г. Хабаровск |
|
04 июня 2020 г. |
А73-255/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ": Долженко Ю.Е. по доверенности от 21.05.2020 N 36;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ" на решение от 23.03.2020 по делу N А73-255/2020 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ" (ОГРН 1072722013220, ИНН 2725067430) к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900) о признании незаконным и отмене предписания от 09.12.2019 N П2019-02-0943, третье лицо: Воронина Татьяна Александровна,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ" (далее - ООО УК "Северный округ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным и отмене предписания от 09.12.2019 N П2019-02-0943 главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Управление, административный орган).
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-255/2020, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена Воронина Татьяна Александровна (далее - Воронина Т.А.).
Решением от 23.03.2020 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что:
- нежилое помещение N I (1-10), к которому оборудована пристройка, принадлежит на праве собственности Ворониной Т.А. и именно она осуществляет пользование данной пристройкой;
- предписание о приведении самовольно переустроенного или перепланированного помещения в прежнее состояние должно выдаваться собственнику или нанимателю указанного помещения органом, осуществляющим согласование;
- обществом был проведен осмотр общего имущества, по его результатам в адрес Ворониной Т.А. направлено письмо от 14.11.2019 N 03/6678 о необходимости предоставления разрешительных документов на выполненные работы по перепланировке помещения;
- общество полагает, что на момент вынесения предписания, выполнило свои обязанности, а именно - провело осмотр, выявило нарушение, направило уведомление собственнику, а также направило информацию в орган, определенный федеральным законодательством, как лицо обязанное работать с фактом наличия самовольной перепланировки помещения.
Апелляционная жалоба была принята к производству определением от 29.04.2020 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Управление, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, отзывы на апелляционную жалобу не представили. Суд отказал в признании полномочий представителя Ворониной Т.А. в связи с истечением срока доверенности.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лица, участвовавшего в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО УК "Северный округ" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Хабаровск, ул. Ясная, д. 4 на основании договора управления многоквартирным домом от 31.12.2008 N О/У-159 (далее - договор управления) и лицензии на осуществление данного вида деятельности от 06.04.2015 N 027-000039.
На основании распоряжения от 11.11.2019 N 5632-р, специалистом Управления проведена внеплановая документарная проверка ООО УК "Северный округ" с целью осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с поступившими обращениями граждан.
В ходе проверки, Управлением установлено, что в МКД N 4 имеется нежилое помещение N I (1-10) в отношении которого произведена реконструкция и перепланировка, а именно к указанному нежилому помещению оборудована пристройка к нежилому помещению NI (1-10), а в несущей стене дома, между нежилым помещением и пристройкой выполнен дверной проем. При этом установлено, что разрешение на строительство (реконструкцию) не выдавалось; решение общего собрания собственников на проведение реконструкции, оборудования пристройки, использования земельного участка под пристройку не принималось. По мнению Управления, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований пункта 1 части 2 статьи 44, части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Нарушения, установленные в ходе проверки, были зафиксированы в акте проверки от 09.12.2019 N П2019-02-0943.
09.12.2019 по результатам рассмотрения акта и материалов проверки, ООО УК "Северный округ" выдано предписание N П2019-02-0943 об устранении выявленных нарушений в срок до 15.03.2020.
Не согласившись с предписанием от 09.12.2019 N П2019-02-0943, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности этих условий, с чем соглашается и суд апелляционной инстанции. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, относятся к лицензионным требованиям.
На основании пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Частью 2 статьи 44 ЖК РФ определено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности принятие решений о реконструкции МКД (в том числе с его расширением или надстройкой), строительство хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений (пункт 1); принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им (пункт 2).
На основании части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в МКД по вопросам, предусмотренным пунктами 1, 2 части 2 статьи 44 ЖК РФ, принимаются большинством не менее чем 2/3 голосов общего числа голосов собственников помещений в МКД.
