г. Красноярск |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N А33-18839/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" июня 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бутиной И.Н.,
судей: Радзиховской В.В., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от Прокурора Красноярского края: Даценко О.А., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края, служебное удостоверение ТО N 263516;
от публичного акционерного общества "Юнипро": Мироновой А.С., представителя по доверенности от 10.10.2019 N 332, паспорт, диплом ВСГ 0179030, свидетельство о заключении брака от 28.06.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Юнипро"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "15" января 2020 года по делу N А33-18839/2019,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Красноярского края в интересах муниципального образования город Шарыпово в лице администрации города Шарыпово (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к публичному акционерному обществу "Юнипро" (ИНН 8602067092, ОГРН 1058602056985, далее - ПАО "Юнипро") в лице филиала "Березовская ГРЭС" ПАО "Юнипро", Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации г. Шарыпово (ИНН 2459002454, ОГРН 1022401744606, далее - ответчики):
1) о признании недействительным в силу ничтожности дополнительного соглашения от 09.10.2018 N 14 к договору от 01.12.2007 N ОГК4/07/618/122 аренды совокупности имущества, предназначенного для эксплуатации в целях оказания услуг водоотведения и очистки стоков населению, бюджетным учреждениям, предприятиям, организациям и другим потребителям, заключенное между муниципальным образованием Город Шарыпово в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации г. Шарыпово и ПАО "Юнипро" в лице филиала "Березовская ГРЭС";
2) о применении последствия недействительности ничтожной сделки, обязав ПАО "Юнипро" в лице филиала "Березовская ГРЭС" возвратить муниципальному образованию город Шарыпово в лице комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации города Шарыпово следующие объекты:
- нежилое здание общей площадью 113,5 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, Холмогорский сельсовет, с. Ажинское, 11 км автодороги Шарыпово-Ужур, очистные сооружения, строение N 6;
- нежилое здание общей площадью 414,5 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, Холмогорский сельсовет, с. Ажинское, 11 км автодороги Шарыпово-Дубинино, очистные сооружения, строение N 5;
- нежилое здание общей площадью 603,5 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, Холмогорский сельсовет, с. Ажинское, 11 км автодороги Шарыпово-Дубинино, очистные сооружения, строение N 3;
- нежилое здание общей площадью 111 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, Холмогорский сельсовет, с. Ажинское, 11 км автодороги Шарыпово-Дубинино, очистные сооружения, строение N 7;
- нежилое здание общей площадью 518,5 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, Холмогорский сельсовет, с. Ажинское, 11 км автодороги Шарыпово-Дубинино, очистные сооружения, строение N 4;
- нежилое здание общей площадью 835,4 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, Холмогорский сельсовет, с. Ажинское, 11 км автодороги Шарыпово-Дубинино, очистные сооружения, строение N 1;
- нежилое здание общей площадью 13,6 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, Холмогорский сельсовет, с. Ажинское, 11 км автодороги Шарыпово-Дубинино, очистные сооружения, строение N 9;
- сооружение - комплекс очистных сооружений общей застроенной площадью 2574,3 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, Холмогорский сельсовет, с. Ажинское, 11 км. Автодороги Шарыпово-Дубинино, очистные сооружения;
- нежилое здание общей площадью 481,9 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, Холмогорский сельсовет, с. Ажинское, 11 км автодороги Шарыпово-Дубинино, очистные сооружения, строение N 2;
- нежилое здание общей площадью 33,2 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, Холмогорский сельсовет, с. Ажинское, 11 км автодороги Шарыпово-Дубинино, очистные сооружения, строение N 8;
- камера переключений К8 (здание);
- блок воздуходувной насосной станции (здание);
- коммуникации по площадке;
- внутриплощадочная подъездная автодорога к зданиям и сооружениям;
- автодорога N 4 и КОС;
- внутриплощадочная теплотрасса от теплотрассы БГРЭС-1 до КОС;
- внеплощадочный полиэтиленовый водопровод Ду-90 мм от Кадатского
коллектора до КОС;
- потенциоментр КТСС-004;
- мачта освещения;
- внутренние сети освещения зданий;
- наружные сети освещения территорий;
- камера учета стоков;
- пункт учета тепла;
- анемометр АП-1;
- нежилое здание ГКНС общей площадью 385.8 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, ул. Российская, д. 142;
- нежилое помещение общей площадью 73,4 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, мкр-н Пионерный, N 19 "А", пом. 2;
- нежилое здание КНС общей площадью 102,8 кв.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, мкр-н Северный, N 3 "А";
- электрооборудование системы водоотведения;
- сооружение, назначение: сооружения коммунальной инфраструктуры общей протяженностью 6783,4 п.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, Берлин до ГКНС, КНС Пионерного мкр. до СК-38, от КНС Северного мкр. до СК-61, от СК-68 до СК-91 по проспекту Преображенский соор. N 1;
- сооружение - самотечный канализационный коллектор от ГКНС до приемного колодца КОС общей протяженностью 4147,57 п.м по адресу: Красноярский край, Шарыповскии район, самотечный канализационный коллектор от ГКНС до премного колодца КОС, соор. N 1;
- сети водоотведения коллектора от КНС Пионерного микрорайона до самотечного коллектора;
- сети водоотведения напорного коллектора от ГКНС до КОС;
- сети водоотведения от СТО до сетей мкр. Берлин (внутриплощадочные сети напорной канализации);
- дюкер через р. Кадат;
- камера переключения на напорном коллекторе ГКНС-КОС;
- дренажная камера на напорном коллекторе ГКНС-КОС;
- сооружение - сети канализации 1 микрорайона протяженностью 5085,7 п.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, мкр-н 1, соор. N 3;
- сооружение - сети канализации 2 микрорайона протяженностью 7003,05 п.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, мкр-н 2, соор. N 3;
- сооружение - сети канализации 3 микрорайона протяженностью 5603,2 п.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, мкр-н 3, соор. N 3;
- сооружение - сети канализации 4 микрорайона протяженностью 1320 п.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, мкр-н 4, соор..N 8;
- сооружение - сети канализации 5 микрорайона протяженностью 366,05 п.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, мкр-н 5, соор. N 3;
- сооружение - сети канализации 6 микрорайона протяженностью 7899,6 п.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, мкр-н 6, соор. N 3;
- сооружение - сети канализации 7 микрорайона протяженностью 1114 п.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, мкр-н 7, соор. N 7;
- сооружение - сети канализации Пионерного микрорайона протяженностью 7268,83 п.м, расположенное по адресу: Красноярский край. г. Шарыпово, мкр-н Пионерный, соор. N 3;
- сооружение канализационные сети мкр. Берлин протяженностью 963,9 п.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, мкр-н Берлин, соор. N 3;
- сети водоотведения Промзона;
- сети водоотведения м-на Шарыповскии;
- сооружение - сети канализации Северного микрорайона протяженностью 1388,45 п.м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово. мкр-н Северный, соор. N 3;
- сооружение - канализационные сети микрорайона "Листвяг" протяженностью 1187 м, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, квартал Листвяг, соор. 4;
- сети водоотведения м-на Эксплутационников.
Определением от 25.06.2019 исковое заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу.
Определениями от 24.10.2019, от 02.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - муниципальное казенное учреждение "Служба городского хозяйства", Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.01.2020 иск удовлетворен частично: суд признал недействительным дополнительное соглашение от 09.10.2018 N 14 к договору от 01.12.2007 N ОГК4/07/618/122 аренды совокупности имущества, предназначенного для эксплуатации в целях оказания услуг водоотведения и очистки стоков населению, бюджетным учреждениям, предприятиям, организациям и другим потребителям; в удовлетворении иска в остальной части отказал.
Не согласившись с данным судебным актом, ПАО "Юнипро" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты, поскольку дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора аренды; срок исковой давности по требованию о признании договора аренды недействительным и применении последствий его недействительности истцом пропущен, поскольку истек 01.12.2010 (три года с момента начала исполнения договора аренды); судом допущены нарушения норм процессуального права, а именно: требования истца не уточнены в отношении каждого ответчика, вопрос о процессуальном статусе администрации города Шарыпово и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации города Шарыпово не был разрешен судом.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.04.2020 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 01.06.2020.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации г. Шарыпово представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором согласился с правовой позицией апеллянта, просил отменить решение суда, в иске отказать.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Стороны в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации г. Шарыпово поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между муниципальным образованием город Шарыпово (арендодателем) и открытым акционерным обществом "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (арендатором) заключен договор аренды совокупности имущества, предназначенного для эксплуатации в целях оказания услуг водоотведения и очистки стоков населению, бюджетным учреждениям, предприятиям, организациям и другим потребителям от 01.12.2007 N ОГК4/07/618/122.
Согласно пункту 1.2 договора арендодатель передает, а арендатор принимает по акту приема-передачи во временное владение и пользование совокупность имущества, в состав которого входят здания, сооружения и иные объекты, в том числе движимое имущество, предназначенные для эксплуатации в целях оказания услуг водоотведения и очистки стоков населению, бюджетным учреждениям, предприятиям, организациям и другим потребителям. Перечень имущества приведен в приложении N 1 к договору. Вместе с имуществом арендодатель обязуется передать арендатору относящиеся к нему документы (технические паспорта, документы по эксплуатации и проч.). Акт приема-передачи имущества должен содержать полную и достоверную информацию об имуществе (с указанием адресов, технических характеристик, технического состояния и проч.) и сведения о передаваемых арендатору документах относящихся к имуществу и необходимых для его надлежащей эксплуатации.
Согласно пункту 1.3 договора арендодатель подтверждает, что имущество принадлежит ему на праве собственности, никому другому не продано, не заложено, в споре, под арестом и запретом не состоит и свободно от любых прав третьих лиц.
В силу указания пункта 1.4 договора (в редакции дополнительного соглашения от 23.01.2017 N 12) исполнение настоящего договора осуществляет арендатор в лице своего филиала "Березовская ГРЭС" ПАО "Юнипро".
Срок аренды имущества установлен сторонами в пункте 2.1 договора и составляет с 01.12.2007 по 31.10.2008.
Арендатор после истечения срока аренды имущества, указанного в пункте 2.1 договора имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор не позднее 30 календарных дней до даты окончания срока аренды имущества по настоящему договору обязан письменно уведомить арендодателя о реализации преимущественного права на заключение договора аренды имущества на новый срок (пункт 2.2 договора).
В соответствии с пунктом 4.1.6 договора арендатор обязан возвратить в день прекращения срока действия настоящего договора арендованное имущество арендодателю в том состоянии, в котором имущество было передано в аренду на момент подписания акта приема-передачи, с учетом произведенного за период аренды ремонта (текущего и капитального) и нормального износа за период аренды.
Согласно пункту 7.2 договора любые изменения, уточнения и дополнения договора оформляются путем подписания сторонами соответствующего дополнительного соглашения к настоящему договору. Срок рассмотрения условий дополнительного соглашения 30 календарных дней. После чего сторона, получившая дополнительное соглашение, должна его подписать (с протоколом разногласий или без) и один экземпляр вернуть направившей его стороне.
Согласно акту приема-передачи имущества от 01.12.2007 к договору аренды от 01.12.2007 N ОГК4/07/168 арендодатель передал, а арендатор принял спорное арендуемое имущество.
Дополнительным соглашением от 30.09.2008 договор аренды N ОГК4/07/618/122 дополнен пунктом 2.3 следующего содержания: "В случае, если ни одна из сторон за тридцать дней до окончания срока действия договора, не заявит о своём намерении прекратить договорные отношения в рамках настоящего договора, настоящий договор считается заключенным на тот же срок и на тех же условиях. Количество предусмотренных настоящим пунктом пролонгации не ограничено".
Соглашениями от 11.06.2010 N 39, от 31.03.2011 N 8, от 11.04.2012 N 10, от 04.03.2013 N1 стороны продлевали срок действия договора аренды от 01.12.2007 N ОГК4/07/818/122.
В связи с изменением фирменного наименования ОАО "ОГК-4" на ОАО "Э.ОН Россия", соглашением от 11.04.2012 N 10 стороны предусмотрели, что арендатором по договору от 01.12.2007 N ОГК4/07/818/122 является ОАО "Э.ОН Россия".
Дополнительным соглашением от 12.03.2014 к договору от 01.12.2007 N ОГК4/07/818/122 стороны внесли изменения в преамбулу договора.
Дополнительным соглашением от 23.01.2017 N 12 к договору от 01.12.2007 N ОГК4/07/818/122 стороны согласовали продлить срок аренды имущества по договору до 31.12.2017, а также изменили по тексту договора "Открытое акционерное общество "Э.ОН Россия" на "Публичное акционерное общество "Юнипро".
Дополнительным соглашением от 26.09.2017 N 13 к договору от 01.12.2007 N ОГК4/07/818/122 стороны внесли изменения в пункт 2.1 договора и изложили его в следующей редакции: "Срок аренды Имущества устанавливается с 01.01.2018 по 29.12.2018".
Дополнительным соглашением от 09.10.2018 N 14 к договору от 01.12.2007 N ОГК4/07/818/122 стороны внесли изменения в пункт 2.1 договора и изложили его в следующей редакции: "Срок аренды имущества устанавливается с 30.12.2018 по 20.12.2019". Согласно пункту 2 дополнительного соглашения N 14 стороны установили изложить пункт 4.3.3 договора в следующей редакции: "В (1) последний день срока аренды либо в (2) последний день действия договора, в том числе в случае расторжения договора одной из сторон как это предусмотрено пунктом 4.2.6 договора, в зависимости от того, какая из указанных в настоящем пункте договора дат наступит раньше, арендатор обязан передать, а арендодатель обязан принять имущество по возвратному акту приема-передачи. В случае уклонения арендодателя от принятия имущества из аренды и подписания соответствующего акта приема-передачи, имущество будет считаться переданным арендатором арендодателю по истечении 10 календарных дней с момента получения арендодателем уведомления о расторжении договора, направленного почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении".
Из иска следует, что заключение дополнительного соглашения от 09.10.2018 N 14 к договору аренды и передача имущества осуществлены с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". В связи с данными нарушениями, истец считает дополнительное соглашение от 09.10.2018 N 14 к договору от 01.12.2007 N ОГК4/07/818/122 - ничтожным.
Представлением прокурора об устранении нарушений законодательства при управлении и распоряжении муниципальной собственностью, о водоснабжении и водоотведении, о концессионных соглашениях от 08.11.2018 исх. N 7-01-2018 на имя главы города Шарыпово Красноярского края, среди прочего, указано на нарушение законодательства Российской Федерации при заключении дополнительного соглашения от 09.10.2018 N 14 к договору от 01.12.2007 N ОГК4/07/818/122.
В материалы дела истцом представлены письма администрации г. Шарыпово от 06.11.2018 N 02-4/2838, от 09.04.2019 N 02-4/1020; перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, переданных на праве аренды филиалу "Березовская ГРЭС" ПАО "Юнипро" по договору от 01.12.2007 N ОГК4/07/618/122; свидетельства о государственной регистрации прав на объекты муниципальной собственности муниципального образования г. Шарыпово Красноярского края.
Ссылаясь на указанные нарушения при заключении дополнительного соглашения от 09.10.2018 N 14 к договору от 01.12.2007 N ОГК4/07/818/122 истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Красноярского края.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что сторонами договора нарушен императивный запрет в части порядка передачи во владение и пользование имущества вне процедуры концессии, при этом оспариваемая сделка заключена в обход конкурентных процедур.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как правильно указано судом первой инстанции, поскольку требование предъявлено в защиту имущественных интересов муниципального образования города Шарыпово Красноярского края в целях противодействия неправомерному использованию имущества третьими лицами, а также обеспечения более эффективного использования муниципального имущества и поступления в бюджет денежных средств в большем размере от потенциальных участников торгов на право заключения договора аренды, то есть в защиту нарушенных публичных интересов, прокурор в силу статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вправе оспаривать дополнительное соглашение N 14 от 09.10.2018 к договору аренды от 01.12.2007 N ОГК4/07/818/122 в интересах муниципального образования - города Шарыпово Красноярского края.
Как указано выше, ответчиками заключен договор аренды совокупности имущества, предназначенного для эксплуатации в целях оказания услуг водоотведения и очистки стоков населению, бюджетным учреждениям, предприятиям, организациям и другим потребителям от 01.12.2007 N ОГК4/07/818/122. Перечень имущества приведен в приложении N 1 к данному договору.
Договором аренды предусмотрено, что арендодатель передает, а арендатор принимает по акту приема-передачи во временное владение и пользование совокупность имущества, в состав которого входят здания, сооружения и иные объекты, в том числе движимое имущество, предназначенные для эксплуатации в целях оказания услуг водоотведения и очистки стоков населению, бюджетным учреждениям, предприятиям, организациям и другим потребителям.
Как следует из материалов дела, имущество, поименованное в договоре аренды от 01.12.2007 N ОГК4/07/168, передано арендатору в соответствии с актом приема-передачи имущества от 01.12.2007 к договору.
На основании дополнительного соглашения от 23.01.2017 N 12 к договору аренды обязательства арендатора по договору аренды приняты ПАО "Юнипро" в лице филиала "Березовская ГРЭС".
Дополнительным соглашением N 14 от 09.10.2018 к договору аренды срок аренды имущества установлен с 30.12.2018 по 20.12.2019 (пункт 2.1 дополнительного соглашения N14).
Указанное в договоре аренды имущество является муниципальной собственность города Шарыпово Красноярского края, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о регистрации права собственности, а также перечнем объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты; на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.
Концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. В этом случае концессионным соглашением устанавливаются состав и описание такого имущества, цели и срок его использования (эксплуатации) концессионером, порядок возврата такого имущества концеденту при прекращении концессионного соглашения.
Как следует из содержания части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.
В силу статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных данными Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.
Исходя из приведенных требований закона, коллегия судей соглашается с тем, что спорное имущество могло быть отчуждено только на основании концессионных соглашений, заключенных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Вместе с тем, из содержания пунктов 31 и 32 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" следует, что договор аренды, заключенный в соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации на новый срок, является новым договором аренды. При заключении в соответствии с пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договора аренды на новый срок стороны не связаны условиями ранее действовавшего договора.
Из анализа и содержания дополнительного соглашения от 09.10.2018 N 14 к договору аренды следует, что оно является самостоятельным срочным договором аренды, стороны не воспользовались правом на возобновление договора на неопределенный срок, а заключали новые договоры аренды, поименованные как дополнительные соглашения, на определенный срок действия.
Заключая договоры на новый срок, стороны, по сути, исключили предусмотренную пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможность возобновления договора аренды на неопределенный срок, прекратив его действие и установив специальный порядок продления договора на новый срок путем заключения последующего договора.
Учитывая изложенное, вопреки доводам апеллянта, оспариваемое дополнительное соглашение N 14 от 09.10.2018 по смыслу закона является новым договором аренды.
Таким образом, предоставление вышеуказанного имущества путем продления первоначального договора аренды должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Из изложенного выше следует, что при заключении дополнительного соглашения от 09.10.2018 N 14 к договору аренды N ОГК4/07/618/122 от 01.12.2007 сторонами договора нарушен выраженный в изложенных нормах императивный запрет в части порядка передачи во владение и пользование имущества вне процедуры концессии.
Более того, оспариваемая сделка заключена в обход конкурентных процедур, предусмотренных статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьей 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу пунктов 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, учитывая, что имущество могло быть передано ответчику только на основании концессионных соглашений, заключенных в порядке, предусмотренном Законом N 115-ФЗ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что дополнительное соглашение N 14 от 09.10.2018 к договору аренды N ОГК4/07/618/122 от 01.12.2007 заключено в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании изложенного, дополнительное соглашение от 09.10.2018 N 14 к договору аренды от 01.12.2007 N ОГК4/07/618/122, заключенное между ПАО "Юнипро" и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации г. Шарыпово, является ничтожной сделкой.
Кроме того, как справедливо указано судом, оспариваемая сделка нарушает интересы муниципального образования на передачу объектов теплоснабжения и водоснабжения на конкурентных началах за плату, а также права неопределенного круга лиц хозяйствующих субъектов (потенциальных участников конкурса).
При таких обстоятельствах требование истца в части признания недействительным в силу ничтожности дополнительное соглашение от 09.10.2018 N 14 к договору от 01.12.2007 N ОГК4/07/618/122 аренды совокупности имущества, предназначенного для эксплуатации в целях оказания услуг водоотведения и очистки стоков населению, бюджетным учреждениям, предприятиям, организациям и другим потребителям, заключенное между ответчиками является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Истцом, на основании части 3 статьи 166, части 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, было заявлено требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки в форме возврата муниципальному образованию город Шарыпово в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации г. Шарыпово объектов, переданных в рамках дополнительного соглашения от 09.10.2018 N 14 к договору аренды от 01.12.2007 N ОГК4/07/618/122.
Между с тем, в материалы дела представлен акт возврата имущества от 20.12.2019 к договору аренды от 01.12.2007 N ОГК4/07/618/122, из содержания которого следует, что муниципальное образование город Шарыпово Красноярского края в лице администрации города Шарыпово, от имени которой выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации города Шарыпов приняло, а ПАО "Юнипро" передало имущество, поименованное в приложении N 1 и акте приема передачи имущества к договору аренды от 01.12.2007 N ОГК4/07/618/122.
В связи с этим основания для применения последствий недейственности сделки отсутствуют ввиду добровольного возврата имущества ПАО "Юнипро" собственнику.
Отклоняя доводы апеллянта о пропуске истцом срока исковой давности, коллегия судей исходит из того, что устанавливая спорным дополнительным соглашением новый срок аренды, стороны заключили новый договор аренды, следовательно, срок исковой давности по требованию о признании ничтожной сделки недействительной и возврате имущества, предусмотренный пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит исчислению с 09.10.2018 и к моменту обращения в арбитражный суд не истек.
Доводы апеллянта о процессуальных нарушениях, допущенных при подготовке дела к судебному разбирательству, не конкретизированы и не содержат ссылки на нарушение конкретных норм процессуального законодательства, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влияют на законность судебного акта.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, однако не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" января 2020 года по делу N А33-18839/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.Н. Бутина |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18839/2019
Истец: МО г Шарыпово в лице администрации г Шарыпово, Прокурор Красноярского края в интересах Муниципального образования г. Шарыпово в лице администрации г. Шарыпово
Ответчик: КУМИ администрации г. Шарыпово, ПАО "Березовская ГРЭС" "Юнипро", ПАО "ЮНИПРО"
Третье лицо: МКУ "Служба городского хозяйства", Управление ФАС по Кк, ПРОКУРАТУРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, УФАС по КК