г. Челябинск |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А76-11968/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2020 по делу N А76- 11968/2019,
В судебном заседании приняли участие представители:
от заинтересованного лица: Челябинской таможни - Цымбал Д.Н. (служебное удостоверение, доверенность N 7 от 09.01.2020, Диплом), Левина Д.Е. (служебное удостоверение, доверенность N 6 от 09.01.2020, Диплом).
Челябинская таможня (далее - заявитель, таможня) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транссервис" (далее - ответчик, ООО "Транссервис", общество) о взыскании утилизационного сбора в сумме 8235000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2020 (резолютивная часть объявлена 26.02.2020) заявленные требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" в пользу Челябинской таможни взыскан неуплаченный утилизационный сбор в сумме 8 235 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "Транссервис" (далее также - апеллянт, податель жалобы), обратилось в суд апелляционной инстанции. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы ссылается на возможность применения исключительных положений законодательства, регулирующих основания для уплаты утилизационного сбора. Апеллянт отмечет, что намерений эксплуатировать ввезенный товар в качестве самоходных машин у общества не было, таким образом, ввезенные на территорию Российской Федерации и не поставленные в дальнейшем на регистрационный учет транспортные средства, не подлежат обложению утилизационным сбором.
До начала судебного заседания представитель заинтересованного лица представил в арбитражный апелляционный суд пояснения на апелляционную жалобу, в которых отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда; в судебное заседание представитель от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" не явился.
С учетом мнения представителя от заинтересованного лица, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц участвующих в деле.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал относительно доводов апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, пояснений к ней, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Транссервис" в соответствии с контрактом N 5-2015 от 25.05.2015 ввезло на территорию Евразийского экономического союза в зоне деятельности Челябинской таможни товар - колесные транспортные средства и с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления представило в таможенный орган декларации на товары (далее - ДТ). Основные сведения о товарах, продекларированных по ДТ, отражены в таблице ниже.
N ДТ |
Описание товара |
10504080/090217/0000056 товар N 1 код 8429401000 |
каток дорожный вибрационный botnag bw l44 ad-2, год вып.1995, бывший в эксплуатации, зав.N 101810010131, N двиг.00055812, тип двиг. дизельный, цвет желтый, груз. мощн. 51 квт/69,36 л.с, объем двиг. 2912 куб.см., макс.скор.11 км/ч, габ. размеры: длина-4400 мм; ширина 1680 мм, высота 2870 мм, моточасы 6470 |
10504080/300317/0000141 товар N 1 код 8429401000 |
каток дорожный вибрационный, бывший в эксплуатации, bomag bw 138 ad, год выпуска 2005, зав.N 101650142184, цвет оранжевый, тип двиг. дизельный, мощн. двиг. 29 квт/39 л.с, объем двигателя 2330 куб.см., N две 10472250, габаритные размеры: длина 2600 мм, ширина 1460 мм, высота 2705 мм, макс. Скорость 10 км/ч, моточасы 2318 |
10504080/200417/0000193 товар N 1 код 8429401000 |
каток дорожный вибрационный самоходный bomag bw 100 ad-З, год выпуска 2002, бывший в эксплуатации, зав. N 101150514730, цвет белый, тип двиг. дизельный, мощн. двиг. 22 квт/30 л.с, объем двигателя 1370 куб. см., N две 00751618, габаритные размеры длина 2529 мм, ширина 1072 мм, высота 2568 мм, макс. Скорость 10 км/ч, моточасы 5458, применяется в дорожном строительстве для выравнивания грунта или укатки дорожного покрытия |
10504080/200417/0000193 товар N 2 код 8429401000 |
каток дорожный вибрационный самоходный bomag bw 135 ad, год выпуска 1999,бывший в эксплуатации, зав. N 101650120496, цвет желтый, тип двиг. дизельный, мощн. двиг. 29 квт/39 л.с, объем двигателя 2050 куб. см., N две 00335242,габаритные размеры длина 2590 мм, ширина 1380 мм, высота 2700 мм, макс, скорость 10 км/ч, моточасы 8293, применяется в дорожном строительстве для выравнивания грунта или укатки дорожного покрытия |
10504080/200417/0000193 товар N 3 код 8429401000 |
каток дорожный вибрационный самоходный bomag bw 138 ad, год выпуска 2007,бывший в эксплуатации, зав. N 101650171042, цвет красный, тип двиг. дизельный, мощн. двиг. 32 квт/43 л.с, объем двигателя 2330 куб.см., N две 10339774, габаритные размеры: длина 2600 мм, ширина 1460 мм, высота 2705 мм, макс. Скорость 10 км/ч, моточасы 4564, применяется в дорожном строительстве для выравнивания грунта или укатки дорожного покрытия |
10504080/200417/0000193 товар N 4 код 8429401000 |
каток дорожный вибрационный самоходный bomag bw 161 ad, год выпуска 1998,бывший в эксплуатации, зав.N 101640010316, цвет желтый, тип двиг. дизельный, мощн. двиг. 70 квт/95 л.с, объем двигателя 4100 куб.см., N двс 8332730, габаритные размеры: длина 4830 мм, ширина 1870 мм, высота 3050 мм, макс. Скорость 13 км/ч, моточасы 5832, применяется в дорожном строительстве для выравнивания грунта или укатки дорожного покрытия |
10504080/110417/0000170 товар N 1 код 8479100000 |
фреза дорожная в комплекте, представляющая собой самоходную дорожно-строительную машину на гусеничном ходу, марка wirtgen модель wl20f, год выпуска 2007, бывшая в эксплуатации, зав.N 08100224, N двиг. 21784638, тип двиг. дизельный, объем двиг. 8300 куб. см, мощность двиг. 209 квт/284 л.с, цвет красный, макс. Скорость 1,9 км/ч, габаритные размеры ширина 2100 мм, длина 5700 мм, высота 3000 мм, предназначена для строительства и содержания асфальтовых покрытий дорог (фреза удаляет на всю толщину покрытия автомобильных дорог, снятый материал подается на грузовые автомобили вперед по направлению движения с помощью ленточного конвейера) |
Поскольку информации, представленной Челябинским таможенным постом, сведений об уплате утилизационного сбора, в отношении самоходных машин, ввезенных по ДТ N N 10504080/090217/0000056, 10504080/300317/0000141, 10504080/110417/0000170, 10504080/200417/0000193, не имеется, Челябинская таможня обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании утилизационного сбора.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81) утверждены Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора и Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
В случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Данная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 17 Постановления N 81).
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Утилизационный сбор установлен в целях обеспечения экологической безопасности и призван компенсировать не только затраты на утилизацию, но и затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, в том числе сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2012 N АКПИ12-1278).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем ввезены транспортные средства, которые не подпадают под исключения, перечисленные в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89.
Из анализа норм Закона N 89-ФЗ следует, что в отношении импортируемых транспортных средств, самоходных машин законодателем в силу императивного правового регулирования в качестве основного условия для признания плательщиком утилизационного сбора установлен факт ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации, таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза на территорию Российской Федерации транспортного средства, самоходной машины и не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению.
Под ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию понимается не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а транспортное средство, выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуры, исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений.
Правила взимания утилизационного сбора распространяются на ввезенные товары независимо от того, имел ли декларант намерение получить паспорт самоходной машины и самостоятельно эксплуатировать транспортное средство.
Таким образом, для целей взимания утилизационного сбора не имеет правового значения факт невыдачи паспортов самоходных машин на спорные транспортные средства, а также отказ от их эксплуатации в связи с нахождением транспортного средства в непригодном для эксплуатации состоянии.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы со ссылкой на отсутствие оснований для взимания утилизационного сбора ввиду неполучения паспортов транспортных средств по причине неисправности и некомплектности указанных транспортных средств отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя являются верными.
Отклоняя изложенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что по существу они направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела. Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.02.2020 по делу N А76-11968/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транссервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-11968/2019
Истец: Челябинская таможня
Ответчик: ООО "Транссервис"