город Ростов-на-Дону |
|
03 июня 2020 г. |
дело N А32-43419/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой К.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВСВ-Водоканал"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2020 по делу N А32-43419/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "ВСВ-Водоканал"
к товариществу собственников жилья "Скиф"
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВСВ-Водоканал" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Скиф" (далее - ответчик, товарищество) о взыскании задолженности за фактическое потребление холодного водоснабжения за период с 01.02.2017 по 01.08.2018 в размере 321 099 рублей 36 копеек, пени за период с 19.10.2018 по 29.05.2019 в размере 30 627 рублей 94 копеек, пени, начиная с 30.05.2019 по день фактической оплаты суммы основного долга, рассчитанные в соответствии с частью 6.3 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также расходы по оплате госпошлины в размере 9 422 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что судом первой инстанции ошибочно применены нормы Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". По мнению истца, выводы суда первой инстанции о том, что отсутствие у истца лицензии на недропользование является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, основан на неправильном применении норм материального права, на ошибочном определении предмета доказывания, противоречат материалам дела и сделаны при неправильном распределении бремени доказывания обстоятельств по делу, на которых стороны основывают свои требования и возражения на них. Лицензия на недропользование у истца отсутствовала в период с 01.02.2017 по 19.10.2017, однако ответчик не отказался от принятия услуг на основании пункта 89 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Истец указывает на то, что ответчиком, в нарушение части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не предоставлены доказательства, опровергающие экономическую обоснованность тарифа; контррасчет суммы, подлежащей, по мнению ответчика, взысканию.
В представленном в материалы дела отзыве истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители истца и ответчика явку в судебное заседание не обеспечили, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца и ответчика, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, товарищество является организацией, управляющей общим имуществом МКД, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Черкасская, 123.
Общество указало, что за период с 01.02.2017 по 31.07.2018 фактически осуществляло поставку холодной воды в указанный МКД в объеме 13 368 куб.м.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 18.07.2018 N 2982 установлен тариф на поставку питьевой холодной воды на период с 01.08.2018 по 31.12.2018 в размере 24 рублей 02 копеек/куб.м.
Общество направило товариществу типовой договор от 01.08.2018 N 135-00-18 холодного водоснабжения, в пункте 4 раздела 2 которого указало, что датой начала (потребления) холодной воды является 01.02.2017. Товарищество направило в адрес водоканала протокол разногласий к договору, в котором предложено изложить пункты договора в следующей редакции:
- пункт 4 "Датой начала (потребления) холодной воды является 01.08.2018;
- дополнить пункт 6: "на дату заключения настоящего договора установлены следующие тарифы: с 01.08.2018 по 31.12.2018 в размере 24 рублей 02 копеек (с НДС) за 1 куб.м питьевой воды";
- в пункте 6 исключить: "При установлении Организации водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, вы отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения".
В рамках дела N А32-35338/2018 арбитражным судом рассматривался спор между сторонами об урегулировании разногласий, возникших при заключении типового договора холодного водоснабжения от 07.08.2018 N 135-00-17, в части пунктов 4, 44, 45 (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2019 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.07.2019, спорные условия приняты в следующей редакции:
пункт 4 договора: "Датой начала подачи (потребления) холодной воды является 01.02.017";
пункт 44 "Договор вступает в силу с момента вступления в силу решения суда";
пункт 45 "Настоящий договор заключается сроком на один год".
Полагая, что на стороне товарищества образовался долг с 01.02.2017 по 31.07.2018 за отпущенную в его МКД холодную воду, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения сторон регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее- Правила N 644), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406).
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение являются регулируемыми видами деятельности, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в отношении каждой конкретной, регулируемой организации.
Согласно статьям 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от их исполнения не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик, возражая против заявленных исковых требований, указал на то, что тариф на питьевую воду и водоотведение для общества в период с 01.02.2017 по 31.07.2018 не был утвержден, а также, что истец не имел права осуществлять регулируемый вид деятельности без специального разрешения. В связи с чем, у истца отсутствуют основания для взыскания заявленной суммы задолженности.
Кроме того, ответчик, ссылался на то, что в рассматриваемый период товарищество не заключало с обществом договоры на поставку воды, в связи с чем оно не может рассматриваться в качестве исполнителя коммунальных услуг, следовательно, не может выступать надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
В статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) содержатся определения следующих понятий:
- гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Статья 31 Закона N 416-ФЗ закрепляет, что к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся, в том числе холодное водоснабжение с транспортировкой воды, включая распределение воды. Тарифному регулированию подлежит поставка питьевой воды (питьевое водоснабжение и транспортировка воды) (части 1, 2 статьи 31 Закона N 416-ФЗ).
Частью 10 статьи 31 Закона N 416-ФЗ закреплено, что перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанных в частях 2, 5, 6, 8 и 9 настоящей статьи, является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат.
В статье 7 Закона N 416-ФЗ закреплено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
В части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) раскрыто понятие "ресурсоснабжающая организация", под которой понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
В пункте 38 Правил N 354 закреплено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В пункте 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила N 406) императивно закреплено, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
В соответствии с частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации. Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из выше приведенных норм действующего законодательства следует, что предпринимательская деятельность, связанная с поставкой коммунального ресурса в виде питьевой воды и ее транспортировкой является нормативно регулируемым видом деятельности посредством установления компетентным органом власти соответствующего тарифа.
В отношении граждан - потребителей коммунального ресурса и управляющих МКД компаний лицо, осуществляющее деятельность по поводу поставки холодной питьевой воды, приобретает статус ресурсоснабжающей организации при наличии у данной организации в законном владении водопроводно-канализационных сетей, права на распоряжение самим коммунальным ресурсом, и не ранее даты установления в отношении данной организации тарифа на осуществление данного вида деятельности. При этом только с указанного времени как у управляющих организаций, так и у граждан (владельцев помещений в МКД) - непосредственных потребителей коммунального ресурса - возникает обязанность по заключению договоров на поставку коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией. До указанной даты договор на поставку холодной воды не может быть заключён, следовательно, не могут возникнуть и фактические правоотношения по поводу поставки коммунального ресурса на вышеуказанные цели.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей
Как указывалось ранее, общество приобрело статус ресурсоснабжающей организации только с 01.08.2018 - с даты начала применения тарифа на поставку холодной воды, утвержденного постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 18.07.2018 N 2982, в связи с этим, до указанного момента общество не могло заключать договоры на поставку холодной питьевой воды ни с товариществом, ни с конечными потребителями данного коммунального ресурса - владельцами помещений в МКД.
При отсутствии доказательств установления уполномоченным органом индивидуального тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению для истца, последний, как лицо, не имеющее статуса ресурсоснабжающей организации (организации водопроводно-канализационного хозяйства), не вправе требовать плату за оказание услуг по водоснабжению для потребителей в рамках обязательственных правоотношений, регулируемых нормами Закона N 416-ФЗ.
Кроме того, в спорном периоде у общества отсутствовала лицензия на недропользование (на добычу воды).
Статьей 1.2 Закона N 2395-1 закреплено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
На основании пункта 3 статьи 10.1 Закона N 2395-1 основанием возникновения права пользования участками недр, в частности, является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.
В соответствии со статьёй 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии со статьей 16 Закона N 2395-1 порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения), для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, для размещения отходов производства и потребления, для размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, для образования особо охраняемых геологических объектов, для предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр, для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, а также при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр (за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых, и участка недр местного значения) пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.
Статьей 19 Закона N 2395-1 закреплено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Нелегальная добыча поставщиком подземных вод не может порождать у него статуса законного владельца коммунального ресурса.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что товарищество является ненадлежащим ответчиком по заявленным требования в силу следующего.
Действительно, судебная практика выработала правовой подход, согласно которому при фактической поставке коммунального ресурса лицо, осуществлявшее данную поставку, однако не получившее в установленном законом порядке тариф, вправе претендовать на отыскание с выгодоприобретателя исключительно неосновательного обогащения в виде части своих затрат, связанных с осуществлением поставки данного коммунального ресурса. Размер такого неосновательного обогащения может устанавливаться в том числе посредством проведения судебной экспертизы, направленной на установления затрат, связанных с доставкой коммунального ресурса (аналогичная позиция изложена в судебных актах по делу N А43-24088/2012).
