу сформированного сменно-суточного наряда в электронном виде в РНИС МО до начала нарядных суток.
В случае внесения изменений в сменно-суточный наряд перевозчик предоставляет изменения к нему до окончания нарядных суток, в течение которых произошли вышеуказанные изменения.
Одновременно перевозчик направляет оператору обоснование внесения изменений в сменно-суточный наряд.
Оператор обеспечивает информационный обмен данных о сменно-суточных нарядах между автоматизированными системами перевозчиков и подсистемами РНИС МО.
Формат передачи данных по сменно-суточным нарядам описан в приложении 4 к соглашению.
Письмом от 21.06.2019 общество обратилось к учреждению с требованием о внесении изменений в указанное соглашение, указав на то, что пункты 2.1, 2.3, 5.1, раздел 6 указанного соглашения в изложенной части не соответствуют действующему законодательству (том 1 л.д.14-16).
Полагая, что указанные условия соглашения нарушают его права и законные интересы и не соответствуют закону, истец обратился в суд с заявленными требованиями
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими законами или договором.
Пунктом 2 этой же статьи установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.02.2017 N 430-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Почегаева Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав рядом положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса и Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ, указывающий в качестве основания изменения или расторжения договора по решению суда по требованию одной из сторон существенное нарушение договора другой стороной, предполагает определение судом в конкретном деле в рамках его дискреционных полномочий, является ли нарушение договора существенным по смыслу данной нормы, и направлен на защиту интересов одной стороны договора при нарушении договора другой стороной.
Распоряжением МТДи МО от 16.02.2018 N 38-р утвержден Порядок информационного взаимодействия между организациями, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа на территории Московской области, оператором государственной информационной системы Московской области "Региональная навигационно-информационная система Московской области" и Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области".
Данное распоряжение принято органом власти субъекта Российской Федерации, содержит нормы поведения, рассчитанные на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц, недействительным не признано и является действующим.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Порядка N 38-р, он разработан в целях организации мониторинга движения транспортных средств на территории Московской области и организации контроля за соблюдением параметров перевозок пассажиров и багажа на основании Федерального закона от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности"; постановления Правительства Московской области от 17.01.2012 N 31/54 "О создании государственного казенного учреждения Московской области "Центр безопасности дорожного движения Московской области"; постановления Правительства Московской области от 26.11.2013 N 979/52 "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная навигационно-информационная система Московской области"; приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2012 N 285 "Об утверждении требований к средствам навигации, функционирующим с использованием навигационных сигналов системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов".
При этом пунктом 3 Порядка N 38-р предусмотрено, что он определяет процедуры: формирования и ведение плановой информации; передачи нормативной справочной информации; передачи мониторинговой информации; передачи сменно-суточного наряда.
Как следует из соглашения от 20.04.2018 N 150, не оспаривается сторонами, оно заключено в соответствии с Порядком N 38-р.
Содержание спорных пунктов соглашения полностью соответствует положениям, установленным в Порядке N 38-р, а именно разделам "II. Требования к функциям Участников" (пункты 14, 26) и "IV. Передача сменно-суточного наряда" (пункты 31-35).
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания пункта 2.3 и всего раздела 6 соглашения от 20.04.2018 N 150 ничтожными.
Также судом первой инстанции правомерно установлено отсутствие оснований для внесения изменений в пункты 2.1, 5.1 соглашения от 20.04.2018 N 150 на основании пункта 2 статьи 450 ГК РФ, поскольку не установлено существенного нарушения соглашения ответчиком, как и возможности отнесения указанных истцом оснований к иным случаям, предусмотренным ГК РФ, другими законами или договором, позволяющим изменить спорное соглашение.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, на момент подписания спорного соглашения каких-либо разногласий, возражений со стороны истца не имелось. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела по существу, апелляционным судом не установлено.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2020 года по делу N А41-67512/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московской области в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-67512/2019
Истец: ООО "Эскомавто"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"