г. Пермь |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А60-57065/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, Полевского городского округа Управления надзорной деятельности и профилактической работы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 марта 2020 года по делу N А60-57065/2019,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евро-азиатская инвестиционная компания" (ИНН 6684016423, ОГРН 1146684004004)
к отделу надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, Полевского городского округа Управления надзорной деятельности и профилактической работы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области; Территориальное управление Росимущества в Свердловской области
о признании недействительным предписания N 4 от 25.06.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евро-азиатская инвестиционная компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании недействительным предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Ревда, городского округа Дегтярск, Полевского городского округа Управления надзорной деятельности и профилактической работы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - надзорный орган, заинтересованное лицо) от 25.06.2019 N 4.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 марта 2020 года заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными пункты 1, 6 предписания от 25.06.2019 N 4. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворения требований заявителя, административный орган обжаловал его в порядке апелляционного производства, просит решение суда отменить, признать пункты 1,6 предписания законными и обоснованными.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо приводит доводы о том, что положение об организации и ведении гражданской обороны надзорному органу представлено не было ни в срок, указанный в запросе, ни в период проведения проверки. При вручении акта проверки и предписания представителем по доверенности юридического лица не было указано, что положение об организации и ведении гражданской обороны имеется, но по каким-либо неизвестным причинам в течение 20 рабочих дней не может быть представлено. То, что документ представлен для обозрения в судебном заседании и датирован 19.03.2019, не является доказательством того, что он действительно существовал в организации на момент проверки. Настаивая на законности пункта 6 предписания, заявитель указывает, что документ подтверждающий прохождение инженером по охране труда Зыковой Т.Ф. обучения по программе подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны, надзорному органу не представлен. При вручении акта проверки и предписания представителем по доверенности юридического лица, не было указано, что сотрудник проходил обучение в 2017 году и что документ, подтверждающий обучение, имеется. То, что документ не был представлен в ходе проведения проверки по официальному запросу, указывает на то, что пункт 6 предписания вменен законно и обоснованно.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, просит в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к оспариванию решения суда только в части пунктов 1, 6 предписания. Возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части не поступило.
На основании изложенного законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ только в части удовлетворения требований заявителя.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.05.2019 N 4 надзорным органом проведена плановая выездная проверка общества по выполнению им установленных требований в области гражданской обороны. По результатам проверки органом государственного контроля (надзора) установлены, в частности, следующие нарушения:
- у организации отсутствует положение об организации и ведении гражданской обороны, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне), пункт 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее также - Положение N804); пункты 3-5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687;
- работник организации, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны не прошел подготовку согласно занимаемой должности, чем нарушен пункт 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне, подпункт "а" пункта 3, пункт 4, подпункты "г", "д" пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, пункт 7 Положения N 804, пункт 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, пункт 5 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, а также пункт 9 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.
По результатам проверки надзорным органом составлен акт от 25.06.2019 N 4 и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны от 25.06.2019 N 4.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, общество обратилось с заявлением в суд.
Установив, что в ходе проверки указанные в пунктах 1,6 предписания нарушения административным органом надлежащим образом не установлены, законность и обоснованность предписания в данной части не доказана, суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя в данной части.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) решения суда в обжалуемой части не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, порядок подготовки к ведению гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.
В силу пунктов 3-5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14.11.2008 N 687, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).
План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций (пункт 4).
Подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, а в организациях на основе планов гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 5).
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписании надзорного органа, общество сразу же приложило к этому заявлению положение об организации и ведении гражданской обороны в ООО "Евро-азиатская инвестиционная компания", утвержденное его руководителем 01.03.2019 (л.д.28 том 1).
Таким образом, у надзорного органа имелось достаточно времени для представления возражений и пояснений по представленному заявителем доказательству.
Однако о фальсификации данного документа (составлении его задним числом) заинтересованным лицом не заявлено, как и о несоответствии положения требованиям нормативных актов.
Непредставление положения об организации и ведении гражданской обороны в ООО "Евро-азиатская инвестиционная компания" в ходе выездной проверки не может лишать организацию права на представление этого документа в суд. Из пояснений заявителя установлено, что на момент проведения проверки документ не был представлен надзорному органу ошибочно, в связи с большим объемом документов, истребованных в ходе проверки.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для обязания заявителя исполнять уже фактически исполненную обязанность не имеется, документ представлен в дело и датирован 19.03.2019, то есть оформлен до начала контрольных мероприятий.
Относительно пункта 6 оспариваемого предписания выводы суда также являются обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права.
В соответствии с пунктом 4 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, подготовка населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по формам согласно приложению.
Подготовка является обязательной и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.
Повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны должностных лиц местного самоуправления, возглавляющих местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) муниципальных образований, расположенных на территориях, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, работников гражданской обороны, руководителей организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время, проводится не реже одного раза в 5 лет.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2, подпунктом "д" пункта 4, пунктом 5, подпунктом "б" пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходит, в том числе руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также уполномоченных работников - получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.
Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1.2 Приказа МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации.
Судом первой инстанции установлено и заинтересованным лицом не оспаривается, что в соответствии с приказом от 01.03.2019 N 18-03 инженер по охране труда Зыкова Татьяна Федоровна по совместительству назначена уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны. Зыкова Т.Ф. трудоустроена в ООО "Евро-азиатская инвестиционная компания" в должности инженера по охране труда и технике безопасности, по совместительству исполняет обязанности уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, работает по совместительству.
Копиями удостоверений от 05.06.2015 N 330 и от 07.04.2017 N 356, выданными начальником УМЦ ГОЧС Свердловской области ОГРН 1056604059489 (л.д.53 том 1), подтверждается, что Зыкова Т.Ф. прошла обучение по программе подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в объеме 36 часов.
Установленная периодичность прохождения обучения (5 лет) не нарушена, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал пункт 6 предписания недействительным.
Довод о том, что удостоверения не были представлены ходе проверки также подлежат отклонению. Копии данных удостоверений приложены обществом к заявлению об оспаривании предписании надзорного органа. Таким образом, у надзорного органа имелось достаточно времени для представления возражений и пояснений по представленному заявителем доказательству. О фальсификации данных документов заинтересованным лицом не заявлено. Иных предусмотренных законом процессуальных оснований для непринятия соответствующего доказательства у арбитражного суда не имелось.
С учетом вышеизложенного суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание в части пунктов 1,6 не соответствует закону и подлежит признанию недействительным.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 марта 2020 года по делу N А60-57065/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-57065/2019
Истец: ООО ЕВРО-АЗИАТСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГУ Отдел надзорной деятельности и профилактической работы ГО Ревда, ГО Дегтярск, Полевского ГО УНД и ПР МЧС Свердловской области
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СО, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