Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 декабря 2020 г. N Ф10-3546/20 настоящее постановление оставлено без изменения
04 июня 2020 г. |
Дело N А84-3495/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2020.
В полном объёме постановление изготовлено 04.06.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Колупаевой Ю.В., Остаповой Е.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Молчановой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "ЛАРАНД ЛТД" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.02.2020 по делу N А84-3495/2019 (судья Ражков Р.А.)
по иску департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "ЛАРАНД ЛТД"
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительство Севастополя
о взыскании денежных средств,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Ларанд ЛТД"
к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
о понуждении к изменению договора,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "ЛАРАНД ЛТД" - Сморчков Владимир Владимирович, по доверенности от 06.06.2019 N 102,
УСТАНОВИЛ:
департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "ЛАРАНД ЛТД" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 11.05.2018. Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по внесению арендной платы за период с 04.07.2018 по 30.04.2019.
06.08.2019 от общества поступило встречное исковое заявление об обязании департамента заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 11.05.2018, зарегистрированному управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 04.07.2018 N 91:01:030001:5-91/0001/2018-2 на следующих условиях:
1.Пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: "2.1. Кадастровая стоимость земельного участка, указанного в пункте 1.1 настоящего договора, составляет 42 106 600 руб.";
2.Пункт 2.3 договора изложить в следующей редакции: "2.3 Величина годовой арендной платы за пользование участком определяется по формуле: кадастровая стоимость земельного участка (руб.) * ставка арендной платы (%) = сумма годовой арендной платы (руб.). Величина годовой арендной платы за пользование участком согласно расчёту составляет 42106600,00*0,024=1010558,40 руб.".
3.Пункты 2.1 и 2.3 договора аренды в редакции, изложенной в дополнительном соглашении, подлежат применению с 01.01.2019.
4.Остальные условия договора аренды, не затронутые настоящим Дополнительным соглашением, остаются неизменными.
5.Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу после его подписания сторонами и подлежит государственной регистрации.
6.Дополнительное соглашение составлено в трёх оригинальных экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу и предназначены по одному для арендодателя, арендатора и управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя. Исковые требования мотивированы тем, что арендная плата по соответствующему договору определенна на основании нормативной цены земли, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 N 515 "Об утверждении нормативной цены земли", которая применялась для определения размера арендной платы за пользование земельными участками до проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории города Севастополя. В связи с утверждением и введением в действие с 01.01.2019 кадастровой стоимости земельных участков, нормативная цена земельного участка более не применяется и не может быть положена в основу расчета арендной платы по указанному договору с 01.01.2019. Таким образом, необходимо заключить дополнительное соглашение по изменению кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.02.2020 (с учетом определения суда от 07.02.2020 об исправлении арифметических ошибок, л.д.129-130 том 1) первоначальный иск удовлетворен частично, во встречном иске отказано. С общества в пользу департамента взыскана задолженность по арендной плате в размере 449 686,08 руб., пеня в размере 662,87 руб., а также государственная пошлина за рассмотрение искового заявления в размере 11 231 руб. Суд первой инстанции руководствовался тем, что размер арендной платы подлежит определению по правилам постановления Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 524-ПП "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью города федерального значения Севастополя" (далее - Постановление N 524-ПП), исходя из нормативной оценки земельного участка. Применительно к встречному иску суд первой инстанции указал, что из Постановления Правительства Севастополя от 08.04.2019 N 219-ПП "Об утверждении Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов" (далее - Постановление N 219-ПП) не следует, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров на период с 01.01.2019. При этом с 19.04.2019 уже применяется порядок определения цены исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, по мнению суда первой инстанции, оснований для удовлетворения встречного иска в части, устанавливающей действие кадастровой стоимости земельного участка для целей определения размера арендной платы с 01.01.2019, не имеется.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначальных исковых требований, об удовлетворении встречных исковых требований. Апеллянт полагает, что если размер арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города федерального значения Севастополя, является регулируемой ценой, то использование прежней нормативной цены земли в размере 117 626 000 руб., которая после утверждения государственной кадастровой оценки земельных участков города Севастополя более не является утвержденной и не применяется, противоречит статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Представитель общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в связи, с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) 11.05.2018 заключен договор аренды земельного участка площадью 2 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, в районе пляжа с.Орловка, целевое назначение - туристическое обслуживание (далее -договор).
