г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А56-88825/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Кязимов Р.В. по доверенности от 09.01.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2340/2020) Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2019 по делу N А56-88825/2019(судья Шпачев Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стимул"
к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стимул" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет, заинтересованное лицо) от 27.06.2019 по делу N 957/2019 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273- 10 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением суда от 25.12.2019 оспариваемое постановление Комитета признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным решением, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что материалами дела подтверждается факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения; указывает на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.05.2019 в ходе обследования земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, вблизи дома 24/2, выявлен факт самовольного размещения Обществом элемента благоустройства - части площадью 4 кв.м торгового павильона общей площадью 34 кв.м, в котором осуществляется реализация рыбной и алкогольной продукции, трикотажных изделий на земельном участке площадью 4 кв.м из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не прошедшем государственный учет, прилегающем к земельному участку с кадастровым номером 78:36:0005505:1045 по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, участок 95 (южнее дома 24/2 литера А) площадью 30 кв.м, предоставленному Обществу в пользование на основании договора аренды земельного участка от 21.07.2009 N 02/ЗК-07487.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте обследования земельного участка от 16.05.2019 с приложением фототаблицы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 07.06.2019 N 293/С/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 16 Закона N 273-70.
Постановлением Комитета от 27.06.2019 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 16 Закона N 273-70, и ему назначен административный штраф в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Комитета, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, кроме того, усмотрел наличие оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем признал постановление Комитета незаконными отменил его.
Выслушав представителя Комитета, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 273-70 самовольный демонтаж, разрушение, размещение или перемещение элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Закона N 273-70 элементом благоустройства является декоративное, техническое, планировочное, конструктивное устройство, растительный компонент, различные виды оборудования и оформления, покрытие, малая архитектурная форма, некапитальный объект, наружная реклама и информация, которые размещаются на объектах благоустройства.
В силу пунктов 2.1 и 2.7 Приложения N 2 к Правилам N 961 размещенные Обществом объекты относится к элементам благоустройства, а именно: ограждения, ограждения технические, некапитальные объекты, включая гаражи, туалеты, навесы, беседки, будки, нестационарные торговые объекты, включая павильоны, палатки, киоски, тележки, лотки, торговые автоматы, передвижные средства развозной торговли, газетные модули, сооружения в виде натяжных на сборном каркасе тентов для сезонной торговли, информационно-торговые мобильные объекты.
Согласно пункту 27.4 Приложения N 5 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга документами, являющимися основанием для размещения элемента, являются документы о правах на земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе подтверждающие право использования земельного участка (договор аренды земельного участка, договор на размещение НТО, разрешение на использование земельного участка и др.), а также иные документы, подтверждающие правомерность использования земельного участка.
Размещение элементов благоустройства в отсутствие документов, предусмотренных п. 27.4 приложения N 5, является самовольным в силу положений п. 2.4.3 приложения N 4 к Правилам. Согласно п. 27.3 приложения N 5 к Правилам самовольная установка (размещение) элементов благоустройства на территории Санкт-Петербурга запрещена.
Действия, совершенные в нарушение пункта 27.3 приложения N 5 к Правилам, и в соответствии с пунктом 2.4 приложения N 4 к Правилам являются самовольным размещением элемента благоустройства, административная ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 16 Закона N 273-70.
Материалами дела, в том числе актом обследования земельного участка от 16.05.2019 с приложением фототаблицы подтверждается факт размещения Обществом торгового павильона площадью 34 кв.м.
При этом, из материалов дела следует, что на основании договора аренды земельного участка от 21.07.2009 N 02/ЗК-07487, заключенного между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и Обществом и дополнительного соглашения к нему от 27.02.2015, Общество принимает и использует на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 78:36:0005505:1045 по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, участок 95 (южнее дома 24/2 литера А) площадью 30 кв.м.
Таким образом, Комитет пришел к правомерному выводу, о самовольном размещении Обществом элемента благоустройства - части площади 4 кв.м. торгового павильона общей площадью 34 кв.м., без оформленных в установленном порядке документов, предусмотренных пунктом 27.3 Приложения N 5 к Правилам благоустройства.
Указанные обстоятельства образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16 Закона N 273-70.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, следует признать, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 16 Закона N 273-70.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Комитетом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока.
Кроме того, апелляционная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции о возможности признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Обществом не представлено доказательств исключительных обстоятельств, позволяющих признать вмененное административное правонарушение в качестве малозначительного.
Более того, Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений.
Административный штраф в размере 50 000 руб. назначен Комитетом с учетом обстоятельств отягчающих административную ответственность.
По мнению суда апелляционной инстанции, административный штраф, назначенный Комитетом, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 декабря 2019 года по делу N А56-88825/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Стимул" о признании незаконным и отмене постановления Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 27.06.2019 по делу N 957/2019 о признании общества с ограниченной ответственностью "Стимул" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273- 10 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88825/2019
Истец: ООО "СТИМУЛ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИМУЩЕСТВОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА