г. Чита |
|
4 июня 2020 г. |
Дело N А19-23871/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования города Братска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2020 года по делу N А19-23871/2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования города Братска (ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833, далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Базис" (ОГРН 1053805029376, ИНН 3805702329, далее - ответчик, общество, ООО "Базис") денежные средства в размере 1 250 193,61 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2020 года по делу N А19-23871/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что 7 единиц работников столовой поддерживают "должный уровень условий труда" 2-х единиц руководящих работников, а также пояснения представителя ответчика, данные в судебном заседании о том, что столовая осуществляет обслуживание сотрудников сторонних организаций. Таким образом, работа столовой является самостоятельной предпринимательской деятельностью по оказанию услуг общественного питания.
Осуществление ООО "Базис" деятельности по организации общественного питания без отражения в ЕГРЮЛ является нарушением действующего законодательства.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Определением суда от 10.04.2020 года судебное разбирательство отложено на 10 часов 20 минут 2 июня 2020 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 04.03.2020, 11.04.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Администрация и общество заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, с учетом обстоятельств дела, позиции участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъектах Российской Федерации (Иркутская область и Забайкальский край), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между Администрацией муниципального образования города Братска и Обществом с ограниченной ответственностью "Базис" заключено соглашение от 08.05.2018 г. о предоставлении ООО "Базис" субсидии из бюджета города Братска в целях финансового возмещения части затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.
Платежным поручением N 50475 от 25.05.2018 г. администрация перечислила обществу субсидию в сумме 1 250 193,61 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что отделом муниципального финансового контроля администрации г. Братска выявлено нарушение ООО "Базис" соглашения от 08.05.2018 г., выразившихся в неисполнении СМСП положений пункта 2.1.2 соглашения, а именно: получатель субсидии ООО "Базис" не функционировал по заявленному виду деятельности в течение срока действия соглашения. В связи с чем администрация направила в адрес общества требование от 25.06.2019 г. N 14657/16/19 о возврате в бюджет города Братска полученной субсидии в течение 20 дней со дня получения требования.
В связи с неисполнением ответчиком требования администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Базис" полученной субсидии.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 14.11.2016 г. N 1801 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Братска в целях финансового возмещения части затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
В силу пунктов 3, 7 главы 1 названного Порядка (в редакции постановления администрации муниципального образования города Братска от 01.03.2018 г. N 273) субсидия предоставляется в целях возмещения части затрат по договорам на приобретение в собственность оборудования в связи с созданием и (или) развитием, и (или) модернизацией производства товаров, работ, услуг. Предоставление субсидий осуществляется на конкурсной основе.
Требования к получателям субсидий установлены пунктом 6 главы 1 Порядка. В частности, получателем субсидии могут являться субъекты малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют свою деятельность на территории муниципального образования города Братска.
На основании пункта 1 главы 4 Порядка в целях обеспечения соблюдения субъектом малого и среднего предпринимательства условий, целей и порядка предоставления субсидий, предусмотренных названным Порядком и соглашением, и оценки бюджетной эффективности финансовой поддержки администрация в лице отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации и отдел муниципального финансового контроля администрации осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Пунктом 2 главы 4 Порядка установлены меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий, которые предусматривают, в том числе, возврат суммы субсидии (части субсидии) в бюджет города Братска в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных администрацией в лице отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации и отделом муниципального финансового контроля администрации; недостижения целевых показателей, указанных в главе 3 названного Порядка, и достижения низкой результативности использования субсидии, установленной в соответствии с пунктом 18 главы 2 названного Порядка; установления размера среднемесячной заработной платы в течение календарного года со дня получения субсидии ниже величины прожиточного минимума, установленного по Иркутской области для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Базис" обратилось в администрацию муниципального образования города Братска с заявлением на получение субсидии с приложением анкеты, перечня расходов, технико-экономического обоснования понесенных расходов, связанных с приобретением оборудования, копии договора на приобретение оборудования, копии платежных документов, подтверждающих приобретение оборудования, копии выписки по расчетному счету, копий бухгалтерских документов, подтверждающих постановку на баланс оборудования, копий документов, подтверждающих получение оборудование, обязательства по обеспечению достижения целевых показателей, выписки из ЕГРЮЛ.
Рассмотрев представленные обществом документы конкурсная комиссия пришла к выводу об их соответствии условиям Порядка о предоставлении субсидий в целях финансового возмещения части затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательств.
В связи с чем между Администрацией муниципального образования города Братска и ООО "Базис" заключено соглашение от 08.05.2018 г. о предоставлении ООО "Базис" субсидии из бюджета города Братска в целях финансового возмещения части затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.
Администрация полагает, что обществом нарушен пункт 2.1.2 соглашения, а именно: получатель субсидии ООО "Базис" не функционировал по заявленному виду деятельности в течение срока действия соглашения.
Кроме того истец указал, что согласно пункту 7 технико-экономического обоснования ООО "Базис" обязалось обеспечить достижение следующих целевых показателей:
- общее количество сохраняемых рабочих мест со дня получения субсидии до истечения календарного года - 9 единиц;
- размер среднемесячной заработной платы, планируемой в течение календарного года со дня получения субсидии - 23 800 руб.
По мнению администрации, указанные в штатном расписании ООО "Базис" должности, не соответствуют заявленному виду деятельности общества, в связи с чем не могут быть учтены в расчете целевых показателей.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает указанные доводы администрации необоснованными.
В соответствии со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Базис" является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
В заявлении на предоставление субсидии, а также в технико-экономическом обосновании понесенных расходов, связанных с приобретением оборудования, ООО "Базис" указало, что основным видом деятельности общества является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (код ОКВЭД 68.20.2), а также указало численность работников на предприятии - 9 человек.
Согласно технико-экономическому обоснованию ООО "Базис" обеспечивает производственными площадями и оборудованием крупнейшие предприятия города, которые производят строительные материалы и конструкции: сборный железобетон, товарный бетон и раствор, инертные материалы (гравий, щебень, песчано-гравийная смесь, песок строительный). Целью инвестиционного проекта является внедрение производственного комплекса, предназначенного для промышленного изготовления преднапряженных железобетонных изделий в составе автоматизированной технологической линии предприятий с последующим предоставлением в аренду.
Из материалов дела следует, что общество после получения субсидии продолжает осуществлять деятельность по заявленному виду деятельности. За 2018 год общая выручка ООО "Базис" составила 36 437 тыс. руб., из которой арендные платежи составили 30 796 тыс. руб., что составляет 85% от всей суммы выручки. Общество находится на специальном налоговом режиме (УСН), за 2018 год исчислило и уплатило в бюджет налог на прибыль (доходы) в размере 1 954 тыс. руб. За 9 месяцев 2019 года доход организации от деятельности по аренде и управлению собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом составил 21 358 тыс. руб. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком в материалы дела документами: заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2017, 2018 гг.; оборотно-сальдовыми ведомостями за 2018 год, за 9 месяцев 2019 года; бухгалтерской отчетностью за 2018 год, платежными поручениями об уплате налога.
В рамках соглашения о предоставлении субсидии от 08.05.2018 г. ООО "Базис" представило отчет по обеспечению достижения целевых показателей, в котором сообщило, что со дня получения субсидии до истечения календарного года общество достигло следующих показателей:
- общее количество сохраняемых рабочих мест со дня получении субсидии до истечения календарного года - (единиц) - 9 единиц;
- размер среднемесячной заработной платы, планируемый в течение календарного года со дня получения субсидии (рублей) - 28 396 руб.
Таким образом, условия соглашения в части достижения целевых показателей обществом выполнены - рабочие места сохранены, а размер заработной платы выше указанного в технико-экономическом обосновании размера.
С отчетом по обеспечению достижения целевых показателей ООО "Базис" представило штатное расписание, которое включает следующие должности:
- руководящие работники и специалисты: директор - главный бухгалтер (1,000 ед.); директор технический (0,125 ед.); главный энергетик (0,125 ед.); секретарь (1,000 ед.); инспектор по кадрам (0,250 ед.). Всего: 2, 375 единицы,
- работники столовой: зав. столовой (1 ед.); бухгалтер (0,5 ед.); повар (3 ед.); помощник повара (1 ед.); подсобный рабочий (2 ед.). Всего 7,5 единиц.
Из пояснений ответчика следует, что в собственности ООО "Базис" имеется заводская столовая, расположенная по адресу: Иркутская область, г. Братск, П 19 33 05 01. Для обеспечения функционирования данного помещения привлечены сотрудники: зав. столовой, бухгалтер, повар, подсобный рабочий, помощник повара, которые входят в указанную в технико-экономическом обосновании численность сотрудников - 9 человек.
Деятельность заводской столовой в комплексе с производственными помещениями, необходима для поддержания должного уровня условий труда, кроме того, создает и сохраняет рабочие места.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что общая структура любого предприятия может включать весь комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, в связи с чем является несостоятельным довод истца о том, что должности сотрудников, занятых в обслуживающем подразделении (столовая) не соотносятся с видом деятельности по аренде и управлению собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Кроме того, ни Порядком предоставления субсидий из бюджета города Братска в целях финансового возмещения части затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, ни условиями соглашения не установлены требования о том, что в штате получателя субсидии должны устанавливаться определенные категории должностей.
Администрацией в материалы дела представлено заключение председателя комитета экономического развития администрации города Братска от 29.03.2019 г. об оценке результативности использования субсидии, предоставленной ООО "Базис" из бюджета города Братска. Согласно указанному заключению результативность использования субсидии превышает 90% и признана высокой. В заключении также указано, что количество сохраненных мест составляет 12 единиц, а размер среднемесячной заработной платы составляет 17 465 руб.
Между тем, поскольку какие-либо документы, на основании которых был произведен указанный расчет, истцом в материалы дела не представлены, указанное заключение не может быть принято судом в качестве доказательства, свидетельствующего о нарушении обществом условий соглашения.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что обществом для получения субсидии представлены все необходимые документы, предусмотренные Порядком предоставления субсидий из бюджета города Братска в целях финансового возмещения части затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, утвержденным Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 14.11.2016 г. N 1801.
ООО "Базис" полностью соответствует требованиям к получателям субсидий, установленным пунктом 6 главы 1 названного Порядка. При рассмотрении конкурсной заявки общества администрацией какие-либо нарушения установлены не были, несоответствие ООО "Базис" условиям получения субсидии также не было установлено.
При этом факт целевого расходования полученной субсидии администрация не отрицает.
По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку исковые требования к ответчику заявлены администрацией, то в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно истец обязан был представить доказательства того, что ответчиком нарушены условия соглашения.
Между тем, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о недобросовестности ООО "Базис" и нарушении им условий соглашения о предоставлении субсидии.
Довод о том, что осуществление ООО "Базис" деятельности по организации общественного питания без отражения в ЕГРЮЛ является нарушением действующего законодательства не может быть принят во внимание, поскольку не основан на нормах права.
Позиция заявителя жалобы сводится к несогласию с оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 января 2020 года по делу N А19-23871/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-23871/2019
Истец: Администрация муниципального образования города Братска
Ответчик: ООО "Базис"