г. Санкт-Петербург |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А56-76874/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Тузова М.Н. по доверенности от 11.07.2019
от ответчика (должника): Полторецкий С.В. по доверенности от 30.12.2019
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3879/2020) некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2019 по делу N А56-76874/2019 (судья М.И. Денисюк), принятое
по заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: открытое акционерное общество "Щербинский лифтостроительный завод"
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (далее - Фонд, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС, Управление) от 13.06.2019 N Р/03/01-20, которым отказано во включении представленных Фондом сведений в отношении открытого акционерного общества "Щербинский лифтостроительный завод" (далее - Общество, ОАО "ЩЛЗ") в реестр недобросовестных подрядных организаций.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Щербинский лифтостроительный завод" (далее - третье лицо).
Решением от 30.12.2019 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судом при принятии судебного акта норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда от 30.12.2019 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которые не позволили Обществу выполнить обязательство по предоставлению надлежащего обеспечения и обоснование предполагаемой цены договора, отсутствовали.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
В судебном заседании представитель Фонда просил жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Фондом (заказчиком) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу www.gz.lenobl.ru и на сайте оператора электронной площадки www.etp-ets.ru размещено извещение N 2045500000119900047 и Документация об электронном аукционе для лиц, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций по итогам предварительного отбора на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт на территории Гатчинского муниципального района Ленинградской области; начальная (максимальная) цена договора 23727 125,80 руб.
Указанный электронный аукцион проводился в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615.
Согласно протоколу электронного аукциона с идентификационным номером 204550000011900047 от 06.05.2019 победителем электронного аукциона признано ОАО "Щербинский лифтостроительный завод", предложившее цену договора 17795343,11 руб.
13.05.2019 Фондом сформирован и направлен посредством национальной электронной площадки www.etp-ets.ru победителю электронного аукциона проект договора N 2019-39.
22.05.2019 ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" предоставлен заказчику проект договора N 2019-39, подписанный электронной цифровой подписью, а также скан-копию платежного поручения от 21.05.2019 N 05154 на сумму 7118137,74 руб., что не соответствует требованиям пункта 205 Положения N 615 и подпункта 4 пункта 21 раздела Х Документации об аукционе, поскольку Обществом была предложена цена договора на 25 процентов ниже первоначальной (максимальной) цены договора; обоснование предлагаемой цены договора одновременно с подписанным проектом договора Обществом представлено не было.
Поскольку в установленный пунктами 21 и 26 раздела Х Документации об аукционе срок до 24.05.2019 Обществом не было представлено заказчику обеспечение исполнения договора в требуемой сумме, а также обоснование предлагаемой цены договора, Фонд признал ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" уклонившимся от заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома (акт от 24.05.2019).
В соответствии с пунктом 258 Положения N 615 Фонд направил в Ленинградское УФАС сведения в отношении ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций.
По результатам рассмотрения обращения Фонда Ленинградским УФАС вынесено решение от 13.06.2019 N Р/03/01-20, в соответствии с которым Управление не усмотрело оснований для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций сведений об Обществе.
Не согласившись с указанным решением УФАС, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, посчитал, что применение к заявителю санкции в виде включения в реестр недобросовестных подрядных организаций не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, не является справедливым и соразмерным характеру совершенного ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" деяния.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, установлен в статье 18.1 Закона "О защите конкуренции", согласно части 17 которой при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания. Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания (части 20 и 23 статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции").
Правовое регулирование деятельности региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор) установлено Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ). В соответствии с частью 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 ЖК РФ, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функции специализированной организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение N 615).
Положение N 615 определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, (далее - региональный оператор), подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - подрядные организации), в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1).
В соответствии с пунктом 134 Положения N 615 документация об электронном аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком.
При этом, в силу подпункта "т" пункта 135 Положения N 615 документация об электронном аукционе, помимо сведений, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать срок, в течение которого победитель электронного аукциона или иной участник, с которым заключается договор о проведении капитального ремонта в соответствии с настоящим Положением, должен подписать договор о проведении капитального ремонта, условия признания победителя электронного аукциона или иного участника электронного аукциона уклонившимся от заключения договора о проведении капитального ремонта.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу электронного аукциона с идентификационным номером 204550000011900047 от 06.05.2019 победителем электронного аукциона признано ОАО "Щербинский лифтостроительный завод", предложившее цену договора 17795343,11 руб., что на 25% ниже начальной (максимальной) цены договора.
13.05.2019 Фондом сформирован и направлен посредством национальной электронной площадки www.etp-ets.ru победителю электронного аукциона проект договора N 2019-39.
Поскольку в установленный пунктами 21 и 26 раздела Х Документации об аукционе срок (до 24.05.2019) Обществом не было представлено заказчику обеспечение исполнения договора в требуемой сумме, а также обоснование предлагаемой цены договора, Фонд признал ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" уклонившимся от заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома (акт от 24.05.2019).
Пунктом 257 Положения N 615 предусмотрено, что заказчик в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта об уклонении победителя электронного аукциона от заключения договора о проведении капитального ремонта с участником электронного аукциона, с которым в соответствии с настоящим Положением заключается договор о проведении капитального ремонта, направляет в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, информацию, предусмотренную подпунктами "в" - "ж" пункта 256 настоящего Положения, а также протокол проведения аукциона или протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и иные документы, свидетельствующие об отказе участника электронного аукциона, с которым в соответствии с настоящим Положением заключается договор о проведении капитального ремонта, от заключения договора о проведении капитального ремонта.
Согласно пункту 263 Положения N 615 по результатам рассмотрения документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, выносится решение. В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций. В ином случае орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение об отказе во включении информации о подрядной организации в реестр недобросовестных подрядных организаций. Копия решения, вынесенного органом, уполномоченным на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, направляется заказчику и лицу, в отношении которого принято решение о включении информации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций.
Положение N 615 не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Реестр недобросовестных подрядных организаций является специальной мерой ответственности, установленной законодателем с целю обеспечения лицом, выигравшим торги, принятых на себя обязательств; одним из последствий включения лица в реестр недобросовестных подрядных организаций является ограничение прав такого лица на участие в торгах.
Таким образом, реестр недобросовестных подрядных организаций представляет собой исключительную меру ответственности за недобросовестное поведение. Основанием для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Положения N 615.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган обязан в каждом конкретном случае устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Судом установлено, что обоснованием предлагаемой цены договора и обеспечение исполнение контракта в требуемом размере не были своевременно предоставлены ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" в связи с ошибочными действиями сотрудников Общества.
ОАО "Щербинский лифтостроительный завод"" в установленный Документацией об аукционе срок был направлен заказчику подписанный проект контракта и предоставлено обеспечение в размере 7118137,74 руб., а также впоследствии Обществом платежным поручением от 29.05.2019 N 05585 предоставило недостающую часть обеспечения исполнения контракта в размере 7118137,74 руб., что свидетельствует о том, что Обществом были приняты меры для заключения договора по результатам спорного электронного аукциона, что не может свидетельствовать о ее недобросовестном поведении.
С учетом установленных обстоятельств по делу, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что решение Ленинградского УФАС от 13.06.2019 N Р/03/01-20 принято в соответствии с законом и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2019 по делу N А56-76874/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-76874/2019
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: ОАО "ЩЕРБИНСКИЙ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"