Вместе с тем, данная позиция не подлежит применению к настоящему спору, так как товарищество не может рассматриваться в качестве фактического выгодоприобретателя от деятельности общества, в связи с чем не может выступать лицом, сберегшим имущество за счет истца, обязанным возместить неосновательное обогащение.
Согласно частям 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно частям 17, 18 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) допустимым является сохранение прямых договоров, заключенных между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений многоквартирного дома в том числе в случае, когда управление таким домом осуществляется управляющей организацией.
Факт отсутствия в спорный период как между обществом и собственниками помещений МКД прямых договоров водоснабжения, так и с товариществом, сторонами не отрицается.
До принятия Закона N 176-ФЗ статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения включала в плату за содержание и ремонт жилого помещения только лишь плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а плата за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 40 Правил N 354 включала в себя как плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
С принятием Закона N 176-ФЗ редакция статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации была изменена и в состав платы за содержание жилого помещения была включена помимо платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме также плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе за водоснабжение на ОДН.
Соответственно претерпела изменения и редакция пункта 40 Правил N 354 (изменена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме").
Согласно действующей редакции указанного пункта потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Соответственно претерпел изменения и пункт 44 Правил N 354, сфера действия которого была сужена аналогичным образом и не охватывает в настоящее время ситуации, когда в отношении МКД осуществляется управление управляющей компанией.
Таким образом, по общему правилу, в отношении МКД, в котором собственниками помещений избран способ управления посредством привлечения управляющей компании, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД ресурсоснабжающей организации, в настоящее время не включает в себя объем потребления на ОДН.
Цель данных изменений отражена в пункте 29 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", согласно которому с 1 января 2017 года включаемые в расходы за содержание жилого помещения расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг первоначально выставляются собственникам помещений многоквартирного дома в размере, не превышающем норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года, а впоследствии в случае, если управляющая компания обеспечивает фактическое выполнение работ по содержанию общего имущества с превышением минимального нормативно установленного перечня, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из выше приведенных норм права следует, что с 01.01.2017 общим правилом является внесение владельцами жилых помещений многоквартирного жилого дома платы за индивидуальное потребление коммунального ресурса в адрес соответствующей ресурсоснабжающей организации и платы за потребление коммунального ресурса, израсходованного в пределах установленного норматива на ОДН, в адрес управляющей организации, которая в свою очередь вносит данную плату в адрес ресурсоснабжающей организации. Также владельцы жилых помещений МКД могли вносить оплату за коммунальный ресурс, израсходованный на индивидуальное потребление и на ОДН в пределах норматива непосредственно управляющей организации, а последняя должна была рассчитаться с ресурсоснабжающей организацией, если такой порядок расчетов сложилась в предыдущие периоды поставок.
Однако в любом случае действующее законодательство определяет, что выгодоприобретателями в части поставки коммунального ресурса на индивидуальное потребление и потребление на ОДН в пределах установленного норматива выступают собственники жилых помещений МКД, управляющая организация выступает выгодоприобретателем только в части поставки коммунального ресурса на ОДН сверх установленного норматива потребления.
В силу императивных положений Правил N 354 при отсутствии в МКД общедомового прибора учета, введенного в коммерческие расчеты, плата за коммунальный ресурс, поставленный как для индивидуального потребления, так и для ОДН осуществляется исключительно на основании нормативов потребления.
Истец не отрицает, что в рассматриваемый период спорный многоквартирный дом не был снабжен ОДПУ, который был бы введен в коммерческие расчеты в установленном законом порядке. В материалы дела представлен акт пломбировки узла учета холодной воды от 22.08.2018. В обоснование объемов потребления воды общество ссылается на справку, полученную от ИП Чиркина И.В., который, как указывал истец, осуществлял поставку холодной воды в адрес МКД до 01.02.2017 (12 678 куб.м). Вместе с тем, данный документ не может быть принят в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу, так как критическое отношение к ИП Чиркину И.В. как к лицу, обладавшему статусом ресурсоснабжающей организации, было отражено в судебных актах по делу N А32-37567/2015.
