г. Вологда |
|
03 июня 2020 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ненецкая управляющая Компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 29 января 2020 года по делу N А05П-198/2019,
УСТАНОВИЛ:
государственная инспекция строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа (ОГРН 1058383008441, ИНН 2983003545; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица им. В.И. Ленина, дом 27, корпус В, офис 45; далее - инспекция; после переименования - Департамент внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Ненецкая управляющая Компания" (ОГРН 1152983000136, ИНН 2983010253; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Полярная, дом 25, корпус А, далее - общество) о признании незаконным бездействия, выраженного в ненаправлении в инспекцию заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ненецкого автономного округа об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в части управления многоквартирными домами N 4 по улице имени Н.Е. Сапрыгина, N 5 по улице 60-летия Октября в г. Нарьян-Маре, об обязании общества не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда направить в инспекцию названное заявление.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ОГРН 1028301646779, ИНН 8301020090; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица В.И. Ленина, дом 12; далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 29 января 2020 года заявленные требования удовлетворены, с общества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о прекращении производства по делу. В обоснование жалобы ссылается на то, что рассмотрение дела по существу невозможно без предоставления проектов договоров управления многоквартирными домами, так как без проектов договоров невозможно включение лицензиата в реестр лицензий субъекта Российской Федерации по многоквартирным домам. Полагает, что требование инспекции невыполнимо без проектов договоров.
Ходатайством от 21.04.2020 Департамент внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа уведомил суд о переименовании заявителя, в связи с чем в порядке статьи 124 АПК РФ наименование заявителя по делу следует считать Департамент внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа (далее - департамент).
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество имеет лицензию от 16.04.2015 N 7 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно служебной записке инспекции с 01.02.2019 из реестра лицензий Ненецкого автономного округа исключены сведения об управлении обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ПОК и ТС" домом N 4 по ул. Сапрыгина и домом N 5 по ул. 60-летия Октября в г. Нарьян-Маре.
Постановлениями администрации от 12.03.2019 N 266, 267 общество определено в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домом N 4 по ул. Сапрыгина в г. Нарьян-Маре и для управления многоквартирным домом N 5 по ул. 60-летия Октября в г. Нарьян-Маре.
Поскольку общество не обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ненецкого автономного округа об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в части управления многоквартирными домами N 4 по ул. им. Н.Е. Сапрыгина, N 5 по ул. им. 60-летия Октября в г. Нарьян-Маре, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия общества незаконным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В силу части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 этой статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
В соответствии с пунктом 2 названных Правил определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлениями администрации N 266 и N 267 ответчик определен в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домом рассматриваемыми многоквартирными домами.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14.08.2019 по делу N А05П-236/2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019, указанные постановления признаны законными.
Доводы общества об ином подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Закона N 99-ФЗ, с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК РФ.
С 01.05.2015 формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Статьей 195 ЖК РФ определено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Ведение сводного федерального реестра лицензий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 2 статьи 198 данного Кодекса в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой при изменении перечня многоквартирных домов лицензиат обязан разместить такие сведения в системе, а также направить их в орган жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пунктов 2, 42 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) в системе должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг; иная информация и документы, подлежащие обязательному размещению в системе в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего указанные в настоящем пункте сведения, в том числе реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 ЖК РФ.
Пунктом 3 Порядка N 938/пр установлен перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр.
Суд первой инстанции на основании изложенных норм пришел к верному выводу о том, что, поскольку постановлениями администрации общество определено в качестве управляющей организации для управления указанными выше многоквартирными домами, оно обязано обратится в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет, однако данную обязанность не исполнило.
Ссылки общества на отсутствие договоров управления многоквартирными домами отклонены судом первой инстанции, поскольку не могут служить основанием для отказа в удовлетворении предъявленного требования и не свидетельствуют о неисполнимости судебного акта.
При этом судом учтены пояснения инспекции о том, что заключение договоров управления многоквартирными домами зависит от волеизъявления самого общества, а отсутствие интереса в таком заключении не может блокировать исполнение соответствующих постановлений органа местного самоуправлении и повлечь за собой нарушение принципов полноты, достоверности, актуальности информации и своевременности ее размещения в системе (пункт 8 статьи 4 Закона N 209-ФЗ).
Суд первой инстанции учел, что положения части 17 статьи 161 ЖК РФ и ЖК РФ прямо не предусматривают заключение договоров управления многоквартирным домом на основании соответствующих решений органа местного самоуправления, а также то, что на основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Так, согласно подпункту "е" пункта 3 Порядка N 938/пр с заявлением предоставляется копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 ЖК РФ.
Поскольку заключение договора управления в спорном случае нормами ЖК РФ не предусмотрено, отсутствие договора управления многоквартирными домами не может являться препятствием для внесения изменений в реестр лицензий Ненецкого автономного округа и не является основанием для освобождения общества от исполнения обязанности от представления сведений об изменении перечня многоквартирных домов.
Таким образом, доводы подателя жалобы об отсутствии договоров управления и неисполнимости решения суда подлежат отклонению.
Доводы общества относительно законности вышеназванных постановлений и действий администрации, связанных с их вынесением, являлись предметом спора по делу N А05П-236/2019, где получили надлежащую правовую оценку, и не подлежат переоценке при рассмотрении настоящего спора в суде.
На основании пункта 4 части 6 статьи 20 ЖК РФ суд первой инстанции верно установил наличие у заявителя права на подачу настоящего заявления.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении требований инспекции у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 29 января 2020 года по делу N А05П-198/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ненецкая управляющая Компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05П-198/2019
Истец: Государственная инспекция строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа
Ответчик: ООО "Ненецкая управляющая компания"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", НАО Департамен внутреннего контроля и надзора