В соответствии с пунктом 2.1 Договора - нормативная цена земельного участка -117 626 000 руб.
В соответствии с пунктом 2.2 договора годовая арендная плата определена в соответствие с Порядком определения размера арендной платы, утверждённого Постановлением N 524-ПП, в размере 2,4% от нормативной цены земельного участка - 2 823 024 руб.
В соответствии с пунктом 2.4 договора размер ежегодной арендной платы может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в связи с инфляцией и индексацией цен, вниманием изменений и дополнений в нормативные правовые акты Российской Федерации, города федерального значения Севастополя, но не чаще одного раза в год.
В соответствии с пунктом 2.6 арендная плата перечисляется ежемесячно, равными долями (235 252 руб.), не позднее 30 числа месяца, следующего за отчётным.
В соответствии с пунктом 2.7 договора аренды, в случаях невнесения арендной платы в установленный договором срок арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа.
На период с 19.04.2019 по 31.12.2019 размер арендной платы был изменён по правилам, установленным Постановлением N 219-ПП, учитывая Постановление Правительства N 716-ПП.
Письмом от 02.07.2019 N УЗО/УВ-002213 департамент известил о проведённой кадастровой оценке - 42 106 600 руб. кадастровая стоимости земельного участка, изменении размера арендной платы - 2,4 % от кадастровой стоимости, на период с 19.04.2019 по 31.12.2019 в размере - 1 010 558,40 руб.
По мнению департамента, за период с 04.07.2018 по 30.04.2019 в связи с невыполнением обязательств по внесению арендной платы образовалась задолженность в сумме 600 595 рублей 88 копеек.
В связи с просрочкой внесения арендной платы департаментом начислена пеня в размере 6 844,54 руб. за период с 31.01.2019 по 30.04.2019.
Письмом от 08.05.2019 N П/ЗУ-000569 департамент предупредил общество о необходимости погашения задолженности и уплаты пени.
Платёжным поручением N 360 от 08.07.2019 оплачена арендная плата в размере 150 909,80 руб.; платёжным поручением N 31 от 08.07.2019 - пеня в размере 5 489,07 руб.
Письмом от 06.05.2019 N 6154/01-10-04-14/02/019 департамент направил в адрес общества проект дополнительного соглашения от 29.04.2019 о внесении изменений в договор. Письмо было получено обществом 14.05.2019.
Рассмотрев предложенный департаментом проект дополнительного соглашения, общество, посчитав предложенные условия, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, подписало предложенный департаментом проект дополнительного соглашения с протоколом разногласий и направило подписанный проект дополнительного соглашения и протокол разногласий в департамент.
Общество направило подписанный с протоколом разногласий проект дополнительного соглашения 14.06. 2019. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 29900933015346 департамент получил подписанный с протоколом разногласий проект дополнительного соглашения 18.06.2019.
Письмом от 19.07.2019 N 9529/01-10-04-14/02/19 департамент направил обществу протокол согласования разногласий от 15.07.2019 к протоколу разногласий по договору аренды земельного участка от 11.05.2018 регистрационный номер 91:03:030001:5-91/001/2018-3 от 04.07.2019.
Как следует из протокола согласования разногласий, департамент отклонил предложенные обществом изменения в дополнительное соглашение от 29.04.2019 о внесении изменений в договор аренды земельного участка настаивает на первоначальной редакции дополнительного соглашения.
В обоснование довода о необходимости применения кадастровой стоимости для целей исчисления размера арендной платы с 01.01.2019 общество представило письмо Севреестра от 30.09.2019 N 1637/01-24-01-07/02/19, согласно которому нормативная цена земельного участка не утверждена на период с 01.01.2019.
Считая, что общество ненадлежащим образом выполнило обязательство по внесению арендной платы, департамент обратился в арбитражный суд с первоначальным иском
Полагая, что предложенные департаментом условия не соответствуют закону и нарушают нрава и законные интересы общества, общество обратилось в арбитражный суд с встречным иском.
