г. Самара |
|
04 июня 2020 г. |
А55-19986/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Администрации городского округа Самара - представителя Левкиной А.В. (доверенность от 28.12.2018 N 1-01/02-01/8797),
от общества с ограниченной ответственностью ПФ "Нептун-С" - представителя Сергеевой Т.А. (доверенность от 15.06.2019),
от Главы Администрации городского округа Самара - Левкиной А.В. (доверенность от 28.12.2018 N 1-01/02-01/8797),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 ноября 2019 года по делу N А55-19986/2019 (судья Степанова И.К.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ПФ "Нептун-С", г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
к Главе Администрации городского округа Самара Лапушкиной Елене Владимировне, г. Самара,
с участием третьих лиц - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, Министерства строительства Самарской области, Администрации Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области,
о признании незаконным отказов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ПФ "Нептун-С" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа Самара, Главы Администрации городского округа Самара, выраженного в уведомлении от 20.05.2019 N 38-Д05-09/3610, в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию капитального объекта: Здание информационного центра, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Набережная реки Самара, д. 159 А и обязании Администрации городского округа Самара в течение 7 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу выдать Обществу с ограниченной ответственностью ПФ "НЕПТУН-С" разрешение на ввод в эксплуатацию объекта: Здание информационного центра, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Набережная реки Самара, д. 159 А. Кроме того, Общество просит признать незаконным отказ Администрации городского округа Самара, Главы Администрации городского округа Самара, выраженный в уведомлении от 20.05.2015 N 38-Д05-09/3612, в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию капитального объекта: Здание информационного центра, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Набережная реки Самара, д. 159 Б и обязать Администрацию городского округа Самара в течение 7 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу выдать Обществу с ограниченной ответственностью ПФ "НЕПТУН-С" разрешение на ввод в эксплуатацию объекта: Здание информационного центра, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Набережная реки Самара, д. 159 Б.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, Министерств строительства Самарской области, Администрация Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28 ноября 2019 года заявление удовлетворено, признан незаконным отказ Администрации городского округа Самара, Главы Администрации городского округа Самара, выраженный в уведомлении от 20.05.2019 N 38-Д05-09/3610, в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию капитального объекта: Здание информационного центра, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Набережная реки Самара, д. 159 А/ Администрации городского округа Самара в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу вменено в обязанность выдать Обществу с ограниченной ответственностью ПФ "НЕПТУН-С" разрешение на ввод в эксплуатацию объекта: Здание информационного центра, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Набережная реки Самара, д. 159 А. Признан незаконным отказ Администрации городского округа Самара, Главы Администрации городского округа Самара, выраженный в уведомлении от 20.05.2015 N 38-Д05-09/3612, в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию капитального объекта: Здание информационного центра, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Набережная реки Самара, д. 159 Б / Администрации городского округа Самара в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу вменено в обязанность выдать Обществу с ограниченной ответственностью ПФ "НЕПТУН-С" разрешение на ввод в эксплуатацию объекта: Здание информационного центра, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Набережная реки Самара, д. 159 Б.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Самара просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 28 ноября 2019 года по делу N А55-19986/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации, Главы администрации апелляционную жалобу Администрации поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третьи лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16 мая 2019 года (вх. СПР-1/2394) общество обратилось в Администрацию городского округа Самара с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0107002:560 по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Набережная реки Самара, д. 159 А, с приложением документов, предусмотренных статьей 55 Градостроительного кодекса РФ.
16 мая 2019 года (вх. СПР-1/2399) общество обратилось в Администрацию городского округа Самара с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0107002:559 по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Набережная реки Самара, д. 159 Б, с приложением документов, предусмотренных статьей 55 Градостроительного кодекса РФ.
20 мая 2019 года письмами N 38-Д05-09/3610 ( т.1 л.д.77-79) и N 36-Д05-09/3612 (т.1 л.д.43-45) Администрацией городского округа Самара отказано в выдаче разрешения на строительство объектов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 63:01:0107002:560 и 63:01:0107002:559 соответственно.
Правовым основанием отказов указан пункт 5 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка.
Как указано в оспариваемых отказах, в соответствии с выпиской из ЕГРН от 27.12.2018 N 63/01/01/2018-346980 на земельный участок 63:01:0107002:559 и выпиской N 63/01/01/2018-346978 на земельный участок 63:01:0107002:560 приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 15.03.2018 N 121 "О резервировании земель для государственных нужд Самарской области в целях строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Южная обводная дорога (от ул. Водников до Южного шоссе), расположенной в городском округе Самара, установлено ограничение права и обременение объекта недвижимости N 63:01:0107002:559-63/031/2018-1 и N63:01:0107002:560-63/031/2018-1:
- запрет на предоставление в частную собственность находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или их частей, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель;
- запрет сособственникам земельных участков, землевладельцам, арендаторам земельных участков на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа - жилыми, производственными, культурно-бытовыми и иными зданиями, строениями, проведение оросительных, осушительных, культурно-технических и других мелиоративных работ, строительство прудов и иных водных объектов.
Заявитель, не согласившись с указанными отказами N 38-Д05-09/3610 и N 36-Д05-09/3612, обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
В обоснование заявленных требований заявитель, ссылаясь на п.1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, считает отказы в выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию незаконными, поскольку само по себе резервирование земель не является основанием для признания незаконным возведения обществом соответствующих объектов, предусмотренных разрешением на строительство. Объекты построены в соответствии со всей разрешительной документацией и в соответствии с разрешенным видом использования.
Заинтересованные лица, ссылаясь на выписки из Единого реестра недвижимости от 27.12.2018 N 63/01/01/2018-346978 на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0107002:560, от 27.12.2018 N 63/01/01/2018-346980 на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0107002:559, на Приказ Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 15.03.2018 N121 "О резервировании земель для государственных нужд Самарской области в целях строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Южная обводная дорога (от ул. Водников до Южного шоссе), расположенной в городском округе Самара", считают спорные объекты капитального строительства не соответствующими ограничениям, установленным в отношении земельных участков, на которых они расположены, оспариваемые заявителем уведомления об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию полагают законными и обоснованными.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьей 8.2 Кодекса предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки и межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства; допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешением на ввод объекта в эксплуатацию признается документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующий уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 Кодекса). Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен положениями части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ определен перечень обстоятельств, являющихся основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, к которым относятся: 1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации 5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства (реконструкции) объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство (реконструкцию), а также соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В силу части 5 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ орган, выдавший разрешение на строительство, получив заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче разрешения. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке (часть 8 статьи 55 Кодекса).
Из материалов дела следует, что общество является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0107002:559 и 63:01:0107002:560 на основании приказов Министерства строительства Самарской области от 23.06.2014 года N 251-п "О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью ПФ "Нептун-С" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Железнодорожный район, ул.Набережная реки Самара для строительства информационного центра" и N 252-п "О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью ПФ "Нептун-С" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Железнодорожный район, ул.Набережная реки Самара для строительства информационного центра с индивидуальным обслуживанием клиентов" и в соответствии с заключенными договорами аренды земельных участков N 913 и N 914 от 14.07.2014 соответственно.
Согласно п. 1.2 договора N 913, участок предоставляется для: строительства информационного центра с индивидуальным обслуживанием клиентов.
Согласно п. 1.2 договора N 914, участок предоставляется для: строительства информационного центра.
Заявителем были получены разрешения на строительство:
- от 30.10.2017 N 63-301000-167-2017 на объект: Здание информационного центра (общая площадь объекта 35,63 кв.м, площадь застройки 58 кв.м). Срок действия разрешения - до 30.10.2019;
- от 30.10.2017 N 63-301000-166-2017 на объект: Здание информационного центра (общая площадь объекта 35,63 кв.м, площадь застройки 58 кв.м). Срок действия разрешения - до 30.10.2019.
Строительство объектов капитального строительства совпадает с разрешенным видом использования земельных участков.
Согласно Постановлению Администрации внутригородского железнодорожного района г.о. Самара N 211 от 06.11.2018 нежилому зданию площадью 39,5 кв.м., расположенному на земельном участке 63:01:0107002:560, присвоен адрес: Самарская область, г. Самара, ул. Набережная реки Самара, д. 159 А.
Согласно Постановлению Администрации внутригородского железнодорожного района г.о. Самара N 212 от 06.11.2018 нежилому зданию площадью 39,5 кв.м., расположенному на земельном участке 63:01:0107002:559 присвоен адрес: Самарская область, г. Самара, ул. Набережная реки Самара, д. 159 Б.
Принимая во внимание, что строительство объектов осуществлено заявителем в соответствии с выданными разрешениями на строительство от 30.10.2017 N 63-301000-167-2017, от 30.10.2017 N 63-301000-166-2017, а также с требованиями действующего законодательства, проектной и иной технической документации ( иного ответчиком не приведено и не доказано), суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Администрации правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорных объектов капитального строительства.
При этом судом первой инстанции обоснованно не принята во внимание ссылка Администрации на ограничение прав общества, как арендатора земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0107002:560, 63:01:0107002:559, в связи с вынесением Приказа Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 15.03.2018 N 121 "О резервировании земель для государственных нужд Самарской области в целях строительства автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области Южная обводная дорога (от ул. Водников до Южного шоссе), расположенной в городском округе Самара"", поскольку само по себе резервирование земель не является основанием для признания незаконным возведения обществом соответствующих объектов, предусмотренных разрешениями на строительство от 30.10.2017.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.10.2018 по делу N А46-25142/2017.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у заинтересованных лиц отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче разрешений на ввод в эксплуатацию спорных капитальных объектов и оспариваемые отказы нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу положений ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, заявленные требования судом первой инстанции были правомерно удовлетворены.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не имеется.
Основания, правомерность оспариваемых отказов, материалами настоящего дела не подтверждены.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 ноября 2019 года по делу N А55-19986/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19986/2019
Истец: ООО ПФ "Нептун-С"
Ответчик: Администрация городского округа Самара
Третье лицо: Администрацию Железнодорожного внутригородского района городского округа Самара, Администрация Железнодорожного внутригородского района г. о. Самара, Главу городского округа Самара Лапушкину Е.В., Департамент городского хозяйства и экологии Самара, Министерство строительства самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, ООО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "НЕПТУН-С, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области