г. Вологда |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А52-6471/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 апреля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Псковской области от 16 января 2024 года по делу N А52-6471/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литер А, помещение 16Н; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536; адрес: 180017, город Псков, улица Кузнецкая, дом 13; далее - управление) от 10.10.2023 N 060/04/9.21-324/2023 по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 16 января 2024 года оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено в части назначения обществу административного штрафа в размере, превышающем 300 000 руб., обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемого постановления управления незаконным полностью. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что судом в спорной ситуации необоснованно не применены положения части 4 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), с учетом которой запрос обществом от потребителя дополнительных документов не противоречит абзацу двенадцатому пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Управление в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, 12.05.2023 в управление поступило обращение гражданина о несогласии с действиями общества при отклонении заявки от 02.05.2023 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя.
При рассмотрении обращения управлением установлено, что 02.05.2023 обществу поступила заявка гражданина на технологическое присоединение энергопринимающих устройств для электроснабжения электроустановок (далее также ТП) объекта, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, д. Логозовичи, с максимальной запрашиваемой мощностью 15 кВт на напряжении 0,4 кВ по третьей категории надежности.
К заявке приложена в том числе выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 11.02.2023, подтверждающая владение гражданином на праве собственности земельным участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства.
Обществом гражданину направлен запрос от 02.05.2023 о необходимости предоставления в течение 20 рабочих дней выписки из ЕГРН, полученной не позднее, чем за 30 дней до даты подачи заявки на ТП.
Поскольку запрашиваемые документы в указанный срок гражданином-заявителем не представлены, его заявка аннулирована обществом, о чем в личном кабинете на портале электросетевых услуг размещено уведомление и отражен соответствующий статус заявки.
Определением управления от 11.08.2023 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По итогам административного расследования управление пришло к выводу о несоблюдении обществом требований Правил N 861.
По факту данного нарушения управлением в отношении общества составлен протокол от 30.08.2023 N 060/04/9.21-324/2023 (с учетом исправления определением управления от 30.08.2023 опечатки в номере протокола) об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением управления от 10.10.2023 N 060/04/9.21-324/2023 общество привлечено к административной ответственности по названной норме Кодекса в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции, установив в деянии заявителя состав вмененного ему в вину административного правонарушения, признал оспариваемое постановление незаконным в части назначения административного штрафа в размере, превышающем 300 000 руб., назначив заявителю наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Объективную сторону правонарушения образует нарушение субъектом естественной монополии Правил N 861.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
По смыслу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения имеет место при совершении административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Согласно статье 3, пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение проводится на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами (пункт 11 Правил N 861).
Исходя из подпункта "г" пункта 10 названных Правил к заявке прилагаются в том числе один из перечисленных ниже видов документов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "н" и "о" настоящего пункта):
копии документов, подтверждающих владение заявителем на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании объектом капитального строительства (нежилым помещением в таком объекте капитального строительства) и (или) земельном участком, на котором расположены (будут располагаться) энергопринимающие устройства заявителя;
копия разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в целях размещения энергопринимающих устройств заявителя (с указанием сведений о границах используемой территории);
копии документов, подтверждающих, что заявитель обладает сервитутом или публичным сервитутом, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации и предусматривают возможность использования земельного участка для целей размещения энергопринимающих устройств заявителя (с указанием сведений о границах сервитута)
Как верно заключили управление и суд первой инстанции, названной нормой Правил N 861 не установлен срок действия выписки из ЕГРН, которая должна быть представлена лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, в связи с чем требование общества, изложенное в письме от 02.05.2023 о необходимости представления к заявке выписки из ЕГРН, полученной не позднее, чем за 30 дней до даты подачи заявки, является необоснованным.
Вопреки доводам апеллянта, положениями части 4 статьи 62 Закона N 218-ФЗ не предусмотрен срок действия выписки из ЕГРН, по истечении которого отраженные в ней сведения утрачивают актуальность, и не установлено право общества в одностороннем порядке своими локальными актами изменять (дополнять) определенные Правилами N 861 требования к заявке на осуществление ТП.
Таким образом, неисполнение потребителем запроса общества от 02.05.2023 не могло служить основанием для ненаправления проекта договора об осуществлении ТП и технических условий.
При изложенных обстоятельствах является верным вывод суда первой инстанции о наличии в деянии общества события вмененного ему в вину правонарушения.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Наличие объективных причин, препятствующих своевременному выполнению обществом требований Правил N 861, а также принятие заявителем исчерпывающих мер к предотвращению нарушения в материалах дела не усматривается.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество приняло все возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения.
Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у общества реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства, в материалах дела и доводах апелляционной жалобы не усматривается.
Повторность совершения обществом административного правонарушения установлена управлением и заявителем не опровергается. В частности, общество привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением управления от 28.12.2022 по делу N 060/04/9.21-483/2022.
Ввиду изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, управлением не допущено.
На дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Суд первой инстанции не усмотрел исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом деяния малозначительным.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП РФ).
По смыслу названной нормы оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Оценив имеющиеся доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правонарушение, совершенное заявителем, не может быть признано малозначительным.
Вместе с тем, приняв во внимание характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, отсутствие доказательств явного пренебрежительного отношения к совершенному правонарушению, затруднительное финансовое положение общества, принятие им мер к прекращению нарушения прав потребителя до даты вынесения оспариваемого постановления, суд первой инстанции посчитал возможным изменить размер назначенного обществу административного штрафа на основании части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизив штраф до 300 000 руб.
Возражений против уменьшения размера штрафа лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Апелляционный суд считает, что избранная судом первой инстанции мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 настоящего Кодекса. Правовых оснований для дополнительного уменьшения размера штрафа не имеется.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 16 января 2024 года по делу N А52-6471/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-6471/2023
Истец: ПАО "Россети Северо-Запад"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области