При решении вопроса об обоснованности апелляционной жалобы апелляционный суд руководствуется следующим.
Правовое значение для правильного рассмотрения спора имеет выяснение следующих вопроса о том, с какой даты подлежат применению Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденные Постановлением N 716-ПП
Из материалов дела следует, что департамент претендует на применение новой кадастровой стоимости с 19.04.2019.
Общество полагает, что таковая подлежит применению с 01.01.2019.
Апелляционный суд соглашается с правовой позицией общества ввиду следующего.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утверждены Постановлением N 716-ПП.
Согласно пункту 6 данного постановления оно вступает в силу с 01.01.2019.
Изложенное коррелируется с положениями статьи 15 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", согласно которым акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки.
При этом утвержденные по состоянию на 01.01.2015 постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 N 515 "Об утверждении нормативной цены земли" результаты определения нормативной стоимости земельных участков, подлежат применению только до 1 января года, следующего за годом утверждения на территории города Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков (пункт 1 данного постановления).
Поэтому кадастровая стоимость земельных участков, определенная на основании Результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденных Постановлением N 716-ПП, подлежит применению с 01.01.2019.
При этом в период с 01.01.2019 по 19.04.2019 (дата вступления в силу Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденных Постановлением N 219-ПП) новые результаты определения кадастровой стоимости следует применять с учетом Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью города федерального значения Севастополя, утвержденного Постановлением N 524-ПП.
Указание в пункте 2.1 данного Порядка на необходимость принятия в соответствующей формуле нормативной цены земельного участка не препятствует в период с 01.01.2019 по 19.04.2019 применять новую кадастровую стоимость, поскольку правовая природа нормативной цены и кадастровой стоимости земельных участков аналогична (экономически обоснованный размер стоимости земельного участка, установленный в публичном порядке для целей правильного определения платежей за пользование земельным участком).
Ссылка департамента на то, что в силу пункта 1.2 Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденных Постановлением N 219-ПП, для расчета размера арендной платы за пользование земельными участками применяется кадастровая стоимость земельных участков, определенная в соответствии с требованиями действующего законодательства, не принимается апелляционным судом.
Эта норма права не исключает применения новой кадастровой стоимости с 01.01.2019 с учетом действующего правового регулирования; означает, что с 19.04.2019 новая кадастровая стоимость также применяется.
Действительно, непринятие, например, Порядка расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов, утвержденных Постановлением N 219-ПП в течение ряда лет, не означало бы нивелирование Результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержденных Постановлением N 716-ПП.
Согласно положениям статьи 632 Гражданского кодекса Украины, статьям 2, 19 Закона Украины "О плате за землю", статьи 14 Налогового кодекса Украины нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы. При этом в силу указанных норм права, а также согласно правилам статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды земельного участка является регулируемым по законодательству, как России, так и Украины (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.06.2016 по делу N А83-3705/2015).
При таких обстоятельствах доводы общества о применении новой кадастровой стоимости с 01.01.2019 обоснованы.
Апелляционный суд дополнительно отмечает, что коэффициент инфляции в размере 4,3%, установленный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", применению с 01.01.2019 не подлежит ввиду следующего.
В силу пункта 4.1 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью города федерального значения Севастополя, утв. постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 524-ПП, применение которого необходимо продолжать, как указано выше, в период с 01.01.2019 по 19.04.2019, при заключении договора аренды земельного участка предусматриваются случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Так как новый размер кадастровой стоимости, подлежащий применению с 01.01.2019, является экономически актуальным, применение к нему корректирующего коэффициента инфляции недопустимо.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что с 01.01.2019 кадастровая стоимость земельного участка, указанного в пункте 1.1 настоящего договора, составляет 42 106 600 руб.
Величина годовой арендной платы за пользование земельным участком определяется по формуле:
Кадастровая стоимость земельного участка Х ставка арендной платы = сумма годовой арендной платы.
Величина годовой арендной платы за пользование земельным участком: 42 106 600 руб. Х 2,4 = 1 010 558,4 руб.
Между лицами, участвующими в деле, отсутствует спор о применимом коэффициенте в размере 2,4%.
Таким образом, исковые требования общества о понуждении к заключению дополнительного соглашения применительно к пунктам 2.1, 2.3 договора аренды, подлежат удовлетворению.
При этом исковые требования департамента о взыскании арендной платы необходимо отклонить, поскольку сумма основного долга в размере 449 686,08 руб. образуется с учетом разницы при применении новой кадастровой стоимости не с 01.01.2019, а с 19.04.2019 (соответственно 84 213,2 руб. в месяц и 235 252 руб. в месяц).
Изложенное подтверждается нарастающим отрицательным сальдо с января 2019 года согласно расчетам департамента (235 252 руб. в месяц) и фактическим платежам общества (84 213,2 руб. в месяц) (л.д.20 т.1).
Остальная часть долга за прошлые периоды была полностью уплачена обществом на основании платежных поручений от 08.07.2019 N 360 (арендная плата в размере 150 909,80 руб.), от 08.07.2019 (пеня в размере 5 489,07 руб.) (л.д.28-29 т.1).
Изложенное лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции необходимо отменить ввиду неправильного применения норм материального права (пункт 1 статьи 270 АПК РФ); исковые требования общества подлежат удовлетворению, а в удовлетворении исковых требований департамента необходимо отказать.
Отмена решения суда первой инстанции в полном объеме обусловлена тем, что мотивы решения не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права; в мотивировочной части отсутствует всякое обоснование позиции арбитражного суда применительно к исковым требованиям о признании недействительным УведомленияN 2; при этом оценены некие обстоятельства, не имеющие никакого отношения к предмету и основаниям заявленных исковых требований.
При решении вопроса о распределении судебных расходов апелляционный суд руководствуется следующим.
Судебные расходы по оплате обществом государственной пошлины необходимо возложить на департамент (статья 110 АПК РФ), взыскав с него в пользу общества 6 000 руб. и 3 000 руб. соответственно за подачу искового заявления и за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.02.2020 (с учетом определения суда от 07.02.2020 об исправлении арифметических ошибок) по делу N А84-3495/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя отказать.
Обязать департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025 ИНН 92040022115) заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Ларанд ЛТД" (ОГРН 1149204044440 ИНН 9203006621) дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 11.05.2018 (зарегистрирован Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя 04.07.2018 N 91:01:030001:5-91/0001/2018-2) в следующей редакции:
"1. Пункты 2.1, 2.3 договора изложить в следующей редакции:
2.1 Кадастровая стоимость земельного участка, указанного в пункте 1.1 настоящего договора, составляет 42 106 600 руб.
2.3 Величина годовой арендной платы за пользование земельным участком определяется по формуле:
Кадастровая стоимость земельного участка Х ставка арендной платы = сумма годовой арендной платы.
Величина годовой арендной платы за пользование земельным участком: 42 106 600 руб. Х 2,4 = 1 010 558,4 руб.
2. Пункты 2.1 и 2.3 в редакции настоящего дополнительного соглашения применяются с 01.01.2020.
3. Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу после его подписания и подлежит государственной регистрации.
4. Настоящее дополнительное соглашение составлено в трех оригинальных экземплярах, которые имеют одинаковую юридическую силу и предназначены по одному для арендодателя, арендатора и для Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя.".
Взыскать с департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025 ИНН 92040022115) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ларанд ЛТД" (ОГРН 1149204044440 ИНН 9203006621) судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу встречного искового заявления в размере 6 000 руб.
Взыскать с департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025 ИНН 92040022115) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ларанд ЛТД" (ОГРН 1149204044440 ИНН 9203006621) судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А.Тарасенко |
Судьи |
Ю.В.Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3495/2019
Истец: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ООО "Производственная комерческая фирма "Ларанд ЛТД"
Ответчик: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ООО "Ларанд ЛТД", ООО "Производственная комерческая фирма "Ларанд ЛТД"
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ
Хронология рассмотрения дела:
02.12.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3546/20
04.06.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-854/20
06.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3495/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3495/19