город Томск |
|
4 июня 2020 г. |
Дело N А67-9881/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Кайгородовой М.Ю., |
|
|
Молокшонова Д.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Реук А.Н. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Советского района г. Томска (N 07АП-3865/2020) на решение от 26.03.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9881/2019 (судья Ломиворотов Л.М.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тверская" (ИНН 7017169872, ОГРН 1077017001467; 634061, г. Томск, ул. Тверская, дом 57) к муниципальному образованию "Город Томск" в лице департамента финансов администрации города Томска (ИНН 7021023925, ОГРН 1037000090511; 634050, г. Томск, ул. Гагарина, дом 49), департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска (ИНН 7017002351, адрес: 634050, Томская область, г. Томск, пер. Плеханова, д. 4); Администрации Города Томска (ИНН 7017004461, адрес: 634050, Томская область, г. Томск, пр. Ленина, д. 73), администрации Советского района г. Томска (ИНН 7017130667, ОГРН 1057002648790; 634012, г. Томск, ул. Елизаровых, 59) о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Алтайская, д.157, за период с 01.08.2016 по 31.07.2019 в размере 21 507,18 руб.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Павлюк В.А., доверенность от 30.12.2019, Мурзиной В.А., доверенность от 30.12.2019.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тверская" (далее - ООО "УК "Тверская") обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию "Город Томск" в лице Департамента финансов администрации Города Томска (далее - Департамент финансов) о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Алтайская, д. 157, за период с 01.08.2016 по 31.07.2019 в размере 21 507,18 руб., а также о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
К участию в деле в качестве представителей ответчика МО "Город Томск" привлечены Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (далее - Департамент недвижимости); администрация Города Томска, в качестве соответчика привлечена администрация Советского района г. Томска (далее - соответчик).
Решением от 26.03.2020 Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указано, что администрация Советского района "Города Томска" является ненадлежащим ответчиком.
Департамент финансов в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, с 02.01.2011 муниципальному образованию "Город Томск" на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером 70:21:0200013:3274, площадью 18,3 кв. м, находящееся по адресу: г. Томск, ул. Алтайская, д. 157, кв. 125, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19.06.2019 (л.д. 36-38).
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО "УК "Тверская" на основании решений общего собрания собственников помещений, оформленных протоколом от 15.12.2014 (л.д. 39-40).
На данном общем собрании собственниками помещений приняты, в том числе, следующие решения:
- о выборе в качестве способа управления - управляющая организация,
- в качестве управляющей организации выбрано ООО "УК "Жилище" (впоследствии ООО "УК "Жилище" изменило наименование на ООО "УК "Тверская"),
- о заключении договора управления с указанным обществом с 01.01.2015, что отражено в протоколе от 15.12.2014,
- об утверждении тарифов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома:
1) содержание общего имущества - 16,15 руб. /кв. м,
2) текущий ремонт - 10,77 руб./кв. м;
3) уборка подъезда - 1,08 руб./кв. м;
4) обслуживание приборов учета тепловой энергии - 0,53 руб./кв. м.
Таким образом, размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества на 2015 год составлял: 26,92 руб. +1,08 руб. +0,53 руб. = 28,53 руб. за 1 кв. м.
Размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Алтайская, 157 установлен на 2016 год решением общего собрания собственников от 22.01.2016; на 2017 год решением общего собрания собственников от 22.01.2016; на 2018 год решением общего собрания собственников от 22.01.2016; на 2019 год решением общего собрания собственников от 22.01.2016.
Указанные решения не оспорены (иное из материалов дела не усматривается), следовательно, истец правомерно оказывал собственникам помещений услуги по содержанию и обслуживанию общего имущества указанного многоквартирного дома.
Поскольку на 2016 год, 2017 год, 2018 год, 2019 год за коммунальную услугу - обращение с ГКО (твердые коммунальные отходы) размер оплаты определен не был, начисления за данную услугу производились в соответствии с размером платы за сбор и вывоз ТБО, который был установлен собранием собственников на 2015 год в размере 2,35 руб./кв. м.
Расчет стоимости оказанных услуг производен истцом в соответствии вышеназванными тарифами.
Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определен истцом исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, установленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
По расчету истца, задолженность ответчика по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома за период с 01.08.2016 по 31.07.2019 составляет 21 507,18 руб.
Поскольку ответчиком не исполнена обязанность по внесению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, претензией от 24.06.2019 N 112/361 ООО "УК "Тверская" потребовало от ответчика погасить имеющуюся задолженность (л.д. 49).
В ответ на претензию ответчик сообщил, что, поскольку указанное помещение не принадлежит Департаменту финансов на праве собственности, обязанность по участию в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома он не несет (л.д. 50).
