город Ростов-на-Дону |
|
05 июня 2020 г. |
дело N А32-41768/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П., при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ВСВ-Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 по делу N А32-41768/2018 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВСВ-Водоканал" (ИНН 2311158509, ОГРН 1132311006849) к товариществу собственников жилья "Вита" (ИНН 2308138090, ОГРН 1072300011222) о взыскании задолженности и пени за услуги холодного водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВСВ-Водоканал" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к товариществу собственников жилья "Вита" (далее - ответчик, товарищество) о взыскании задолженности за период с 01.02.2017 по 31.07.2018 в размере 128 194,74 руб., пени в размере 32,04 руб. в день за период с 30.09.2018 по 30.11.2018 и пени в размере 73,95 руб. в день за период с 30.11.2018 по день фактической оплаты.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 в удовлетворении ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу отказано. Ходатайства ответчика об истребовании у РЭК - Департамент цен и тарифов Краснодарского края и у истца дополнительных документов отклонены. В удовлетворении ходатайства ответчика о привлечении к участию в деле РЭК - Департамент цен и тарифов Краснодарского края в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - отказано. В удовлетворении исковых требований - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ВСВ-Водоканал" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие у истца лицензии на недропользование является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований основан на неправильном прменении норм материального права, на ошибочном определении предмета доказывания, противоречат материалам дела и сделан при неправильном распределении бремени доказывания обстоятельств по делу, на которых стороны основывают свои требования и возражения на них. Начиная с 20.10.2017 по 30.07.2018 у истца была лицензия, вывод суда первой инстанции о том, что имела место нелегальная добыча подземных вод в течение всего периода - противоречит материалам дела, поскольку с 20.10.2017 нелегальной добычи подземных вод не было. Добыча подземных вод до получения лицензии являлась вынужденной мерой, то есть ООО "ВСВ-Водоканал" действовало в состоянии крайней необходимости. Согласно Заключению управления цен и тарифов администрации муниципального образования город Краснодар об экономической обоснованности расчета тарифа на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения обществу "ВСВ-Водоканал" от 09.06.2018 N 20-20-03/557 истец является единственным поставщиком холодной воды для данной группы населения. Отсутствие лицензии не является основанием для прекращения подачи холодной воды. Факт поставки холодной воды ответчиком не отрицается, не отрицается факт присоединения сетей ответчика к сетям, через которые поставлялась холодная вода. Вывод суда первой инстанции о том, что распространение тарифа на предыдущие периоды прямо противоречит императивному положению пункта 33 Правил N 406 основано на неправильном применении норм материального права, противоречит судебной практике и материалам дела. Из жалобы также следует, что анализ положений Гражданского кодекса, разъяснений и правовой позиции высших судов позволяет сделать вывод об ошибочности вывода суда относительно невозможности распространения тарифа на период, предшествующий его установлению. Истец просил не о распространении тарифа как такового, а распространении цены на холодную воду, указанную в тарифе. Вывод суда о том, что ТСЖ "Вита" является ненадлежащим ответчиком основан на неправильном истолковании закона.
Стороны в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, ТСЖ "Вита" является организацией, управляющей общим имуществом МКД, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Черкасская, 65.
ООО "ВСВ-Водоканал" указало, что 01.02.2017 по 31.07.2018 фактически осуществляло поставку холодной воды в указанный МКД, объем которой составил 5 337 куб.м.
Постановлением администрации от 18.07.2018 N 2982 в отношении общества установлен тариф на поставку питьевой холодной воды на период с 01.08.2018 по 31.12.2018 в размере 24,02 руб./куб.м.
17.08.2018 ТСЖ "Вита" обратилось к ООО "ВСВ-Водоканал" с заявкой на заключение договора на отпуск питьевой воды с 01.08.2018.
ООО "ВСВ-Водоканал" направило товариществу типовой договор от 01.08.2018 N 130-00-18 холодного водоснабжения, в пункте 4 раздела 2 которого указало, что датой начала (потребления) холодной воды является 01.02.2017.
Товарищество направило в адрес водоканала протокол разногласий к договору, в пункте 4 раздела 2 которого указало, что датой начала (потребления) холодной воды является 01.08.2018.
Ссылаясь на то, что на стороне товарищества образовался долг с 01.02.2017 по 31.07.2018 за отпущенную в его МКД холодную воду, общество обратилось в арбитражный суд.
В статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) содержатся определения следующих понятий:
- гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства),
- юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Статья 31 Закона N 416-ФЗ закрепляет, что к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся, в том числе холодное водоснабжение с транспортировкой воды, включая распределение воды. Тарифному регулированию подлежит поставка питьевой воды (питьевое водоснабжение и транспортировка воды) (части 1, 2 статьи 31 Закона N 416-ФЗ). Частью 10 статьи 31 Закона N 416-ФЗ закреплено, что перечень подлежащих регулированию тарифов и платы в сфере водоснабжения и водоотведения, указанных в частях 2, 5, 6, 8 и 9 настоящей статьи, является исчерпывающим.
Цены на иные виды товаров, работ и услуг в этой сфере определяются по соглашению сторон и регулированию не подлежат.
В статье 7 Закона N 416-ФЗ закреплено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента.
В части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) раскрыто понятие "ресурсоснабжающая организация", под которой понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
В пункте 38 Правил N 354 закреплено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В пункте 33 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила N 406) императивно закреплено, что решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
В соответствии с частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что предпринимательская деятельность, связанная с поставкой коммунального ресурса в виде питьевой воды и ее транспортировкой является нормативно регулируемым видом деятельности посредством установления компетентным органом власти соответствующего тарифа.
ООО "ВСВ-Водоканал" приобрело статус ресурсоснабжающей организации только с 01.08.2018 - с даты начала применения тарифа на поставку холодной воды, утвержденного постановлением администрации МО г. Краснодар N 2982 от 18.07.2018, до указанного момента общество "ВСВ-Водоканал" не могло заключать договоры на поставку холодной питьевой воды ни с ТСЖ "Вита", ни с конечными потребителями данного коммунального ресурса - владельцами помещений в МКД.
Таким образом, в отсутствии доказательств установления уполномоченным органом индивидуального тарифа на услуги по водоснабжению и водоотведению для истца, последний, как лицо, не имеющее статуса ресурсоснабжающей организации (организации водопроводно-канализационного хозяйства), не вправе требовать плату за оказание услуг по водоснабжению для потребителей в рамках обязательственных правоотношений, регулируемых нормами Закона N 416-ФЗ.
Ретроспективное распространение тарифа на предыдущие периоды противоречит императивному положению пункта 33 Правил N 406.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в частности, данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии); условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими данному Закону (статья 12 Закона N 2395-1).
Кроме того, ТСЖ "Вита" не может рассматриваться в качестве фактического выгодоприобретателя от деятельности ООО "ВСВ-Водоканал" ввиду следующего.
Согласно частям 3, 4 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно частям 17, 18 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации N 176-ФЗ от 29.06.2015 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" допустимым является сохранение прямых договоров, заключенных между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений многоквартирного дома, в том числе в случае, когда управление таким домом осуществляется управляющей организацией.
Факт отсутствия в спорный период как между ООО "ВСВ-Водоканал" и собственниками помещений МКД прямых договоров водоснабжения, так и с ТСЖ "Вита", сторонами не отрицается.
До принятия Федерального закона N 176-ФЗ статья 154 ЖК РФ в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения включала в плату за содержание и ремонт жилого помещения только лишь плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а плата за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 40 Правил N 354 включала в себя как плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
С принятием Федерального закона N 176-ФЗ редакция статьи 154 ЖК РФ была изменена и в состав платы за содержание жилого помещения была включена помимо платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме также плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе за водоснабжение на ОДН. Соответственно претерпела изменения и редакция пункта 40 Правил N 354 (изменена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме").
Согласно действующей редакции данного пункта потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Претерпел изменения и пункт 44 Правил N 354, сфера действия которого была сужена аналогичным образом и не охватывает в настоящее время ситуации, когда в отношении МКД осуществляется управление управляющей компанией.
По общему правилу, в отношении МКД, в котором собственниками помещений избран способ управления посредством привлечения управляющей компании, объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД ресурсоснабжающей организации, в настоящее время не включает в себя объем потребления на ОДН.
Действующее законодательство определяет, что выгодоприобретателями в части поставки коммунального ресурса на индивидуальное потребление и потребление на ОДН в пределах установленного норматива выступают собственники жилых помещений МКД, управляющая организация выступает выгодоприобретателем только в части поставки коммунального ресурса на ОДН сверх установленного норматива потребления.
Судом первой инстанции верно указано, что представленная истцом в обоснование объёмов потребления воды ООО "ВСВ-Водоканал" справка, полученная от ИП Черкина И.В., не может быть принята в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу.
У ООО "ВСВ-Водоканал", при наличии у него статуса ресурсоснабжающей организации, не могло возникнуть права требовать оплаты поставленного коммунального ресурса в объёмах больших, нежели стоимость суммарных объёмов индивидуального потребления и нормативов потребления на ОДН. Иными словами, выгодоприобретателями в спорных правоотношениях в любом случае являлись бы конечные потребители - владельцы жилых помещений МКД, но не ТСЖ "Вита".
Таким образом, обществом "ВСВ-Водоканал" не представлены доказательства возникновения на стороне ТСЖ "Вита" неосновательного обогащения за рассматриваемый период, в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 по делу N А32-41768/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41768/2018
Истец: ООО "ВСВ Водоканал"
Ответчик: ТСЖ "Вита"