Как установлено Управлением в ходе проверки, подтверждается материалами дела и не опровергнуто обществом, к нежилому помещению в МКД N 4, принадлежащему на праве собственности Ворониной Т.А. выполнена пристройка, которая непосредственно примыкает к МКД N 4.
При этом согласно акту проверки, подписанному, в том числе и представителем общества, между нежилым помещением и пристройкой в несущей стене дома выполнен дверной проем.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпунктами "в", "е" пункта 2 Правил N 491, собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: - ограждающие несущие конструкции МКД (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытия, балконные и иные ограждающие несущие конструкции); - земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Таким образом, земельный участок, на котором расположен МКД, придомовая территория, а также несущие стены дома входят в состав общего имущества спорного МКД, а поэтому управляющая организация является ответственной за содержание данного имущества, обеспечивая сохранность имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Доводы заявителя о том, что поскольку именно собственником помещения выполнен дверной проем в несущей стене между нежилым помещением и пристройкой, то есть допущена самовольная перепланировка помещения, то именно на собственника помещения должна возлагаться обязанность по приведению помещения в первоначальное состояние, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Под перепланировкой помещения в многоквартирном доме понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (часть 2 статьи 25 ЖК РФ).
В пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 70) определено, что перепланировка помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
При этом согласно пункту 1.7.2 Правил N 70 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, из указанных норм с учетом установленных в ходе проверки обстоятельств следует, что Воронина Т.А. произведя возведение пристройки непосредственно примыкающей к ее нежилому помещению, а также оборудование дверного проема в несущей стене МКД, между нежилым помещением и пристройкой, произвела перепланировку нежилого помещения и допустила использование общего имущества МКД без соответствующего решения собрания собственников. Доказательства согласования перепланировки с уполномоченными органами в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, Обществом не учтено, что предметом проверки Управления являлись не вопросы законности проведенной перепланировки, а вопросы, связанные с надлежащим содержанием общего имущества МКД, к которому как указывалось выше, относятся несущие стены МКД, а также земельный участок, на котором расположен МКД и придомовая территория.
И в данном случае, именно на обществе, как управляющей организации, лежит обязанность по надлежащему содержанию этого общего имущества, в том числе принятие мер по устранению нарушения прав собственников МКД по использованию общего имущества, его сохранности и поддержание архитектурного облика многоквартирного дома, которые нарушены в связи с возведением пристройки, без соответствующего решения общего собрания.
Данная обязанность общества, помимо вышеприведенных норм, следует и из подпункта "а" пункта 11 Правил N 491 в соответствии с которым содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
В свою очередь, в пункте 13 Правил N 491 в числе лиц, обязанных проводить осмотры общего имущества, поименованы управляющие организации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением самостоятельного строительства мелких дворовых построек (гаражей, оград), крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.
В данном случае, такие обязанности обществом, как управляющей компанией выполнены не были и допущено возведение на придомовой территории пристройки, непосредственно примыкающей к стене МКД N 4.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что управляющая организация является уполномоченным лицом, обязанным принимать меры по устранению выявленных нарушений использования общего имущества, в интересах всех собственников помещений в МКД, в том числе и в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предписание выдано административным органом в пределах предоставленных ему полномочий, поскольку в отношении общества осуществлен лицензионный контроль в форме внеплановой выездной проверки с целью выявления соблюдения управляющей компанией лицензионных требований по осуществлению предпринимательской деятельности по управлению МКД, то суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что предписание от 09.12.2019 N П2019-02-0943 соответствует нормам ЖК РФ, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Положениям о лицензировании N 1110, отвечает критериям определенности и исполнимости, и не нарушает права и законные интересы управляющей компании ООО "Северный округ" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу по существу правильного принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2020 по делу N А73-255/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-255/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СЕВЕРНЫЙ ОКРУГ"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края
Третье лицо: Воронина Т.А., Воронина Татьяна Александровна
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2720/20
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Хабаровского края N А73-255/20
04.06.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2140/20
23.03.2020 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-255/20