город Омск |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А70-18923/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1936/2020) общества с ограниченной ответственностью "Стройизыскания" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.01.2020 по делу N А70-18923/2019 (судья Макаров С.Л.), принятое по иску Департамента лесного комплекса Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью "Стройизыскания" (ОГРН 1177232025717, ИНН 7203428764, место нахождения: 625001, Тюменская область, город Тюмень, улица Полевая, дом 109, строение 9, офис 106Б) о взыскании ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Стройизыскания" - Павлишина Е.Е. по доверенности от 27.02.2020 сроком действия 1 год;
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Колбин А.Г. по доверенности от 07.11.2019 N 210 сроком действия 1 год,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент, уполномоченный орган, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стройизыскания" (далее - ООО "Стройизыскания", общество, ответчик) о взыскании ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.01.2020 по делу N А70-18923/2019 иск удовлетворен. С ООО "Стройизыскания" в пользу департамента взыскан ущерб в размере 9 184 896 руб. Этим же судебным актом с общества в доход федерального бюджета взыскано 68 924 руб. государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что факт причинения ответчиком вреда природным ресурсам представленными истцом в дело документами не подтверждается и судом первой инстанции установлен в отсутствие к тому оснований. Кроме того в жалобе приводятся доводы, направленные на оспаривание расчета причиненного вреда. По мнению общества, формально признав расчет суммы причиненного ущерба верным, суд первой инстанции не проверил таковой и не оценил приведенные в обоснование возражений доводы ответчика.
В письменном отзыве на жалобу уполномоченный орган просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы от общества поступили письменные пояснения и ходатайство о назначении судебной почвоведческой экспертизы.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "Стройизыскания" поддержаны доводы поданной жалобы и ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Представитель департамента высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу и возразил против удовлетворения ходатайства.
Рассмотрев ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его удовлетворения по мотивам, которые будут изложены далее.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 14.03.2019 между департаментом (арендодатель) и ООО "Стройизыскания" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 24-43-19, в соответствии с условиями которого арендодатель на основании приказа департамента лесного комплекса Тюменской области от 06.03.2019 N 05/86 обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 19,71 га, местоположение: Тюменская обл., Тюменский р-н, Тюменское лесничество, Винзилинское участковое лесничество, урочище Винзилинское, квартал 30 (выд. 27, 32), 31 (выд. 3-10, 12, 28), кадастровый номер 72:17:0000000:6820/24, 72:17:0000000:6823/6, в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
16.05.2019 лесничим Тюменского лесничества составлен акт о лесонарушении N 11/1 по факту самовольного снятия, уничтожения или порча почв по местоположению: Винзилинское участковое лесничество, урочище Винзилинское, квартал 31, выдел 10, 11 площадь лесонарушения - 0,8 га, целевое назначение лесов - защитные, категория лесов - защитные полосы вдоль ж/д и автодорог. Сумма ущерба согласно расчету уполномоченного органа составила 9 184 896 руб. (л.д.36).
Начальником Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления Федерального государственного лесного надзора 07.06.2019 в отношении ООО "Стройизыскания" вынесено постановление о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 8.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ("Самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов").
В адрес ответчика в целях возмещения в добровольном порядке ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, истцом направлена претензия от 03.09.2019 N 5832-19.
Оставление претензии без исполнения явилось основанием обращения департамента в суд с настоящим заявлением.
Требования удовлетворены судом первой инстанции, с чем ООО "Стройизыскания" не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Главой 59 ГК РФ урегулированы вопросы возникновения и исполнения обязательств вследствие причинения вреда.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (статья 1064 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; а также обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 поименованного Федерального закона N 7-ФЗ).
Частью 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды установлена обязанность полного возмещения вреда юридическими и физическими лицами, причинившими вред окружающей среде в соответствии с законодательством.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления от 09.01.1998 N 1-П и от 07.06.2000 N 10-П, Определение от 27.06.2000 N 92-О).
В силу части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, виновные в нарушении лесного законодательства, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этими лицами вред лесам. В соответствии со статьей 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Способы возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, установлены статьей 78 Федерального закона N 7-ФЗ и соответствуют гражданско-правовым способам, указанным в статье 1082 ГК РФ, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, статья 1064 ГК РФ). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи 1083 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 13 поименованного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49, возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Федерального закона N 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 ГК РФ, статьей 78 Закона об охране окружающей среды при обращении за судебной защитой, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.
Согласно представленному в материалы дела акту о лесонарушении от 16.05.2019 N 11/1 (л.д. 34-35) 16.05.2019 в рамках проведения административного расследования установлено самовольное снятие, уничтожение или порча почв. Площадь лесонарушения составила 0,8 га. Место лесонарушения - Тюменское лесничество, Винзилинское участковое лесничество, урочище Винзилинское, квартал 31 выдел 10, 11, целевое назначение лесов - защитные, категория лесов - защитные полосы вдоль ж/д и автодорог. В графе "Размеры лесонарушения и причиненного им ущерба" поименованного документа указано, что площадь самовольного снятия, уничтожения или порчи почв составила 8 000 кв. м, в связи с чем ущерба исчислен в сумме 9 184 896 руб.
В дело представлена также схема места лесонарушения (л.д. 37), позволяющая установить координаты точек и румбы линий, характеризующие масштаб, пространственные качества лесонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 100 ЛК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 утверждены особенности возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, а также методика определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства.
Приложением N 3 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждены таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям.
Пунктом 6 приложения N 3 устанавливается, что самовольному снятию, уничтожению или порче почв, нахождению транспортных средств и механизмов, кроме специального назначения, в защитных лесах вне отведенных мест, их движению вне существующих лесных дорог, соответствует 4-кратная наибольшая ставка платы за единицу объема древесины основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации (за каждый кв. метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы, а также за каждое транспортное средство или механизм, кроме специального назначения, находящиеся в защитных лесах вне отведенных мест либо двигающиеся вне существующих дорог).
Согласно утвержденному во исполнение положений статей 73 и 76 ЛК РФ постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема ресурсов и ставках платы за единицу плошали лесного участка, находящегося в федеральной собственности", наибольшая ставка платы за единицу объема древесины основной лесообразующей породы - береза - в субъекте Российской Федерации по Тюменскому лесотаксовому району составляет 60,3 руб. за 1 куб. м. Факт наличия березы в качестве основной лесообразующей породы в Тюменской области подтверждается Лесным планом Тюменской области, утвержденным постановлением Губернатора Тюменской области от 27.05.2019 N 69, согласно которому земли, покрытые лесной растительностью соответствующей породы, составляют 3672,6 тыс. га (Приложение N 13).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу плошали лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставка платы за единицу объема лесных ресурсов в 2019 году применяется - с коэффициентом 2,38.
Согласно пункту 6 "г" приложения N 4 к особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства расчета, размер такс подлежит увеличению в 2 раза при определении размера вреда, причиненного в связи с нарушением лесного законодательства в защитных лесах, особо защитных участках лесов (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях и особо защитных участках защитных лесов).
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Материалы дела содержат выписку из государственного лесного реестра от 28.04.2020 N 4739/20, в соответствии с которой выделы 10 и 11 квартала 31 Винзилинского урочища относятся к защитным лесам вдоль ж/д и автодорог (л.д. 38).
Следовательно, размер вреда, причиненного лесам в результате лесонарушения, в настоящем случае составляет: 8 000 кв. м * 60,3 руб.*ставка 4* коэффициент 2,38* 2, то есть 9 184 896 руб. Расчет суммы возмещения вреда не опровергнут обществом со ссылкой как на конкретные обстоятельства дела, так и на действующие в сфере спорных отношений нормативные правовые акты (статья 9 АПК РФ).
Факт допущения лесонарушения по существу ответчиком не опровергается и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В жалобе обществом приведены доводы о том, что уполномоченным органом неверно установлена площадь лесонарушения, составляющая 8 000 кв. м. Доводами об отсутствии оснований для установления площади лесонарушения мотивировано и заявленное обществом на стадии рассмотрения дела апелляционным судом ходатайство о назначении судебной экспертизы.
В ходатайстве общество просило поставить на разрешение экспертов следующие вопросы:
- имеется ли на участке Винзилинского участкового лесничества Тюменского лесничества в квартале 31 выделах 10, 11 снятие почвы?
- имеется ли на участке Винзилинского участкового лесничества Тюменского лесничества в квартале 31 выделах 10, 11 уничтожение почвы?
имеется ли на участке Винзилинского участкового лесничества Тюменского лесничества в квартале 31 выделах 10, 11 порча почвы?
- если на указанном участке имеется снятие или уничтожение, или порча почв, то какова площадь данного снятия или уничтожения, или порчи почв?
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для согласия с утверждением подателя жалобы и удовлетворения соответствующего ходатайства в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 82 АПК РФ круг и содержание вопросов, по которым проводится экспертиза, определяются судом. Определяя круг и содержание вопросов, по которым необходимо провести экспертизу, суд исходит из того, что вопросы права и правовых последствий оценки доказательств не могут быть поставлены перед экспертом. Вышеуказанная норма не носит императивного характера, а предусматривает рассмотрение ходатайства и принятие судом решения об удовлетворении либо отклонении ходатайства. По смыслу статьи 82 АПК РФ экспертиза назначается только в том случае, если суд не может рассмотреть вопрос, который требует специальных знаний в этой области (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2011 N 13765/10).
На основании части 2 статьи 64, частей 4, 5 статьи 71, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами. Судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а, следовательно, требование одной из сторон о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как указано выше, в дело представлены достаточные доказательства как факта, так и характеристик лесонарушения, которые не опровергнуты обществом. В свою очередь, само по себе утверждение о несогласии с содержанием представленных в дело доказательств не имеет доказательственного значения и не может быть положено в основу судебного акта по делу. Представленная в дело схема места лесонарушения содержит указание на масштаб, пространственное описание поврежденного участка, его место расположения, координаты точек и румбы линий с приведением длины. Данный документ позволяет проверить утверждение истца о площади лесонарушения, учтенной при расчете суммы возмещения вреда.
Общество признано виновным в совершении административного правонарушения (часть 2 статьи 8.26 КоАП РФ), выразившегося в указанном выше лесонарушении, постановлением от 07.06.2019 N 00383 Тюменского межрайонного отдела Федерального государственного лесного надзора (л.д. 14-16). Постановление вступило в законную силу 18.07.2019. В рамках административного расследования установлены обстоятельства лесонарушения, положенные в основу исковых требований, предъявленных в рамках настоящего дела.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для вывода о недостаточности собранной по делу доказательственной базы и необходимости привлечения эксперта для исследования каких-либо фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения исковых требований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает то обстоятельство, что за фактом лесонарушения последовал значительный период времени, ввиду чего возможность полного, объективного и беспрепятственного исследования утрачена.
Представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи оценены судом апелляционной инстанции и сочтены подтверждающими обоснованность исковых требований департамента. Удовлетворив требования истца, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройизыскания" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.01.2020 по делу N А70-18923/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-18923/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Стройизыскания"
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3343/20
02.06.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1936/20
15.01.2020 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-18923/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-18923/19