г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А21-13911/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Таюрская Н.В., по доверенности от 23.05.2020;
от ответчика (должника): Шунин А.В., по доверенности от 24.12.2019 (онлайн связь);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6759/2020) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2020 по делу N А21-13911/2019 (судья С.А. Зинченко), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КД-Транс"
к Калининградской областной таможне
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КД-Транс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Калининградской областной таможни (далее - Таможня) от 23.07.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10012000-1306/2019.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2020 постановление Калининградской областной таможни от 23.07.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10012000-1306/2019 признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что представленные перевозчиком таможенному органу товаросопроводительные документы оговорок и замечаний не содержали, следовательно, перевозчиком подтверждено, что сведения о весе брутто товаров являются достоверными. Из положений КДПГ не следует, что они исключают юридическую возможность по принятию мер для надлежащего исполнения обязанностей перевозчика, установленных ТК ЕАЭС и призванных обеспечить должный контроль таможенных органов в ходе таможенного оформления товара при его убытии.
По мнению подателя жалобы, превышение фактического общего веса брутто перемещаемого товара по сравнению с весом брутто, заявленным в товаросопроводительных документах, составило 928,8 кг. Такое несоответствие не могло быть неочевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на постоянной профессиональной основе. Приняв к перевозке товар от отправителя, перевозчик своим оттиском печати и подписью в графе 23 накладной СМК б/н от 15.05.2019 подтвердил то, что приведенные сведения о товаре являются точными и полными.
Таможня обратилась с ходатайством о проведении 03.06.2020 онлайн-заседания.
Судом апелляционной инстанции одобрено участие представителя Таможни Шунина А.В., по доверенности от 24.12.2019 в онлайн-заседании.
В судебном представитель Таможни просил жалобу удовлетворить. решение суда отменить.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.05.2019 на таможенном посту Бигосово-1 Витебской таможни (Республика Беларусь, Витебская область. Верхнедвинский район, дер. Григоровщина) перевозчиком и декларантом ООО "КД-Транс" под таможенную процедуру таможенного транзита был помешен товар Евразийского экономического союза (далее по тексту - Союза) 4-х наименований: "Контейнера в ассортименте, код товара 392390 ТН ВЭД ЕАЭС, весом брутто 4027,47 кг."; "Пленка в ассортименте, код товара 392043 ТН ВЭД ЕАЭС, весом брутто 967,20 кг."; "Посуда одноразовая в ассортименте, код товара 392310 ТН ВЭД ЕАЭС, весом брутто 775,77 кг."; "Контейнера в ассортименте, код товара 761290 ТН ВЭД ЕАЭС, весом брутто 715,40 кг.", в количестве 25561 грузовых мест, общим весом брутто 6485,84 кг.
Согласно товаросопроводительным документам: транзитной декларации (ТД) N 11207208/170519/0118709; международной товарно-транспортной накладной (СМИ) без номера от 15.05.2019, счету-фактуре N ЦБ-6305 от 15.05.2019 товар следовал от отправителя ООО "Холдинг Протэк" (г. Москва) в адрес получателя - 000 "Протэк-Калининград" (г. Калининград), на транспортном средстве марки "КЕМАЦЬТ" государственный регистрационный номер О063ХН39/АМ216939. Непосредственно перевозку товара осуществлял водитель 000 "КД-Транс" Высочин Михаил Анатольевич, осуществляющий свои полномочия на основании трудового договора N 70 от 11.01.2017.
18.05.2019 в 13 часов 52 минут указанное транспортное средство с товаром прибыло в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни (Калининградская область, Нестеровский район, пос. Чернышевское, ул. Калининградская, 1), о чем составлено подтверждение о прибытии транспортного средства N 10012160/180519/0019279.
В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра (акт таможенного досмотра N 10012160/190519/000445) установлено, что фактический вес брутто перевозимого товара N 2 ТД N 11207208/170519/0118709 "Пленка в ассортименте, код товара 392043 ТН ВЭД ЕАЭС" составляет 1896 кг., что превышает вес брутто, заявленный в товаросопроводительных докзпментах на 928,8 кг. Сведения о весе брутто остальных товаров соответствовали заявленным в товаросопроводительных документах.
21.05.2019 должностным лицом таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни в отношении ООО "КД-Транс" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10012000-1306/2019 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП России.
Товар - "Пленка в картонных коробках" пленка стрейч ПВХ шириной 40 см намотаная на картонную втулку диаметром 200 мм, упакована в картонные коробки габаритными размерами 21x21x42 см в количестве 118 коробок весом брутто 928,8 кг.", явившийся предметом административного правонарушения изъят протоколом изъятия вещей и документов от 20.05.2019 и помещены на хранение в камеру хранения вещественных доказательств таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни по адресу: Калининградская область, Нестеровский р-н, пос. Чернышевское, ул. Калининградская, д. 1.
20.05.2019 в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении опрошен водитель ООО "КД-Транс" Высочин Михаил (трудовой договор N 70 от 11.01.2017) который пояснил, что производил доставку товара из г. Москва в Калининградскую область транзитом через территорию Литовской Республики. В момент приема груза от отправителя присутствовал. Все сведения о товаре заявлялись в соответствии с товаросопроводительными документами, представленными отправителем товара. Взвешивание товара не производилось. По результатам таможенного досмотра на таможенном посту МАПП Чернышевское был выявлен товар, в части превышения общего веса брутто товара на 928,8 кг.
23.07.2019 постановлением Калининградской областной таможни N 10012000-1306/2019 ООО "КД-Транс" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей без конфискации предметом административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Указанной нормой устанавливается ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений, в том числе, о количестве грузовых мест.
Обязанности перевозчика, неисполнение которых вменено предпринимателю, определены таможенным законодательством РФ.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, принятого государствами - членами Евразийского экономического союза Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (далее - ТК ЕАЭС), перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
В частности пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при осуществлении международной перевозки автомобильным транспортом, определена обязанность перевозчика, представить таможенному органу документы и сведения, в том числе: о количестве грузовых мест, их маркировке, видах упаковок товаров, о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), о товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков).
Согласно пункту h части 1 статьи 6 "Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года" (далее - Конвенция), накладная должна содержать сведения весе груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза. Вместе с тем, изложенная обязанность корреспондирует право перевозчика проверить достоверность сведений о грузе, а в случае невозможности - внесения в товарные (перевозочные) документы соответствующих обоснованных оговорок (статья 8 Конвенции).
Частью 2 статьи 9 Конвенции определено, что при отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком.
Статьей 3 Конвенции установлено, что при применении Конвенции перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей.
Из вышеизложенного следует, что после принятия груза к перевозке ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несет перевозчик.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Положениями пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик обязан сообщить таможенному органу, помимо иного сведения о весе брутто товаров.
Данные сведения, согласно требованиям статей 80, 89 ТК ЕАЭС, перевозчик сообщает путем представления таможенному органу следующих документов: международная транспортная накладная, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары (инвойсы), транзитная декларация.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовая возможность для соблюдения норм и правил имеет место только в том случае, когда определенное поведение лица юридически обеспечено, то есть применительно к сложившейся ситуации, когда проверка тех или иных сведений, содержащихся в товаросопроводительной документации, является правом перевозчика. При этом обязанное лицо должно иметь фактическую возможность воспользоваться таким правом при данных конкретных обстоятельствах. Лишь одновременное наличие двух предпосылок: юридической и фактической позволяет утверждать о том, что лицо имело возможность соблюсти нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Между тем в соответствии с международными правовыми нормами перевозчик проверяет точность сделанных в накладной записей лишь относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров (пункт 1 статьи 8 КДПГ). Взвешивать груз перевозчик не вправе, если этого не требует отправитель (пункт 3 статьи 8 КДПГ).
Наличие у заявителя фактической возможности проверить соответствие веса полуприцепа сведениям, содержащимся в регистрационных документах, не подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Напротив, согласно протоколу опроса свидетеля от 31.05.2019, как пояснил водитель Афанасьев С.А., "при загрузке товара находился рядом с автомобилем и считал количество грузовых мест загружаемого товара, что соответствовало товаросопроводительным документам. Проверить заявленный вес не представлялось возможным, в связи с отсутствием весов в месте погрузки товара".
При таких обстоятельствах, водитель не мог проверить правильность указания отправителем в накладной веса товаров, поскольку не обладал для этого ни соответствующим правом, ни технической возможностью. Имеющимися в деле доказательствами опровергается наличие у заявителя как юридической, так и фактической возможности сообщить таможне достоверные сведения о весе товара.
Отсутствие вины, в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, а в данном случае является основанием для признания вынесенного постановления незаконным и его отмены.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2020 по делу N А21-13911/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13911/2019
Истец: ООО "КД-Транс"
Ответчик: Заместитель начальника таможни Е.М. Валентинович ФТС Калининградской областной таможни, КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ, ООО "ПРОТЭК- Калининград"
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9802/20
05.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6759/20
07.02.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13911/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Калининградской области N А21-13911/19