г. Самара |
|
04 июня 2020 г. |
Дело N А65-31634/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Николаевой С.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Герасимовой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.02.2020 по делу N А65-31634/2019 (судья Исхакова М.А.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Татбурнефть - Лениногорское управление тампонажных работ"
к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан
об обязании принять недвижимое имущество по акту приема-передачи,
третьи лица: Главное управление МЧС России по РТ; ООО "Татнефть-Актив",
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Татбурнефть - Лениногорское управление тампонажных работ", г. Лениногорск (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г.Казань (далее - ответчик), об обязании принять по акту приема-передачи имущество "Убежище ВУ-IV" (инв.N 02У004-16), находящееся по адресу: Республика Татарстан, г.Азнакаево, Альметьевский тракт.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 ноября 2019 года на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Главное управление МЧС России по Республике Татарстан (ГУ МЧС), г.Казань.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 декабря 2019 года на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Актив", у которого истец арендовал недвижимое имущество и земельный участок по месту нахождения объекта "Убежище ВУ-IV".
Арбитражный суд Республики Татарстан решением от 28.02.2020 исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств по делу и неправильное применение норм материального права.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором прocит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также истец представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Стороны, третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных в порядке статьи 123 АПК РФ о месте и времени проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный пришел к вывoду об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Обосновывая заявленные требования, истец указал, что по заключенному 27.11.2014 с ответчиком договору о правах и обязанностях в отношении объекта и имущества гражданской обороны, используемых на праве безвозмездного пользования, истцу было передано в безвозмездное пользование государственное имущество в соответствии с приложением к договору, в том числе "Убежище ВУ-IV" (инв.N 02У004-16). На основании пункта 4.5 договора, а также положений ст. 450.1, ст. 699, ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации истец направил ответчику уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора и принятии имущества по акту приема-передачи. Была проведена проверка использования государственного имущества, результат которой до истца доверен не был, в связи с чем, в адрес ответчика было направлено письмо с просьбой принять объект гражданской обороны и подписать ранее направленные акты приема-передачи. Ответа на указанное письмо истец не получил, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым в настоящем деле иском.
Как видно из представленных в дело документов, истцом, как ссудополучателем, и и ответчиком, как ссудодателем, 27.11.2014 был заключен договор о правах и обязанностях в отношении объекта и имущества гражданской обороны, используемых на праве безвозмездного пользования, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны N 042-81 (л.д.9-11), по условиям которого ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное временное пользование государственное имущество в соответствии с перечнем имущества (приложение N 1) и актом приема-передачи имущества (приложение N 2), являющимися неотъемлемыми частями договора.
Согласно приложению N 1 к договору, ссудополучателю было передано, в том числе, объект гражданской обороны: "Убежище ВУ-IV" (инв.N 02У004-16), площадью 232,9 кв. м, с кадастровым номером 16:44:01:0148:0022:0071, находящийся по адресу: Республика Татарстан, г.Азнакаево, Альметьевский тракт (л.д. 12-13).
Актом приема-передачи произведена передача объекта гражданской обороны ссудополучателю (оборот л.д.13-14).
Согласно п. 4.5 договора ссудодатель и ссудополучатель вправе в любое время отказаться от договора, известив об этом другую сторону не позднее чем за месяц до срока, указанного в уведомлении. Уведомление об отказе от договора не освобождает стороны от выполнения обязательств и устранения нарушений по договору.
Уведомлением от 31.07.2019 исх.N 6376/25 с приложением акта приема-передачи, врученному ответчику нарочно 01.08.2019 вх.N 23638, истец отказался от договора о правах и обязанностях в отношении объекта и имущества гражданской обороны, используемых на праве безвозмездного пользования, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны N 042-81 от 27.11.2014 с указанием срока отказа - с 01 сентября 2019 года (л.д. 15-17).
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан издано распоряжение N 2502-Р от 16.08.2019 о создании рабочей группы по проведению проверки объектов гражданской обороны (л.д. 18). В пункте 3 распоряжения указано о предоставлении руководителем группы в срок до 09.09.2019 отчета о результатах проверки.
На момент обращения в суд с исковым заявлением Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не уведомило истца о результатах проведенной проверки.
Между истцом, как арендатором, и ООО Татнефть-Актив
, как арендодателем, 01.12.2017 был заключен договор аренды комплекса имущества
97 Ак-18 (л.д.21-28), по условиям которого арендатору за плату во временное владение и пользование были переданы в том числе: земельный участок с кадастровым номером 16:44:010149:6 площадью 13229 кв. м, асфальтобетонное покрытие территории цементной базы, здание компрессорной станции с лабораторией кирпич площадью 182,5 м
установка приготовления сухой смеси, заборное ограждение, навес для хранения сыпучих материалов на базе цем., расположенные по адресу г.Азнакаево, Альметьевский тракт д.4В.
Дополнительным соглашением N 5 от 01.09.2018 вышеуказанные объекты аренды были исключены из договора аренды с 01.09.2018, актом приема-передачи от 01.09.2018 объекта аренды были возвращены арендатору (л.д.29-30).
Поскольку объекты аренды, расположенные по адресу г.Азнакаево, Альметьевский тракт д.4В, истцом больше не используются, необходимость в безвозмездном использовании объекта гражданской обороны ("Убежище ВУ-IV" (инв.N 02У004-16)) у истца отсутствует, в связи с чем истец обратился в суд с исковым заявлением об обязании принять по акту приема-передачи имущество "Убежище ВУ-IV" (инв.N 02У004-16), находящееся по адресу: Республика Татарстан, г.Азнакаево, Альметьевский тракт.
Возражая протии удовлетворения иска, министерство указало, что в связи с отсутствием ключей состояние объекта гражданской обороны надлежащим образом определено не было, что являлось основанием для отказа в принятии имущества по акту приема-передачи. Министерство также заявило, что оно не является уполномоченным органом по выявлению к готовности имущества по назначению, контроль за использованием по назначению объектов гражданской обор оны находится в компетенции Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, принятие имущества по акту приема-передачи без соответствующего согласования с компетентным органом не возможно.
Эти же доводы приведены министерством в апелляционной жалобе.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии статьи 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передаёт вещь в безвозмездное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она её получила, с учётом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса.
Согласно пункта 1 статьи 699 ГК РФ каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. При этом ссудополучатель должен вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком он её получил, с учётом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ).
В п. 4.5 договора стороны установили, что ссудодатель и ссудополучатель вправе в любое время отказаться от договора, известив об этом другую сторону не позднее чем за месяц до срока, указанного в уведомлении. Уведомление об отказе от договора не освобождает стороны от выполнения обязательств и устранения нарушений по договору.
Уведомление от 31.07.2019 исх.N 6376/25, врученное ответчику нарочно, содержит в себе требование об отказе от договора и его прекращении, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу, что истцом соблюден порядок уведомления об отказе от договора (п. 4.5).
Принимая во внимание надлежащее извещение ответчика об одностороннем расторжении договора, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заключенный сторонами договор считается расторгнутым.
В соответствии с п. 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, следовательно, у истца отсутствуют основания его использования.
Согласно пункту 2 раздела 3 (объекты оборонного производства) приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020- 1) защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Исходя из пункта 3 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.
Объекты в виде "защитных сооружений гражданской обороны" в приложениях 1 - 3 прямо не указаны.
При этом пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 N 12757/09, защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта РФ в установленном порядке.
Согласно выписке из единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.12.2019 сооружение - "Убежище ВУ-IV" (инв.N 02У004-16), площадью 232,9 кв. м, с кадастровым номером 16:44:01:0148:0022:0071, находящийся по адресу: Республика Татарстан, г.Азнакаево, Альметьевский тракт принадлежит на праве собственности Республики Татарстан (л.д. 80-83).
Согласно п. 1.1 положению о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного пстановлением Кабинете Министров Республики Татарстан от 22.08.2007 N 407, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан осуществляет полномочия собственника по управлению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности Республики Татарстан, в том числе по приватизации и распоряжению (л.д.84-106).
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1 ст. 209 ГК РФ).
Согласно совместному акту осмотра защитного сооружения инв.N 02У004-16 от 23.01.2020 защитное сооружение готово к приему и проведение ремонта не требует (л.д. 151-152). В состав комиссии производившей осмотр защитного сооружения входили представители истца, ответчика, третьих лиц.
Указание ответчика о том, что акт осмотра от 23.01.2020 является не соответствующим форме без подписи МЧС России, обоснованно отклонен судом, поскольку форма акта и порядок ее составления никем не утвержден, стороны вправе составить его по своему усмотрению.
Довод ответчика о ненадлежащем состоянии спорного имущества, в связи с чем, оно не может быть принято им по акту приема-передачи является необоснованным, правомерно отклонен судом первой инстанции как противоречащий акту осмотра от 23.01.2020.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что довод о ненадлежащем состоянии объекта не является основанием для уклонения от приема имущества от ссудополучателя.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить, что доступ истца к объекту гражданской обороны был ограничен собственником земельного участка. Истец создан 01.11.2014 и не является предприятием созданным в ходе приватизации государственного имущества или правопреемником такого предприятия, а также не является собственником или иным владельцем приобретенного в порядке приватизации имущества, в отношении которого установлено предусмотренное ст. 31 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" ограничение в виде обязанности содержать вышеуказанные объекты гражданской обороны (связанные по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению с приватизированным имуществом). Соответственно, на ООО "Татбурнефть-ЛУТР" не распространяется обязанность заключения договора о правах и обязанностях в отношении объекта и имущества гражданской обороны, предусмотренная для правопреемников приватизированных предприятий "Положением о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" (утверждено постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 года N 359).
Кроме того, третьи лица (Главное управление МЧС России по Республике Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Актив") поддержали исковые требования истца. Главное управление МЧС России по Республике Татарстан, в чью компетенцию входит определение пригодности объектов гражданской обороны к использованию по назначению, препятствий для принятия от истца имущества по акту приема-передачи не находит.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.02.2020 по делу N А65-31634/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31634/2019
Истец: Общество с ограниченной олтветственностью "Татбурнефть - Лениногорское управление тампонажных работ", г. Лениногорск
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Главное управление МЧС России по РТ, ООО "Татнефть-Актив"