город Томск |
|
2 июня 2020 г. |
Дело N А45-35738/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е. В. с использованием средств видеозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (07АП-2528/2020) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.01.2020 по делу N А45-35738/2019 (судья Абаимова Т.В.) по заявлению публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, Комиссии по предвари-тельному отбору подрядных организаций для последующего участия в электронных тор-гах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области о признании незаконными действия по отказу во включении в Реестр квалифицированных подрядных организаций, аннулировании результатов предварительного отбора N3.4-2019-ПО и отмене протокола NРТС154В190016 от 19.09.2019,
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: Сидорова А. А. по дов. от 04.12.2019,
от заинтересованного лица: Шульга И. А. по дов. от 17.01.2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Карачаровский механический завод" (далее - заявитель, ПАО "Карачаровский механический завод", ПАО "КМЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) о признании незаконными действий Министерства по отказу во включении ПАО "КМЗ" в Реестр квалифицированных подрядных организаций (далее - Реестр, РКПО) по предмету "Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений", аннулировании результатов предварительного отбора N 3.4-2019-ПО и отмене протокола NРТС154В190016 от 19.09.2019.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Комиссия по предварительному отбору подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области (далее - Комиссия).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.01.2020 действия Министерства по отказу во включении ПАО "КМЗ" в Реестр квалифицированных подрядных организаций по предмету "Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений" и протокол N РТС154В190016 от 19.09.2019 в части отказа во включении публичного акционерного общества "Карачаровский механический завод" в Реестр квалифицированных подрядных организаций, признаны незаконными. Суд обязал Министерство совершить действия, направленные на повторное рассмотрение заявки ПАО "КМЗ", поданной на участие в предварительном отборе N 3.4-2019-ПО.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство ссылается на то, что требования, изложенные в заявлении, заявлены к ненадлежащему органу, полномочий по рассмотрению заявок Министерству в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 20.10.2014 N 415-п "О министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области" не предоставлено; нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - Новосибирской области (постановлением Правительства Новосибирской области 242-п) установлен специальный орган, на который возложены обязанности по рассмотрению заявок - Комиссию; поскольку заявитель уже включен в Реестр, он не может являться участником предварительного отбора, в соответствии с пунктом 2 Положения N 615.
Общество в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с ее доводами, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное разбирательство по делу было перенесено на 28.05.2020 на основании постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел дело в в отсутствие представителей Комиссии.
Представители Министерства и общества в судебном заседании свои доводы поддержали.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав представителей Министерства и общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 09.08.2019 на сайте оператора электронной площадки РТС-тендер в сети "Интернет" Министерством было размещено извещение (РТС 154В190016, номер в ЕИС: 015120001021900016) о проведении предварительного отбора N 3.4-2019-ПО для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Новосибирской области по предмету "Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений".
Согласно извещению, дата и время начала подачи заявок на участие: 09.08.2019 00:00, дата и время окончания срока подачи заявок: 06.09.2019 07:00; дата и время окончания рассмотрения заявок - 20.09.2019.
ПАО "КМЗ" 05.09.2019 в 15:21 (по московскому времени) подана заявка на участие в предварительном отборе.
В соответствии с протоколом по проведению предварительного отбора N РТС154В190016 от 19.09.2019 ПАО "КМЗ" отказано во включении в РКПО на основании пункта 40 Положения N 615.
ПАО "КМЗ", полагая, что отказ во включении в Реестр противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа во включении общества в Реестр.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 235 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), любой участник предварительного отбора, электронного аукциона имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, действия (бездействие) заказчика, органа по ведению реестра, комиссии по проведению предварительного отбора, ее членов, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, оператора электронной площадки при организации и проведении закупки, при осуществлении закупки у единственной подрядной организации, заключении договоров о проведении капитального ремонта по их результатам.
В силу части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.
Согласно части 5 статьи 182 ЖК РФ, привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение N 615.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 615 орган по ведению реестра - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций.
В силу пункта 7 Положения N 615 именно орган по ведению реестра осуществляет проведение предварительных отборов и ведение реестра квалифицированных подрядных организаций в субъекте Российской Федерации.
По мнению Министерства, оно не является надлежащим органом по рассмотрению заявок, у него нет таких полномочий.
Орган по ведению реестра до начала проведения предварительного отбора принимает решение о создании комиссии по проведению предварительного отбора, определяет ее состав, включая председателя и секретаря комиссии, и порядок ее работы (пункт 12 Положения N 615) в порядке, установленном пунктом 13 данного Положения.
Комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций (пункт 48 Положения N 615).
В Реестр включается информация об участниках предварительного отбора, в отношении которых Комиссией принято решение о включении подрядной организации в реестр квалифицированных подрядных организаций (пункт 62 Положения N 615).
Орган по ведению реестра, получивший документы в соответствии с пунктом 69 настоящего Положения, в течение 3 рабочих дней размещает информацию в реестре квалифицированных подрядных организаций (пункт 70 Положения N 615).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно Министерство осуществляет организацию и проведение отбора квалифицированных подрядных организаций, в том числе путем создания уполномоченного коллегиального органа (комиссии).
Доводы Министерства о том, что оно осуществляет только издание приказа о формировании Комиссии, не осуществляет отбор заявок, не имеют правового значения, так как не отменяют статус Министерства как заказчика, осуществляющего организацию и проведение отбора квалифицированных подрядных организаций - через созданную им Комиссию.
В силу пункта 36 Положения N 615, для участия в предварительном отборе участник подает заявку на участие в предварительном отборе в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора.
В соответствии с пунктом 48 Положения N 615, комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в том числе на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Согласно пункту 52 Положения N 615, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:
а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;
б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в пункте 53 Положения.
В силу пункта 53 Положения N 615, решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях:
а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 Положения;
б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 Положения;
в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.
Установленный перечень оснований для отказа участнику предварительного отбора во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций является закрытым.
В соответствии с пунктом 28 Положения N 615, не включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 53 Положения N 615, не допускается.
Как следует из материалов дела, ПАО "КМЗ" 05.09.2019 подана заявка на участие в предварительном отборе.
Согласно протоколу по проведению предварительного отбора от 19.09.2019 заявителю отказано во включении в Реестр на основании пункта 40 Положения N 615.
Как пояснил представитель заинтересованного лица, заявка общества была квалифицирована как повторная, поскольку ПАО "КМЗ" уже включено в Реестр по предмету "Оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений" 14.10.2016, реестровая запись 00772102405720180035.
Признавая необоснованной данную позицию заинтересованного лица, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно абзацу восемь пункта 2 Положения N 615, предварительный отбор - это совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование РКПО субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что предварительный отбор, как часть процедуры закупки, заканчивается принятием положительного решения о включении претендентов в реестр или решения об отказе во включении в Реестр.
Поданная обществом 05.09.2019 заявка не является повторной, поскольку предыдущая процедура закупки (торгов) является завершенной (заявка рассмотрена и решение по ней принято), а реестр квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации - сформированным.
По результатам рассмотрения первичной заявки общество было включено в Реестр 14.10.2016, сроком до 14.10.2019, реестровая запись 00772102405720180035.
Отклоняя ссылку Министерства на то, что участником предварительного отбора может являться только то лицо, которое еще не включено в РКПО суд первой инстанции верно отметил, что включение общества в Реестр по заявке от 05.09.2019 не влечет нарушение Положений N 615, так как общество будет обладать различным временным периодом нахождения в Реестре, будет присвоена иная реестровая запись.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции о том, что пункт 40 не поименован в пункте 53 Положения N 615 в качестве основания для отказа во включении участника предварительного отбора в Реестр, иных оснований для отказа во включении в РКПО в протоколе по проведению предварительного отбора от 19.09.2019 не указано, соответственно отказ во включении общества в Реестр, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом первой инстанции правильно, оснований для отмены решения суда, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы не имеется.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле, не взыскиваются.
В соответствии с частью 4 статьи 265.1 АПК РФ исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом апелляционной инстанции постановления по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, если судом не установлен иной срок приостановления.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Министерства суд апелляционной инстанции отменяет приостановление исполнения обжалуемого судебного акта на основании определения Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2020.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.01.2020 по делу N А45-35738/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Новосибирской области от 27.01.2020 по делу N А45-35738/2019 по определению апелляционного суда от 10.03.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-35738/2019
Истец: ПАО "КАРАЧАРОВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД"
Ответчик: Комиссия по предварительному отбору подрядных организаций для последующего участия в электронных торгах в сфере оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонтубщего имущества в многоквартирных домах НСО, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭНЕРГЕТИКИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2904/20
02.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2528/20
27.01.2020 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-35738/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-35738/19