Признание товариществом в судебном заседании факта потребления в рассматриваемый период коммунального ресурса, также не имеет значения для правильного рассмотрения настоящего спора и не может приниматься во внимание апелляционным судом, так как такое признание основано со ссылками на показания ОДПУ, не введенного в установленном законом порядке в коммерческие расчеты, что прямо противоречит императивным положениям Правил N 354.
Таким образом, с учетом особенностей рассматриваемого спора, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у общества, при наличии у него статуса ресурсоснабжающей организации, не могло возникнуть права требовать оплаты поставленного коммунального ресурса в объемах больших, нежели стоимость суммарных объемов индивидуального потребления и нормативов потребления на ОДН. Иными словами, выгодоприобретателями в спорных правоотношениях в любом случае являлись бы конечные потребители - владельцы жилых помещений МКД, но не товарищество. Данное обстоятельство не может быть изменено тем более в ситуации, когда общество не обладало статусом ресурсоснабжающей организации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному об отсутствии оснований констатировать факт сбережения имущества товариществом.
Кроме того, в рамках дела N А32-41749/2018 судом апелляционной инстанции был отклонен как необоснованный довод общества о том, что оплата потребленного коммунального ресурса по тарифу, действующему с 01.08.2018, будет являться правомерной, поскольку при установлении данного тарифа регулятором были учтены все расходы, понесенные обществом по поставке питьевой воды.
Суд апелляционной инстанции указал, что ретроспективное распространение тарифа на предыдущие периоды прямо противоречит императивному положению пункта 33 Правил N 406.
Кроме того, согласно письму Управления цен и тарифов администрации МО г. Краснодар от 30.08.2019 N 814/20, в соответствии с пунктами 37, 38 Правил N 406 метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов. При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых расходов на очередной период регулирования. В отношении регулируемой организации экспертиза проводилась методом экономически обоснованных расходов, необходимая валовая выручка определялась как сумма планируемых на отчётный период регулирования расходов, связанных с осуществлением деятельности в сфере водоснабжения.
При определении расчетных значений расходов, учтенных при установлении тарифов, использовались экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг). Расчет расходов по статьям затрат произведен по плановым и нормативным значениям. К рассмотрению принимались обосновывающие документы и расчетные материалы, имеющие значение для составления доказательного и независимого экспертного заключения, подтверждающие плановые расходы, необходимые для использования в регулируемом периоде, а также фактически понесённые затраты за период, предшествующий дате установления тарифов. Необходимо отметить, что согласно абзацу 2 пункта 22 Правил N 406 для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 Правил N 406, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования. Предложение регулируемой организации об установлении тарифов зарегистрировано управлением 25.04.2018 (входящий N 345).
Исходя из требований данной законодательной нормы расходы регулируемой организации, связанные с добычей воды и содержанием водопроводных сетей за период с 01.02.2017 по 05.03.2018, как и иные аналогичные расходы, понесенные регулируемой организацией до 25.04.2018, не подлежат учету органом регулирования при установлении тарифов.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом не представлены доказательства возникновения на стороне товарищества неосновательного обогащения за рассматриваемый период, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что Внесение обществом в пункт 4 проекта типового договора холодного водоснабжения от 31.10.2017 условия о том, что датой начала подачи (потребления) холодной воды со стороны товарищества являлось 01.02.2017, представляло собой форму злоупотребления субъективными правами со стороны истца, т.к. последний фактически преследовал цель необоснованно добиться внесения со стороны ответчика оплаты в нарушение выше приведенных норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, подлежит отклонению и исковое требование о взыскании с ответчика неустойки, рассчитанной на основании норм Закона N 416-ФЗ, так как последние не подлежат применению к спорным правоотношениям, ввиду отсутствия у общества в рассматриваемый период статуса ресурсоснабжающей организации (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2019 по делу N А32-41749/2018 с аналогичными обстоятельствами отсутствия у общества в рассматриваемый период как лицензии так и статуса ресурсоснабжающей организации).
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2020 по делу N А32-43419/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43419/2018
Истец: ООО "ВСВ-Водоканал"
Ответчик: ТСЖ "Скиф"