г. Владивосток |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А24-6714/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей С.Н. Горбачевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Колотенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал",
апелляционное производство N 05АП-1362/2020
на решение от 21.01.2020
судьи С.П. Громова
по делу N А24-6714/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Камчатский водоканал" (ОГРН 1074101006726, ИНН 4101119472)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МИГ-ЖКХ" (ОГРН 1144101004420, ИНН 4101165670)
о взыскании 2 064 101 руб. 44 коп.,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - КГУП "Камчатский водоканал", истец, адрес: 683009, г. Петропавловск-Камчатский, пр. Циолковского, 3/1) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МИГ-ЖКХ" (далее - ООО "УК "МИГ-ЖКХ", ответчик, адрес: 683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, 29) о взыскании 2 069 595 руб. 84 коп., из которых: 1 926 741 руб. 99 коп. долга по оплате холодного водоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с сентября 2018 года по апрель 2019 года (спорный период) и 142 853 руб. 85 коп. пени за период с 26.10.2018 по 23.08.2019 со взысканием пени на сумму долга 1 926 741 руб. 99 коп. с 24.08.2019 по день фактической оплаты ответчиком долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (с учетом принятого судом изменения размера исковых требований).
Требования заявлены истцом со ссылками на статьи 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), статьей 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате поставленных коммунальных ресурсов.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец уменьшил размер требований до 137 359 руб. 45 коп. пени за период с 26.10.2018 по 23.08.2019 со взысканием пени на сумму долга 1 926 741 руб. 99 коп. с 24.08.2019 по день фактической оплаты ответчиком долга из расчета 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Уменьшение размера исковых требований принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 21.01.2020 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 1 940 110 руб. 58 коп., из них: 1 782 231 руб. 09 коп. долга, 127 057 руб. 49 коп. пени, 30 822 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины. Определено производить взыскание пени на сумму долга в размере 1 782 231 руб. 09 коп., начиная с 24.08.2019 по день фактической уплаты ответчиком долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование своей правовой позиции податель жалобы выражает несогласие с необходимостью учета отрицательных значений объема поставленного коммунального ресурса в спорный период и необходимостью соответствующего перерасчета, полагая, что действующим законодательством не предусмотрено снижение суммы задолженности на долю отрицательного значения ОДН. Считает, что в части ресурса, поставленного на ОДН, такой перерасчет приводит к освобождению управляющей компании от оплаты стоимости отпущенного ресурса. Обращает внимание на то, что ответчик за проведением проверки и перерасчетом не обращался.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, несмотря на не подписание сторонами в виде единого документа договора N 1880.28 от 17.08.2017, истец в спорный период осуществлял поставку коммунальных ресурсов на нужды содержания общего имущества находящихся в управлении ответчика жилых домов в г.Петропавловске-Камчатском согласно перечню, изложенному в расчете задолженности, а также осуществлял поставку населению этих домов коммунальный ресурс в виде холодного водоснабжения.
Поставленные в спорный период коммунальные ресурсы ответчиком оплачены не полностью, в результате чего образовалась задолженность, что послужило причиной для обращения истца с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Ввиду отсутствия между сторонами письменного договора на поставку ресурса, исходя из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", между сторонами фактически сложились договорные отношения по теплоснабжению, регулируемые параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также общими положениями об обязательствах.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пунктам 1, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктом 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из формул расчета приведенных в приложениях N 2 к данным Правилам.
Факт поставки коммунального ресурса (холодной воды) в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, подтверждается имеющимися в деле доказательствами и ответчиком не оспаривается.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
В силу пунктов 21 и 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличия заключенных договоров между собственниками помещений многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, определяющий виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
В этой связи суд верно посчитал, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг по содержанию общего имущества управляемых им многоквартирных домом и лицом, на котором лежат обязанности по оплате в пользу ресурсоснабжающей организации потребленных коммунальных ресурсов для целей содержания общего имущества таких домов.
Судом установлено, что расчет размера платы за коммунальные ресурсы произведен как по показаниям приборов учета, так и по нормативу.
Ответчик не возражает относительно числовых значений, используемых истцом в расчете (фактические показания общедомовых приборов учета, размеры площадей мест общего пользования, нормативы потребления).
Разногласия у сторон возникли относительно уменьшения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате в расчетном периоде, за счет разницы между общим объемом коммунального ресурса, включающего нормативные объемы по тем помещениям, которые имеют законных владельцев, но по которым истцом не произведены начисления и проставлены в расчете нулевые значения объёмов потребления, и объёмом коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
Так истец полагает, что образуемая разница в таких объемах за предыдущие периоды с отрицательным значением не подлежит учету в спорном периоде.
В свою очередь ответчик считает, что в следующих расчетных периодах подлежащий оплате объем коммунальных ресурсов уменьшается на такую разницу, поскольку оплата должна осуществляться управляющей компанией за фактически оказанные услуги. При этом неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги, в связи с чем при непредставлении потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период либо при его отсутствии плата за коммунальную услугу должна определяться расчетным (нормативным) способом.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу 03.04.2018 (далее также - Федеральный закон N 59-ФЗ) предусмотрено право собственников помещений в МКД принимать решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией.
В частности, такое право закреплено пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, а особенности предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией регламентированы статьей 157.2 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Таким образом, пункт 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления многоквартирным домом.
В этой связи принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.
Как верно установлено судом из материалов дела, в рассматриваемом случае собственниками спорных многоквартирных домов принято решение о заключении прямых договоров с истцом (РСО) на поставку коммунальной услуги холодного водоснабжения с сентября 2018.
Подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил N 124 предусмотрен следующие особенности определения объемов коммунального ресурса для цели содержания общего имущества многоквартирного дома (за исключением тепловой энергии) а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае, если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний прибора учета.
Формула подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 включает переменные, значения которых основаны на показаниях приборов учета. Положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
В силу абзаца 4 пункта 25 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта. Составление такого акта допустимо и в случае отсутствия подписанного между сторонами в виде единого договора ресурсоснабжения при наличии фактически сложившихся договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов.
В случае когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Таким образом, образовавшиеся в расчетном периоде отрицательные значения объема коммунального ресурса в связи с превышением величины Vпотр величине Vодпу, подлежат учету путем уменьшения подлежащего оплате объема коммунального ресурса на разницу между такими величинами.
Судом правильно установлено, что в спорный период по ряду многоквартирных домов суммарное значение потребления (Vпотр) превысило значение объема потребления по показаниям общедомового прибора учета (Vодпу), что с учетом приведенных выше норм права является основанием для перерасчета платы за коммунальные ресурсы в спорном периоде.
Оспаривая расчет истца в части суммарного значения потребления, ответчик указывал на неверное исчисление истцом индивидуального потребления, ссылаясь на необходимость определения объемов потребления по нормативу в отношении тех помещений, по которым истцом не произведены начисления и проставлены в расчете нулевые значения объемов потребления.
Из материалов дела следует, что в спорном периоде по муниципальному жилищному фонду и по отдельным имеющим законных владельцев жилым и нежилым помещениям, как оборудованным, так и не оборудованным индивидуальными приборами учета, истцом не начислен объем коммунального ресурса, в том числе с применением установленных нормативов.
Судом установлено, в спорном периоде по жилым помещениям по ул.Бохняка, д. 16/1 кв. 49 и кв.87, ул. Корфская, д.5 кв. 70, ул. Школьная, д. 1А кв. 302, проезд Космический, д. 5А, кв. 204, проспект Победы, д. 47/1 кв. 213, при расчете потребленного ресурса предприятие применяло "нулевой" показатель объема коммунального ресурса, ссылаясь на то, что при переходе предприятия на прямые расчеты с гражданами-потребителями с 01.09.2018 года управляющей компанией был направлен электронный файл, согласно которому показания были нулевые.
В силу части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42 Правил N 354).
Подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 59 Правил N 354 в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в сроки, установленные названными Правилами (начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
Следовательно, неиспользование собственниками (законными владельцами) помещений не освобождает их от обязанности по оплате коммунальных услуг. При отсутствии индивидуального прибора учета объем потребляемых коммунальных услуг определяется по нормативу, а при непредставлении потребителем показаний индивидуального прибора учета расчетным способом.
Таким образом, не предъявляя к оплате отдельным собственникам (законным владельцам) объемы коммунальных ресурсов, которые в рассматриваемом случае подлежали исчислению как по нормативу, так и расчетным способом, истец тем самым увеличил долю потребления на ОДН в общем объеме потребления, что привело к искусственному завышению расходов ответчика на коммунальные услуги, предоставленные на ОДН.
Доводы истца о неверном применении ответчиком в его контррасчете норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, правомерно отклонены судом, поскольку истец не доказал, что дом N 16/1 по ул. Бохняка не оборудован ванными длинной 1500-1550 мм с душем, а ответчик, обладающий в силу своего статуса полными сведениями об обслуживаемом им жилом фонде, отсутствие ванн отрицал.
Таким образом, сумма необоснованного превышения оплаты за коммунальные ресурсы без учета отрицательных значений на СОИ (ОДН) и "нулевых показаний" (не предъявление к оплате отдельным собственникам (законным владельцам) объемов коммунальных ресурсов, которые подлежат исчислению как по нормативу, так и расчетным способом) составила 144 510 руб. 90 коп.
Поскольку указанная сумма не учтена истцом в расчете задолженности за спорный период, а доводы ответчика о перерасчете правомерно приняты судом, из суммы долга подлежат исключению 144 510 руб. 90 коп., в связи с чем размер долга за спорный период верно рассчитан судом первой инстанции в сумме 1 782 231 руб. 09 коп. (1 926 741 руб. 99 коп. - 144 510 руб. 90 коп.).
Учитывая вышеизложенное, исковые требования о взыскании основного долга правомерно удовлетворены судом в части 1 782 231 руб. 09 коп.
Поскольку материалами дела установлена просрочка исполнения ответчиком денежного обязательства, является обоснованным привлечение ответчика к ответственности в виде неустойки согласно статье 330 ГК РФ, пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении".
С учетом удовлетворения суммы основного долга в части, судом первой инстанции произведен самостоятельный расчет пени, согласно которому размер пени за заявленный истцом период просрочки с 26.10.2018 по 23.08.2019 составил 127 057 руб. 49 коп. и далее на сумму долга в размере 1 782 231 руб. 09 коп, начиная с 08.2019 по день фактической уплаты ответчиком долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, по правилам части 9.3 статьи 15 Закона N 190-ФЗ.
Законность требования о взыскании пени по день фактической уплаты долга соответствует разъяснениями, изложенными в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Оснований для снижения пени в порядке статьи 333 ГК РФ не установлены.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 21.01.2020 по делу N А24-6714/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-6714/2019
Истец: ГУП краевое "Камчатский водоканал"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "МИГ-ЖКХ"