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по внесению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, ООО "УК "Тверская" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате задолженности явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно исходил из обоснованности заявленных истцом требований. Суд апелляционной инстанции с выводами суда соглашается на основании следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива. Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу подпункта 5 пункта 2 названной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, обязанность при наличии соответствующих обстоятельств, возникает у собственников общего имущества в силу закона, вне зависимости от того, достигнуто ли между ними соответствующее соглашение о распределении расходов на содержание общего имущества.
Таким образом, муниципальное образование "Город Томск", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном жилом доме, в силу прямого указания закона обязано нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, и расходов на коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 определено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Подпункт "а" пункта 32 Правил N 354 устанавливает, что исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Обязанность собственника нежилого помещения, иного владельца вещных прав в многоквартирном доме нести бремя расходов по содержанию многоквартирного дома установлена в силу закона, а размер таких расходов в виде внесения платы, определяется исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество и соответствующего утвержденного тарифа.
В соответствии с пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, независимо от того, жилое это или нежилое помещение и в чьей собственности оно находится.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела факт оказания ООО "УК "Тверская" услуг по содержанию и ремонту общего домового имущества.
Доказательств тому, что услуги от ООО "УК "Тверская" не получены, равно как и доказательств тому, что услуги по содержанию и ремонту общего имущества оказывались другой управляющей организацией либо оказывались ООО "УК "Тверская" некачественно в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
По расчету истца, общая задолженность ответчика за услуги составила 21 507,18 руб. Расчет задолженности проверен судом первой инстанции и правомерно признан верным
Поскольку ответчиком не представлены доказательства надлежащего исполнения обязательства по внесению платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.08.2016 по 31.07.2019, требования ООО "УК "Тверская" о взыскании 21 507,18 руб. задолженности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Советского района "Города Томска" является ненадлежащим ответчиком, были предметом рассмотрения и правомерно отклонены по следующим основаниям.
В силу статей 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что права публично-правового образования как собственника имущества осуществляются органами, определяемыми согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а состав имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, включает в себя имущество, закрепленное за отдельными видами юридических лиц на основании ограниченных вещных прав (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации), и казну публично-правового образования, состоящую из средств бюджета и иного имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
Таким образом, в ситуации, когда имущество публично-правового образования закреплено за определенным государственным (муниципальным) предприятием или учреждением на ограниченном вещном праве, бремя содержания данного имущества возлагается на указанное юридическое лицо. Если же публичное имущество не распределено и не закреплено за конкретным пользователем, то возмещение затрат на содержание такого имущества должно осуществляться не за счет соответствующего публично-правового образования, а производиться непосредственно с того публичного органа, которому переданы полномочия по управлению имуществом.
Указанный орган, являющийся надлежащим ответчиком по иску, устанавливается судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
К числу казенных учреждений, по спорам, по которым исполнение судебных актов осуществляется в порядке статей 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к компетенции которых относятся полномочия собственника имущества, в том числе его и содержание, в отношении нежилых помещений относится Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, в отношении жилых помещений - территориальные органы администрации Города Томска (администрации районов).
Данные полномочия следуют из Положений об администрациях районов, принятых решением Думы города Томска от 15.09.2005 N 1000, Положения о Департаменте управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, принятого решением Думы города Томска от 30.10.2007 N 683.
Кроме того, решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 утверждено Положение об администрации Советского района Города Томска. В соответствии с пунктом 3.1.3 данного Положения администрация Советского района организует управление муниципальным жилищным фондом на территории района и ведет его учет, организует содержание муниципального жилищного фонда (за исключением функций, отнесенных к муниципальному жилищному контролю) на территории района.
Из материалов дела следует, что спорное помещение по адресу: г. Томск, ул. Алтайская, 157 кв. 125, кадастровый номер: 70:21:0200013:3274. Является жилым помещением.
Поскольку полномочия собственника имущества (муниципального образования) по управлению и содержанию спорного жилого помещения, входящего в муниципальный фонд, возложены на администрацию Советского района г. Томска, данный публичный орган является надлежащим ответчиком по настоящему иску.
При наличии публичного органа, на которого возложены полномочия по управлению и содержанию муниципальным жилым помещением, правовые основания для взыскания задолженности за счет казны муниципального образования отсутствуют.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования истца к Департаменту финансов, Администрации г. Томска, Департаменту недвижимости удовлетворению не подлежат, поскольку данные публичные органы не осуществляет полномочия по содержанию и управлению муниципальным жилым фондом.
Доводы подателя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушения норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, отсутствуют.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
С учетом того, что податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.03.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-9881/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Советского района г. Томска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-9881/2019
Истец: ООО "Управляющая компания "Тверская"
Ответчик: "Город Томск" в лице Департамента финансов Администрации г. Томска, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА, АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ТОМСКА, Департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска