г. Челябинск |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А76-6462/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2019 по делу N А76-6462/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" города Челябинска - Попова Ю.Р. (доверенность от 24.12.2019),
Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Генералов И.В. (доверенность от 19.12.2019).
Муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (далее - заявитель, МУП "ПОВВ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным требования от 15.02.2019 N 1265.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "ГорЭкоЦентр", Администрации города Челябинска, Управления экологии и природопользования Администрации города Челябинска.
28.10.2019 судом первой инстанции произведена процессуальная замена заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области заменено на Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "ПОВВ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на нарушение Управлением процедуры выставления оспариваемого требования, поскольку по итогам ранее проведенной проверки выставлено требование N 8543 от 02.10.2018, дальнейшие мероприятия являются незаконными. Кроме того, полагает, что использование отходов в качестве изолирующего материала исключает обязанность по исчислению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В представленном отзыве Управление ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заявителя не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "ПОВВ" имеет паспорт отходов I-IV классов опасности, составленный на 7 22 201 11 39 4 ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (т.1, л.д. 28).
15.01.2007 между МУП "ПОВВ" (Подрядчик) и МУП "Городской экологический центр" (Заказчик) заключен договор поставки N 15, предметом которого (с учетом дополнительного соглашения к настоящему договору (л.д. 27) является выполнение Подрядчиком по заданию Заказчика работ по поставке изоляционного материала (осадок очистных сооружений канализации) на городскую свалку в Металлургическом районе города Челябинска со сдачей результата работ Заказчику (т.1, л.д. 29-32).
Согласно пункту 3.2 договора стоимость поставки 1 тонны изоляционного материала на городскую свалку составляет на момент заключения договора 40 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость.
13.10.2016 между сторонами подписано дополнительное соглашение к настоящему договору в соответствии, с которым пункт 3.2 договора изложен в следующей редакции: согласно пункту 3.2 договора подрядчик оплачивает стоимость работ механизмов заказчика на полигоне твердых бытовых отходов из расчета 51,95 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость за 1 тонну.
Пунктом 3 указанного дополнительного соглашения установлено, что настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до окончания срока договора N 15 от 15.01.2007.
К указанному дополнительному соглашению от 13.10.2019 к договору N 15 от 15.01.2007 подписан протокол разногласий в соответствии с которым установлено, что пункт 3 принят в следующей редакции: дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2018.
Согласно пункту 6.2 договора (с учетом дополнительного соглашения к настоящему договору) если по истечению срока действия настоящего договора ни одна из сторон не заявит о его расторжении, договор автоматически пролонгируется на следующий срок.
МУП "ПОВВ" в Управление подана декларация о плате за негативное воздействие за 2017 год от 28.02.2018 N 2197 (л.д. 33-46).
В отношении заявителя Управлением в период с 02.07.2018 по 27.07.2018 проведена плановая выездная проверка (акт проверки от 27.07.2018 N 163/180/191), в ходе которой, в том числе, освещены вопросы внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно экспертному заключению от 25.07.2018 в декларации за 2017 год допущены следующие ошибки:
1) в разделе 2. "Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты" не рассчитана плата за сверхлимитные сбросы в период с 01.01.2017 по 08.02.2017 за 39 дней в связи с отсутствием разрешения на сбросы и неверно указана ставка платы по веществу "СПАВ" (0 рублей вместо 1192,3 руб.).
В течение периода времени с 01.01.2017 но 08.02.2017 МУП "ПОВВ" осуществляло сброс 19 видов загрязняющих веществ в составе сточных вод в отсутствие действующего разрешения, что повлекло за собой необходимость применения повышающего (25-кратного) коэффициента к исчисленной сумме платы, на общую сумму 6 710 081,35 рублей основного долга, пени - 434 757,35 рублей.
2) в разделе 3. "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" не рассчитана плата за сверхлимитное размещение отхода "отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (осадок ОСК)".
В лимитах на размещение отходов от 02.02.2015 N 3132 установлено, что размещение отходов (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод разрешено на полигоне твердых бытовых отходов в 3,4 км южнее д. Урефты (ЧРФ "Экологические технологии").
Согласно счетам-фактурам от МУП "ГорЭкоЦентр" за 2017 год на свалке размещено 37136,1 тонн указанного отхода.
Таким образом, вся масса размещенных отходов "осадок ОСК" является сверхлимитной и сумма доначисления за 2017 год составляет: 37 136,1 тонн * 663,2 руб. /тонну * 5 (коэффициент сверхлимита) = 123 143 307,60 рублей и пени за период с 02.03.2018 по 21.11.2018 в размере 7 978 660,15 рублей.
Итого сумма доначисленной платы составляет 129 853 388,95 руб. и пени 8413 417,50 рублей всего на сумму 138 266 806,45 рублей.
Управлением заявителю предложено представить пояснения и корректирующие расчеты по выявленным фактам, отраженным в акте проверки.
Учитывая, что такие пояснения заявителем не представлены, Управлением инициирована процедура контроля за исчислением платы и направлено требование от 23.11.2018 N 25/10377 о представлении пояснений по расчету суммы платы за 2017 год.
Требование получено организацией 29.11.2018 (почтовое уведомление), пояснения, либо возражения от МУП "ПОВВ" в адрес заинтересованного лица не поступили.
14.01.2019 Управлением составлен акт контроля.
26.02.2019 требование об уплате задолженности от 15.02.2019 N 1265 на сумму 138 266 806,45 рублей получено предприятием.
На дату составления требования МУП "ПОВВ" корректирующую декларацию за 2017 г. по ее разделам 1 и 3 не представило, требование об уплате задолженности по доначисленной сумме платы в размере 138 266 806,45 рублей заявителем не исполнено.
Заявитель, не согласившись с требованием N 1265 от 15.02.2019, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности требования заинтересованного лица.
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Само требование N 1265 от 15.02.2019 содержит предписание органа, наделенного соответствующими властными полномочиями, безусловно затрагивает права хозяйствующего субъекта в его предпринимательской деятельности в виде возложения на него обязанности по внесению дополнительной суммы природоохранных платежей.
По мнению апелляционной коллегии, такой способ защиты нарушенного права не противоречит положениям статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и может быть рассмотрен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Пунктом 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии с пунктами 1, 8 статьи 23 Закона N 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом об охране окружающей среды и данным Федеральным законом. В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В силу пункта 1 статьи 16.2 Закона об охране окружающей среды платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно пункту 5 приказа Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" в лимиты на размещение отходов должны быть включены массы (объемы) отходов, предназначенные для накопления (на срок более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Как установлено, пунктом 35 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 255, платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; в отношении каждого класса опасности отходов.
В силу пункта 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Плата за размещение отходов в пределах лимитов на размещение отходов рассчитывается по формуле согласно пункту 18 Правил N 255.
Из материалов дела следует, что Управление, проверив декларацию о плате за негативное воздействие за 2017 год от 28.02.2018 N 2197, установило, что МУП "ПОВВ" неверно произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем начислило плату, в том числе за размещение отходов в сумме 123 143 307,60 рублей, а также пени 7 978 660,15 рублей.
МУП "ПОВВ" в обоснование заявления и доводов апелляционной жалобы указывает, что получаемый по результатам деятельности МУП "ПОВВ" осадок очистных сооружений канализации не является отходом, поскольку используется контрагентом заявителя - МУП "ГорЭкоЦентр" в качестве изолирующего материала на городской свалке с Металлургическом районе г. Челябинска. В связи с использованием осадка очистных сооружений канализации в качестве изолирующего материала, заявитель поставляемый объем осадка не учитывал при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку им отходы не размещались. Кроме того, действующее законодательство предусматривает, что использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации.
Как следует из материалов дела, при осуществлении деятельности МУП "ПОВВ" образуется отход "ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код отхода по ФККО 7 22 200 01 39 4, IV класса опасности).
15.01.2007 между МУП "ПОВВ" (Подрядчик) и МУП "Городской экологический центр" (Заказчик) заключен договор поставки N 15, предметом которого (с учетом дополнительного соглашения к настоящему договору) является выполнение Подрядчиком по заданию Заказчика работ по поставке изоляционного материала (осадок очистных сооружений канализации) на городскую свалку в Металлургическом районе города Челябинска со сдачей результата работ Заказчику (т.1, л.д. 29-32).
Заявителем в материалы дела представлена переписка с МУП "Городской экологический центр".
18.06.2013 в адрес МУП "ПОВВ" направлено письмо N 941, где МУП "Городской экологический центр" обращается к МУП "ПОВВ" с просьбой об оказании помощи в доставке изоляционного материала (иловый осадок) (т.1, л.д. 47).
11.07.2014 в адрес МУП "ПОВВ" направлено письмо N 1364, где МУП "Городской экологический центр" гарантировало прием и размещение на городской свалке города Челябинска подсушенных осадков сточных вод с очистных сооружений канализации г. Челябинска, влажностью 60-70% в качестве изолирующего материала при наличии паспорта опасного отхода (т.1, л.д. 49).
04.02.2015 в адрес МУП "ПОВВ" направлено письмо N 217, где МУП "Городской экологический центр" гарантировало прием и размещение на городской свалке города Челябинска по мере необходимости подсушенных осадков сточных вод с очистных сооружений канализации г. Челябинска, влажностью 70 % в качестве изолирующего материала при наличии паспорта опасного отхода (т.1, л.д. 48).
21.11.2017 в адрес МУП "ПОВВ" направлено письмо, где МУП "Городской экологический центр" гарантировало прием и размещений на городской свалке города Челябинска отходов 4 - 5 класса опасности, сообщило о готовности принимать подсушенные осадки сточных вод с очистных сооружений канализации г. Челябинска на городскую свалку в качестве изоляционного материала (т.1, л.д. 50).
Заявителем представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности использования осадка сточных вод от 20.11.2000 N К-3/1-2440, в соответствии с которым использование осадка с иловых площадок без ограничений в количественном отношении в качестве изолирующего материала на городском полигоне твердых бытовых отходов возможно при условии отнесения его к 4 классу опасности, что должно быть подтверждено соответствующими расчетами, выполненными с использованием настоящих исследований осадка (т.1, л.д. 56-57).
Указанное, по мнению МУП "ПОВВ", подтверждает использование осадка очистных сооружений канализации (как некой продукции, обладающей потребительскими свойствами) в качестве изоляционного материала, что исключает возможность начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) под продукцией понимается результат производственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Таким образом, если общество осуществляет применение вещества, соответствующего требованиям Федерального закона N 184-ФЗ, для производства другого продукта, то указанное вещество является продуктом, а не отходом.
В действующем законодательстве под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.
Исходя из приведенного определения, отходом следует считать вещества и предметы, которые субъектом хозяйственной деятельности в дальнейшем при производстве не используются и удаляются одним из способов, предусмотренным Законом N 89-ФЗ.
Действующее законодательство различает захоронение, хранение и использование в качестве изолирующего слоя осадков сточных вод. При этом, ответственность за негативное воздействие на окружающую среду, как указывалось, возникает лишь в случаях размещения опасных отходах, то есть при их хранении и захоронении.
В соответствии с пунктом 4.16 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года, отходы производства и потребления III - IV класса опасности разрешается складировать вместе с твердыми бытовыми отходами в соотношении не более 30% от массы твердых бытовых отходов при содержании в их водной вытяжке химических веществ, комплексное воздействие которых по уровню потребления кислорода (БПК20 и ХПК) не превышает 4000 - 5000 мг/л, что соответствует фильтрату твердых бытовых отходов.
Без ограничения в количестве на полигоны принимаются и используются в качестве изолирующего промежуточного слоя промышленные отходы IV класса опасности, имеющие однородную структуру с размером фракций менее 250 мм при условии сохранения в фильтрате уровня биохимического потребления кислорода (БПК20) на уровне 100 - 500 мг/л, ХПК - не более 300 мг/л. (пункт 4.17 СанПиН 2.1.7.1322-03).
Промышленные отходы, допускаемые для совместного складирования с твердыми бытовыми отходами, должны отвечать следующим технологическим требованиям - не быть взрывоопасными, самовозгораемыми и с влажностью не более 85% (пункт 4.18).
В соответствии с ГОСТ Р 54535-2011 "Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при размещении и использовании на полигонах" осадки сточных вод - группа отходов, образующихся на сооружениях механической, биологической и физико-химической очистки поверхностных и подземных вод, сточных вод поселений и близких к ним по составу производственных - сточных вод.
На основании пункта 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании требований к сооружениям для обработки осадка сточных вод, предусмотренных пунктом 9.2.14.1 раздела 9.2.14 Свода правил СП 32.13330.2012 СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения", осадки, образующиеся в процессе очистки сточных вод (песок из песколовок, осадок первичных отстойников, избыточный активный ил и др.), должны подвергаться обработке с целью обезвоживания, стабилизации, снижения запаха, обеззараживания, улучшения физико-механических свойств, обеспечивающих возможность их экологически безопасной утилизации или размещения (хранения или захоронения) в окружающей среде.
В соответствии с ГОСТ Р 54535-2011 "Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при размещении и использовании на полигонах" в состав такой группы отходов как осадки сточных вод, входят отходы, которые подвергаются методам обработки, обеспечивающим их глубокое обезвоживание, минерализацию и обезвреживание. Свойства указанных отходов позволяют использовать их в качестве изолирующего материала на полигонах. Использование отходов в качестве вторичных ресурсов в соответствии с государственными принципами по обращению с отходами является более приоритетным, чем их захоронение.
Пунктом 4.1 названного ГОСТа установлено, что осадки сточных вод и продукты их переработки (далее - осадки сточных вод), соответствующие требованиям настоящего стандарта, могут размещаться в целях захоронения и временного хранения и использоваться в качестве изолирующего материала на полигонах. При размещении и использовании на полигонах осадки сточных вод должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Размещение осадков сточных вод в целях захоронения на полигонах осуществляется при отсутствии альтернативных методов их использования в качестве вторичных ресурсов и должно быть направлено на удаление отходов с территории очистных сооружений и их изоляцию в целях исключения воздействия на людей без специальных защитных средств и окружающую среду (пункт 4.2).
Осадки сточных вод, соответствующие требованиям, приведенным в графе 3 таблицы 1, могут быть использованы на полигонах в качестве изолирующего материала при пересыпке слоев и создании верхнего изолирующего слоя (пункт 4.6).
Таким образом, исходя из приведенных выше норм, коллегия судей приходит к выводу о том, что, действительно, использование осадков сточных вод в качестве изолирующего материала на полигонах твердых бытовых отходов допускается, однако при условии соответствия таких осадков сточных вод установленным нормативным требованиям.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Арбитражный суд не может обязать сторону спора представлять доказательства, как в обоснование своей позиции, так и в обоснование правовой позиции другой стороны, поскольку в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, самостоятельно доказывает обстоятельства, на которых основывает свои требования и возражения.
Суд апелляционной инстанции установил, что в ходе разрешения спора арбитражным судом было представлено достаточное количество времени для предоставления сторонами доказательств.
Вместе с тем, в нарушение приведенной выше нормы, а также положений статьи 65, части 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель доказательств обстоятельств, на которые он ссылается, как на основание своих требований, не представил.
В настоящем деле суд апелляционной инстанции, с учетом представленных в материалы дела доказательств, приходит к выводу о недоказанности МУП "ПОВВ" использования осадков сточных вод в качестве изолирующего материала на полигоне твердых бытовых отходов.
Так, как указывалось, для использование осадков сточных вод в качестве изолирующего материала он должен соответствовать определенным требованиям, в то время как ни договор поставки от 15.01.2007, ни переписка с МУП "Городской экологический центр" не позволяют установить характеристики осадков сточных вод.
Санитарно-эпидемиологическое заключение о возможности использования осадка сточных вод от 20.11.2000 N К-3/1-2440, как следует из его содержания дано в отношении осадка, образованного до 1996 года, в то время как в настоящем деле рассматриваются обстоятельства размещения осадков сточных вод в 2017 году.
В лимитах на размещение отходов от 02.02.2015 N 3132 заявителю установлено, что размещение отходов (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод разрешено на полигоне ТБО в 3,4 км южнее д. Урефты (ЧРФ "Экологические технологии").
Согласно счетам-фактурам от МУП "ГорЭкоЦентр" за 2017 год на свалке в Металлургическом районе г. Челябинска заявителем размещено 37136,1 тонн указанного отхода.
Таким образом, размещение отходов на свалке в Металлургическом районе г. Челябинска в отсутствие на то правовых оснований влечет обязанность заявителя по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью её исчисления, полнотой и своевременностью её внесения установлен Правилами N 255.
Пунктом 37 Правил N 255 определено, что контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы.
28.02.2018 МУП "ПОВВ" представлена декларация, следовательно, контроль за исчислением платы мог быть проведен Управлением до 28.11.2019.
27.07.2018 Управлением по результатам проверки составлен акт N 163/180/191.
02.10.2018 Управлением на основании акта заявителя выставлено требование N 8543 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 108 952 886,46 рублей, из них:
24 284 124,54 рублей - за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по декларации за 2016 год, пени в размере 3 855 509,51 рублей;
6 710 081,35 рублей - за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по декларации за 2017 год;
70 087 307,60 рублей - за размещение отходов производства и потребления за 2017 год, с начислением соответствующих пени в размере 4015863,46 рублей.
Законность требования от 02.10.2018 N 8543 в части начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 24284124,54 рублей, пени в размере 3 855 509,51 рублей, а также начисления платы за размещение отходов производства в виде осадков сточных вод на полигоне твердых бытовых отходов в размере 70 087 307,60 рублей и пени на указанную сумму подтверждена вступившим в законную силу судебным актом по делу N А76-33941/2018.
В силу пункта 40 Правил N 255 в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
23.11.2018 по результатам проверки Управлением вынесено требование N 25/10377, где указано, что вся масса размещенных отходов "осадок ОСК" является сверхлимитной, сумма доначисления за 2017 год составляет 37 136,1 тонн * 663,2 руб./тонну * 5 (коэффициент сверхлимита) - 123143 307,60 рублей и цени за период с 02.03.2018 по 2111.2018 в размер* 7 978 660,15 рублей, итого сумма начисленной платы составляет 129 853 388,95 рублей, пени 8413417,50 рублей, всего на сумму 138 266 806,45 рублей.
Выставление Управлением требования N 25/10377 от 23.11.2018 связано с выявлением нарушений при расчете МУП "ПОВВ" платы за негативное воздействие на окружающую среду, законность требования подтверждена вступившим в законную силу судебным актом по делу Арбитражного суда Челябинской области N А76-41349/2018.
Поскольку законность требования от 02.10.2018 N 8543 проверена только в части начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, а требование о предоставлении документов N 25/10377 от 23.11.2018 вынесено позднее требования N 8543, то срок, установленный Правилами N 255 на контроль платы, к моменту выставления требования N 25/10377, не истек, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности проверки Управлением платы за негативное воздействие на окружающую среду после выставления требования от 02.10.2018 N 8543.
Следовательно, с момента получения заявителем требования N 25/10377 от 23.11.2018 (28.11.2028), МУП "ПОВВ" должно было предоставить пояснения не позднее 10.12.2018, однако документы МУП "ПОВВ" не представлены.
Как установлено пунктом 44 Правил N 255 при проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы.
Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
С учетом установленной даты представления документов и отсутствием такого предоставления, акт проведения контроля должен быть составлен не позднее 15.01.2019, в настоящем деле акт проведения контроля составлен Управлением 14.01.2019.
В соответствии с пунктом 46 Правил N 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
Таким образом, следует признать соблюденной Управлением процедуру проведении проверки декларации о плате, выставления требования об уплате задолженности по плате от 15.02.2019 N 1265 на сумму 138 266 806,45 рублей.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы составляет в размере 1 500 рублей, то заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная платежным поручением от 30.12.2019 N 7132 государственная пошлина в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2019 по делу N А76-6462/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" города Челябинска - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" из федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6462/2019
Истец: МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения " г. Челябинска
Ответчик: Управление Росприроднадзора по Челябинской области, Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Третье лицо: Администрация г. Челябинска, МУП "Городской экологический центр", МУП "ГорЭкоЦентр" конкурсный управляющий Можайцева М.Ю., Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска