город Ростов-на-Дону |
|
05 июня 2020 г. |
дело N А53-30649/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Стрекачёва А.Н., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Сорокиным Д.М.,
при участии:
от ООО "Турбулентность-Дон": представитель Терехова Н.М. по доверенности от 27.12.2019,
от Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области: представитель Данич И.В. по доверенности от 01.06.2020, представитель Тоболева Е.С. по доверенности от 12.05.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Турбулентность-Дон"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.03.2020 г. по делу N А53-30649/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Турбулентность-Дон"
к Управлению Федеральной налоговой службы России по Ростовской области
об оспаривании ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Турбулентность-Дон" (ИНН 6122011610, ОГРН 1136171000305) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 15 -18/1843 от 22.05.2019.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2020 в удовлетворении заявления отказано. Суд признал правильными выводы налогового органа о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в результате учета в качестве расходов затрат на НИОКРы, достоверность и реальность которых не подтверждена, об отсутствии у налогоплательщика права на учет стоимости НИОКРов поскольку таковые относятся к результатам интеллектуальной деятельности, правом на которые налогоплательщик не обладает.
Общество с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Турбулентность-Дон" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Апеллянт не согласен с обжалуемым судебным актом, оспаривает вывод суда о том, что Общество при исчислении налога на прибыль неправомерно включило затраты на научно-исследовательские разработки по производству бытовых газовых счетчиков. По мнению подателя жалобы, им правомерно, в соответствии со ст. 262 НК РФ, определены расходы при исчислении налога на прибыль, поскольку Общество являлось производителем газовых счетчиков по договору коммерческой концессии, отсутствие государственной регистрации договора коммерческой концессии как и отсутствие уведомления о начале производства в Роспатент не влияют на право заявителя учесть расходы на научно-исследовательские разработки для целей исчисления налога на прибыль, вывод суда первой инстанции о том, что внедрение в производство научных разработок, ведущих к оптимизации производственного процесса, могло осуществляться только изготовителем продукции, указанным в паспорте изделия и сертификатах на выпускаемую продукцию - ООО НПО "Турбулентность-Дон", основан на противоречивых обстоятельствах. Общество полагает, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки представленным доказательствам, согласно которым Обществом в спорный период производились счетчики газа без взрывозащиты.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области возражало против заявленных доводов, просило решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 25 по Ростовской области в соответствии со статьей 89 НК РФ проведена выездная налоговая проверка ООО НПП "Турбулентность-Дон" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) следующих налогов и сборов за период с 01.01.2015 г. по 02.08.2017 г.: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество, транспортного налога, земельного налога; налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2015 г. по 13.10.2017 г.
По результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение N 985 от 13.02.2019 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщику доначислен налог на прибыль в сумме 9 491 051 руб., начислена пеня в сумме 2 594 899 руб., общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со ст. 122 НК РФ в сумме 1 898 210 руб.
Решение вручено 22.02.2019 г. уполномоченному представителю ООО НПП "Турбулентность-Дон" Борзяк Е.А.. по доверенности от 22.03.2018 г.
На основании ст. 139 НК РФ налогоплательщиком подана апелляционная жалоба, в соответствии с которой налогоплательщик просил отменить решение N 985 от 13.02.2019 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Межрайонной ИФНС России N 25 по Ростовской области в полном объеме.
При рассмотрении апелляционной жалобы Управление пришло к выводу о том, что Инспекцией нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые привели к нарушению прав Общества, влекущим отмену вышестоящим налоговым органом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая изложенное, УФНС России по Ростовской области на основании пункта пп.4 п.3 статьи 140 НК РФ отменило решение N 985 от 13.02.2019 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Межрайонной ИФНС России N25 по Ростовской области, и приняло новое решение.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 22.05.2019 N 15-18/1843 ООО "НПП "Турбулентность-Дон" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со ст. 122 НК РФ в сумме 1 879 397 руб., и налогоплательщику доначислен налог на прибыль в сумме 9 396 983 руб., пеня в сумме 2 577 611,21 руб.
Не согласившись с вынесенным решением Управления, Общество обжаловало его в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса в целях главы 25 Налогового кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 названного Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статья 253 Налогового кодекса Российской Федерации в состав расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы начисленной амортизации.
Согласно пункту 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса) и используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Пунктом 3 статьи 257 НК РФ установлено, что нематериальными активами признаются созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) в течение длительного времени.
Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
К нематериальным активам, в частности, относится исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель.
Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
К нематериальным активам, в частности, относятся в том числе:
1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
2) владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта;
Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их создание и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования.
Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств).
Как следует из материалов дела, ООО НПП "Турбулентность Дон" осуществляло деятельность по производству газовых счетчиков, установок поверочных СПУ-5, которые относятся к средствам измерений.
ООО НПП "Турбулентность-Дон" выступило в качестве заказчика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по договору б/н от 01.01.2015 г. с ООО "СКТБ "Турбо-Дон" (Исполнитель).
Пунктом 1.1 раздела 1 "Предмет договора" определено, что договор заключен в целях научно-исследовательских разработок в области естественных и технических наук.
Приложением N 1 к договору б/н от 01.01.2015 г. определен перечень выполняемых Исполнителем услуг: научно-исследовательские разработки; изготовление опытных образцов. ООО "СКТБ "Турбо-Дон", в качестве исполнителя, разрабатывало проекты:
* модернизация счетчиков Гранд-4;
* снижение себестоимости Гранд;
* доработка ПО в плане контроля состояния клапана Гранд 4-6-10;
* снижение себестоимости - внедрение Гранд;
* увеличение порога чувствительности счетчиков Гранд при работе на газе;
* переход старшей линейки счетчиков Гранд на САГ 0,04-4;
* Гранд - 4 без клапана;
Вышеуказанные проекты после завершения работ принимались ООО НПП "Турбулентность-Дон" по актам выполненных работ с последующим списанием на сч.26 бухгалтерского учета "Общехозяйственные расходы", в качестве косвенных расходов: N 2 от 14.01.15г., N 5 от 20.01.15г., N 6 от 30.01.15г., N 9 от 18.02.15г., N 12 от 25.03.15г., N 16 от 17.04.15г., N 20 от 18.05.15г., N 25 от 22.06.15г., N 33 от 28.07.15г., N 45 от 31.07.15г., N 35 0т 12.08.15г., N 47 от 31.08.15г., N 48 от 16.09.15г.,N 53 от 28.09.15г.. N 56 от 08.10.15г., N 63 от 03.11.15г., N 64 от 09.11.15г., N 65 от 19.11.15г., N 68 от 08.12.15г., N 74 от 17.12.15г., N 76 от 28.12.15г., N 79 от 30.12.15г., N 5 от 15.01.16г., N 9 от 31.01.16г., N 10 от 29.02.16г., N 12 от 14.03.16г., N 13 от 29.03.16г.
Оплата за проведенные разработки произведена безналичным расчетом, с пояснением в поле платежного поручения "оплата за научно-исследовательские разработки в области естественных и технических наук".
Всего за 2015 год стоимость НИОКР составила - 41 179 937 руб., за 2016 г. - 6 275 339 рублей.
На завершающей стадии производства каждому производимому заводом-изготовителем средству измерения в обязательном порядке прилагается паспорт изделия, составленный по ГОСТУ; прибору присваивается идентификационный номер.
Паспорт содержит следующую информацию: основные сведения об изделии и технические данные, описание изделия, комплектность, указания по монтажу и эксплуатации, свидетельство о приемке и поверке, ресурс, сроки службы и хранения, гарантии изготовителя.
Согласно информации, отраженной в паспорте, производителем счетчиков Гранд является ООО НПО "Турбулентность-Дон".
По договору коммерческой концессии N 24 от 04.03.2014 года, заключённому между ООО НПП "Турбулентность Дон" и ООО НПО "Турбулентность Дон", ООО НПО "Турбулентность Дон" являясь "Правообладателем" передает ООО НПП "Турбулентность Дон" права использования в предпринимательской деятельности комплекса принадлежащих Правообладателю исключительных прав. При этом право собственности ООО НПП "Турбулентность Дон" не передается. Соответственно стоимость выполненных по договору с СКТБ работ по модернизации СИ, подлежит учету в качестве расходов у собственника модернизируемого объекта.
В договоре коммерческой концессии N 24 от 04.03.2014 года, в Дополнительном соглашении N 1 от 05.03.2014 г. к договору коммерческой концессии N 24 от 04.03.2014 года не предусмотрено несение расходов по усовершенствованию СИ организацией, пользующейся правами на производство оборудования.
Вместе с тем, указанный договор коммерческой концессии не прошел государственную регистрацию.
Согласно определению Верховного суда РФ N 309-ЭС17-3250 от 13.06.2017, правовым последствием отсутствия регистрации договора коммерческой концессии является не недействительность этого договора, а признание несостоявшимся предоставления права (пункт 2 статьи 1038 ГК РФ).
Таким образом, при несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использовании считается несостоявшимся. Использование ООО НПП "Турбулентность Дон" комплекса переданных ООО НПО "Турбулентность Дон" исключительных прав не правомерно, в связи с нарушением условия договора и положений гл. 54 ГК.
Суд первой инстанции верно установил, что ООО НПП "Турбулентность-Дон" не представило доказательств государственной регистрации договора коммерческой концессии.
Само по себе, отсутствие регистрации договора не явилось основанием для отказа принятия расходов по НИОКР Инспекцией и основанием для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований судом первой инстанции. Однако этот факт в совокупности с другими обстоятельствами указывает на игнорирование организацией Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности", предписывающего обязанность уведомления Федерального агентства но стандартизации и метрологии о начале осуществления предпринимательской деятельности по производству средств измерения, запрещающего передачу нрав на осуществление предпринимательской деятельности по производству средств измерений юридическому лицу, не заявленному в правоустанавливающих документах, как производитель и изготовитель; Технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (TP ТС 012/2011), где указывается. в том числе обязанность производителя средств измерения проходить обязательную процедуру сертификации, без проведения которой организация не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность по производству продукции с маркировкой взрывозащиты; Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ. "Об обеспечении единства измерений", приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 июня 2013 г. N 970 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений. В соответствии с пунктом 41 Административного регламента, из смысла положений которых не предусмотрена передача правоустанавливающей документации на производство средств измерений третьим лицам, которые не являются заявителями, и не прописаны в документах (Свидетельство об утверждении типа средств измерений) в качестве производителя.
Кроме того, установлено, что ООО НПП "Турбулентность Дон" не прописано ни как заявитель, ни как изготовитель продукции-счетчика газа Гранд ни в одном из правоустанавливающих документов, а именно:
- Свидетельство об утверждении типа средств измерений - счетчики газа Гранд RU.C.29.004.A N 42251; Серия СИ N 000307, срок действия до 04 марта 2016 г., выдано Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) на имя изготовителя ООО НПО "Турбулентность Дон" ИНН 6141021685, КПП 616501001, Документ на проверку 4213-004-70670506-2010МП, интервал между проверками 8 лет. Тип средств измерений утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 04 марта 2011 г. N 945. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 972 от 20.08.2015 г., действие свидетельства об утверждении типа средств измерений на Счетчики газа Гранд продлено до 20.08.2020 г.;
- Свидетельство об утверждении типа средств измерений - установки поверочные СПУ-5 RU.C.29.004.А N 42257: Серия СИ N 000207. срок действия до 04 марта 2016 г., выдано Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Ц на имя изготовителя ООО НПО "Турбулентность Дон". Регистрационный N 46509-11, документ на проверку 4381-005-7070506-2010МП. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1744 от 31.12.2015 г., действие свидетельства об утверждении типа средств измерений на установки поверочные СПУ-5 продлено до 31.12.2020 г.;
- Сертификаты, подтверждающие соответствие счетчиков газовых с товарным знакам Гранд требованиям Технического регламента "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза N 825 от 18 октября 2011 (далее - TP ТС 012/2011):
- Сертификат соответствия N ТС RU С- RU. ГБ05.В.00941 Серия RU N 0249593, срок действия с 04.02.2015 года по 04.02.2020 года, на продукцию - счетчики газа Гранд (ТУ 4213-004-70670506-2010 с Ех - маркировкой 1 Ex ib IIА Т 4 Gb X). выданный НАНИО "Центр по сертификации взрывозащищенного и рудничного электрооборудования", на имя заявителя и изготовителя ООО "НПО "Турбулентность-Дон" ИНН6141021685, КПП 616501001, Код ТН ВЭД ТС 9028 10 000 0.Приложение к сертификату соответствия N ТС RU С- RU. ГБ05.В.00941 Серия RU 0178111. Сертификат выдан на основании протокола испытаний, акта о результатах анализа производства;
- Сертификат соответствия N ТС КС С- RU. ГБ05. В.00329 от 30.12.2013 г. Серия RU N 0083105 срок действия с 30.12.2013 года по 30.12.2018 года, на продукцию - счетчики газа ГРАНД SP1 (4213-016-70670506-2013 ТУ) с Ех-маркировкой 1 Ex ib IIВ Т4 Gb X, выданный НАНИО "Центр по сертификации взрывозащищенного и рудничного электрооборудования", на имя заявителя и изготовителя ООО "НПО "Турбулентность-Дон" ИНН 6141021685, КПП 616501001, Код ТН ВЭД ТС 9028 10000 0. Сертификат выдан на основании протокола испытаний, акта о результатах анализа производства.
В договоре коммерческой концессии N 24 от 04.03.2014 года заключенным между ООО НПП "Турбулентность Дон" и ООО НПО "Турбулентность Дон", в Дополнительном соглашении N I от 05.03.2014 г. к договору коммерческой концессии N 24 от 04.03.2014 года не предусмотрено право по усовершенствованию СИ организацией пользующейся правами на производство оборудования.
Напротив, пунктом 3.2.5 Договора коммерческой концессии N 24 от 04.03.2014 года оговорен порядок обеспечения соответствия качества производимых на основе Договора товаров, качеству аналогичных товаров, производимых непосредственно Правообладателем,
Как установлено Инспекцией и судом первой инстанции, ООО НПП "Турбулентность-Дон" осуществляет деятельность в сфере производства средств измерений и учета, без разрешительных документов.
Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности, зарегистрированное в реестре уведомлений по производству эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений от 12.03.2014 N 120СИ0011710314 (коды по ОКВЭД 33.20, 33.20.9) выдано на имя заявителя ООО НПО "Турбулентность Дон".
Как указано в письме Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 9971-ЕЛ/04 от 18.06.2018, согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" (далее -Постановление N 584) передача прав на осуществление предпринимательской деятельности по производству средств измерений организацией получателем другому юридическому лицу, не предусмотрена.
Таким образом, у налогоплательщика отсутствовало право производства счетчиков газа Гранд, как в рамках договора концессии, так и в рамках государственного регулирования производства средств измерения, а так же внесения каких либо изменений.
В отношении включения обществом затрат на НИОКР, ведущих к оптимизации производственного процесса, установлено, что у налогоплательщика отсутствует документальное подтверждения несения расходов в рамках НИОКР, а следовательно, отсутствуют доказательства внесения каких либо изменений в счетчики газа Гранд. Налогоплательщик не представил доказательства внесения изменений в счетчики газа Гранд как содержащих Ех компонент, так и не содержащие Ех компонент,
При этом, сами проекты не могут быть приняты в качестве доказательства несения расходов, поскольку:
1. Проект Гранд 4-6-10 Доработка ПО в плане контроля состояния клапана. Письмом от 15.12.2014 г., предоставленным в суде первой инстанции, ООО НПП "Турбулентность-Дон" сообщает, что зафиксированы случаи не срабатывания встроенного клапана счетчиков газа Гранд 4,6,10 и просьбе дать разрешение на выполнении доработок на сумму 5 009 540р. в рамках договора с ООО "СКТБ Турбо-Дон" (договор от 01.01.2015 г.). На бланке с e-mail ООО "СКТБ Турбо-Дон" от 24.12.2014 г. директор НПО Улановский К.В. дает разрешение на доработку.
Акты и приложения к актам на сумму 5 009 540р. по проекту Гранд 4-6-10 Доработка ПО в плане контроля состояния клапана N 2 от 14.01.2015 г, и N 9 от 18.02.2015 г.
В то время как, приказ ООО "СКТБ Typбo-Дон" о начале проекта Гранд 4-6-10 Доработка ПО в плане контроля состояния клапана от 10.01.2016 г. при планировании начала и окончания работ с 21.12.2015 по 25.07.2016 (т. 8 л.д. 96-124). Соответственно, дата начала проверки указана раньше, чем составлен приказ. В данном приказе также имеются подписи Дворяшина Р.В., который в 2015-2016 г.г. не являлся ни сотрудником, ни участником ООО СКТБ "Турбо-Дон" и Верещак С.Н., который в данный период являлся сотрудником ООО НПП "Турбулентность-Дон". Распоряжение о начале планирования работ от 19.10.2015 г. Протокол испытаний подписан Дворяшиным Р.В. Программа и методика проведения приемочных испытаний счетчика газа Гранд с функцией контроля состояния клапана утверждена директором-главным конструктором Слонько А.Н. от 14.07.2016 г. Протокол испытаний от 17.07.2016 г.
Производство счетчиков ООО НПП "Турбулентность-Дон" прекращено со 2 квартала 2016 г.
Таким образом, указанные выше документы не могут являться документальным подтверждением несения расходов по научно-исследовательским разработкам проекта Гранд 4-6-10 Доработка ПО в плане контроля состояния клапана на сумму 5 009 540р., так как акты выполненных работ составлены на год раньше, чем выполнены фактически работы, а также сумма была известна раньше, чем составлены акты и выполнены работы, представленные документы содержат неустранимые противоречия.
2. Проект снижения себестоимости счетчика газа Гранд. Письмом от 05.12.2014 г. ООО НПП "Турбулентность-Дон" сообщает, что необходимо снизить себестоимость счетчиков в рамках серийного исполнения счетчика газа Гранд -1.6 на сумму 14 889 251 р. в рамках договора с ООО "СКТБ Турбо-Дон" (договор от 01.01.2015 г.). На бланке с e-mail ООО "СКТБ Турбо-Дон" от 19.12.2014 г. директор НПО Улановский К.В дает разрешение на изменение конструкторской документации счетчика газа Гранд-1.6 (актом инспекционного контроля установлено, что изменения в конструкторскую документацию не вносились изменения). Акты и приложения к актам на сумму 14 889 251р. по проекту снижения себестоимости счетчика газа Гранд N 2 от 14.01.2015 г, N 5 от 20.01.2015 г., N 6 от 30.01.2015 г., N 9 от 18.02.2015 г., N 12 от 25.03.2015 г., N 16 от 17.04.2015 г., N 20 от 18.05.2015 г." N 33 от 28.07.2015 г., N 35 от 12.08.2015 г.
Приказ ООО "СКТБ Турбо-Дон" по проекту снижение себестоимости счетчика газа Гранд 1.6 и Гранд 4 (на данный счетчик разрешение не давалось) от 13.01.2015 г. со сроками исполнения с 09.01.2015 по 19.02.2015 г. (т.10 л.д. 127-164). Распоряжение от 28.12.2014 г. о начале планирования проекта. Акт сдачи-приемки выполненных работ от 14.02.2015 г. Приказ ООО "СКТБ Турбо-Дон" по Проекту Гранд снижение себестоимости - внедрение от 22.02.2015 г. со сроками исполнения 16.02.2015-07.08.2015 г.. (т. 9 л.д. 1-140)
Основная часть документов принадлежит ООО НПО "Турбулентность Дон", часть на иностранном языке, отдельные документы не инициализируемые, либо не подписанные.
Таким образом, указанные выше документы не могут являться документальным подтверждением несения расходов по научно-исследовательским разработкам по проекту снижение себестоимости счетчика газа Гранд 1.6 и Гранд 4 на сумму 14 889 251р." так как сумма была известна раньше, чем составлены акты и выполнены работы, большая часть документов по проекту не является документами ООО "СКТБ Турбо-Дон", представленные документы содержат неустранимые противоречия.
3. Проект модернизация счетчика газа Гранд-4 БК. Письмом от 1.9.11.2015 г. ООО НПП "Турбулентность-Дон" сообщает, что в связи с необходимостью увеличения заказов на типоразмер счетчиков газа Гранд-4 и необходимостью снизить материальные затраты на его изготовление, а так же повысить качество и надежность путем исключения обводного клапана на сумму 3 870 ООО р.. На бланке с e-mail ООО "СКТБ Турбо-Дон" от 5.12.2015 г. директор НПО Улановский К.В., дает разрешение на изменение конструкторской документации (актом инспекционного контроля установлено, что изменения в конструкторскую документацию не вносились) и повышения надежности счетчика газа Гранд-4 на сумму 3 870 000р.
Акты и приложения к актам на сумму 3 870 000 р. по проекту модернизация счетчика газа Гранд-4 N 5 от 15.01.2016 г., N 9 от 31.01.2016 г., N 10 от 29.02.2016 г. Лишь в приложениях к актам указано просто модернизация счетчика Гранд-4 (т.8 т.7). Состав рабочей группы, состоит на половину из сотрудников иных организаций ГК "Турбулентность-Дон": Дворяшин Р.В., Верещак С.Н., Воробьев Г.И., Атарщиков Р.П., Зенкова Е.С.. Хухарев МП, Матюшкин А.П.
Акт выполненных работ подписан от 21.03.2016 г. к приказу N 60 подписан, только одним сотрудником ООО СКТБ "Турбо-Дон" из 5 подписавших акт. В данном акте N 60 указаны работы но разработке ложементов(который не является элементом счетчика) пол стенды СПУ-5 1-го этажа и 2-го.
Акт испытаний, отчет, программа испытаний связаны с доработкой оборудования для калибровки и поверки счетчиков Гран-4.
Приложением к акту N 9 от 31.01.2016 г. на 190 290 р. задача N 3 проверка работоспособности Гранд-4 на газе, однако это является задвоением затрат, так как есть отдельный проект по всем счетчикам по проверке работы на газе.
Таким образом, вышеперечисленные документы не могут являться указанные выше документы не могут являться документальным подтверждением несения расходов по научно-исследовательским разработкам по проекту модернизации счетчика Гранд 4 на сумму 3 870 ООО р., так как сумма была известна раньше, чем составлены акты и выполнены работы, -большая часть документов но проекту не является документами ООО "СКТБ Турбо-Дон".
4. Проект переход старшей линейки счетчиков Гранд на САГ 0,004-4. Письмом от 15.06.2015 г. ООО НПП "Турбулентность-Дон" сообщает, что в связи с необходимостью унификации деталей счетчиков газа Гранд-4,6,10,16,25 предлагают провести работы в данном направлении для повышения надежности, снижения электропотребления, разрешить внести изменения в конструкторскую документацию и запустить проект на сумму 14 616 343,84 р.. На бланке с e-mail ООО "СКТБ Турбо-Дон" от 30.06.2015 г. директор НПО Улановский К.В. дает разрешение на изменение конструкторской документации (актом инспекционного контроля установлено, что изменения в конструкторскую документацию не вносились) и применения единой детали САГ4 в старшей линейке типоразмеров Гранд на сумму 14 616 343,84р.
Акты и приложения к актам на сумму 14 616 343,84 р. но проекту переход старшей линейки счетчиков Гранд на САГ 0.004-4 N 45 от 31.07.2015 г., N 47 от 31.08.2015 г., N 48 от 16.09.2015 г., N 53 от 28.09.2015 г., N 56 от 08.10.2015 г., N 63 от 03.11.2015 г., N 64 от 09.11.2015 г., N 65 от 15.11.2015 г..
Приказ от 16.07.2015 г., однако, дата начала работ с 06.07.2015-17.11.2015, часть рабочей группы состоит не из сотрудников ООО "СКТБ Турбо-Дон"(т. 10 л.д. 75-126).
К данному приказу приложен отчет "Гранд увеличение чувствительности при работе на природном газе", который относится к другому проекту. Программа и методика Гранд 4-6-10 на САГ разработана Дворяшиным Р.В., который не являлся работником ООО "СКТБ Турбо-Дон", отсутствуют подписи, даты.
Отчет об испытании САГ для линейки Гранд (Гранд SPI)-16-25. по тексту счетчик Гранд SPI который не является линейкой счетчиков Гранд с нумерацией. Программа на Гранд 4-6-10, а отчет Гранд 16-25. Отчет так же подписан Дворяшиным Р.В. Экспликации на Гранд-4.
Таким образом, вышеперечисленные документы не могут являться документальным подтверждением несения расжодов по научно-исследовательским разработкам но проекту переход старшей линейки счетчиков Гранд на САГ 0,004-4 на сумму 14 616 343,84 р., так как сумма была известна раньше, чем составлены акты и выполнены работы, большая часть документов по проекту составлена и подписана лицом не являющимся сотрудником ООО "СКТБ Турбо-Дон", представленные документы содержат неустранимые противоречия.
5. Проект увеличение порога чувствительности счетчиков Гранд при работе на газе. Письмом от 17.03.2015 г. ООО НПП "Турбулентность-Дон" сообщает, что в связи с выявлением отклонений параметра чувствительности на минимальных значениях счетчиков газа Гранд-4,6,10 предлагают провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по повышению чувствительности на сумму 4 558 000 р.. На бланке с e-mail ООО "СКТБ Турбо-Дон" от 26.03.2015 г. директор НПО Улановский К.В дает разрешение на выполнение работ по повышению чувствительности счетчика газа Гранд 4,6,10 с внесением изменений в конструкторскую документацию (актом инспекционного контроля установлено, что изменения в конструкторскую документацию не вносились) на сумму 4 558 000р.
Акты и приложения к актам на сумму 4 558 000 р. по проекту увеличение порога чувствительности счетчиков Гранд при работе на газе N 20 от 18.05.2015 г., N 25 от 22.06.2015 г.
При сопоставлении видов работ, согласно приложениям к актам N 20 и N 25, выявлено дублирование: собрать опытную партию, откалибровать опытную партию на стендах СПУ-5. установить необходимый уровень чувствительности при работе на образцах и т.д.
Распоряжение о начале планирования проекта от 29.04.2015 г. (т.8 л.д 80) Все документы подписаны Дворяшиным Р.В.
Таким образом, указанные выше документы не могут являться документальным подтверждением несения расходов по научно-исследовательским разработкам по проекту увеличение порога чувствительности счетчиков Гранд при работе на газе на сумму 4 558 000 р., поскольку сумма была известна раньше, чем составлены акты и выполнены работы, а также все документы по проекту составлены и подписаны лицом не являющимся сотрудником ООО "СКТБ Турбо-Дон" Дворяшиным Р.В, и их не возможно привязать к организации ООО "СКТБ Турбо-Дон".
6. По проекту Гранд-4 без клапана на сумму 3 012 102 р. отсутствует письмо.
Акты и приложения к актам на сумму 3 012 102 р. по проекту Гранд-4 без клапана N 68 от 08.12.2015 г., N 74 от 17.12,2015 г., N 76 от 28.12.2015 г., N 79 от 30.12.2015 г.
По данному проекту два пересекающихся по датам приказа. Приказ N 124 от 12.2015 г. (т.7 л.д. 17-180) по уменьшению материальных затрат и повышение надежности, путем исключения обводного клапана дата начала работ с 11.12.2015-30.12.2015.
Приказ N 60 от 08.2015 г. (т.8 л.д. 125- до конца) постановка, модернизация счетчика Гранд-4 БК. цель которого увеличить выпуск до 4500, дата начала работ с 28.08.15-30.03.2016.
Между вышеперечисленными приказами существует явное противоречие:
Так, согласно приказу N 124 от 12.2015 г., принимается решение о возможности исключить из счетчиков газа Гранд-4 обводной клапан для уменьшения материальных затрат и повышения надежности.. Однако, согласно приказа N 60 от 08.2015 г., ставится цель постановки на производство счетчиков Гранд-4 БК и увеличение производства до 4500, гораздо раньше" чем установлена сама возможность производства счетчиков Гранд-4 без клапана.
Приложения по проекту Гранд-4 без клапана содержат следующие противоречия и неясности:
программа и методика испытаний счетчика газа Гранд-4 БК разработана Дворяшиным Р.В., который не является сотрудником ООО "СКТБ Турбо-Дон", данная программа приложена дважды.
технико-экономические требования к данному проекту от ООО НПП "Турбулентность-Дон" от 26.08.2016 г., через пять месяцев после окончания всех работ по вышеперечисленным приказам и после закрытия производства на ООО НПП "Турбулентность-Дон".
приложения ООО СКТБ " Турбо-Дон" без дат и подписей
много документов которые невозможно инициализировать, фото, схемы и т.д.
к данному проекту налогоплательщиком приложено фото Гранд-4 с ЕХ компонентом (т.7 л.д. 108)
документы метрологической службы ООО НПО "Турбулентность_Дон".
Таким образом, указанные документы не могут являться документальным подтверждением несения расходов по научно-исследовательским разработкам по проекту Гранд 4 без клапана на сумму 3 012 102 р.
7. Налогоплательщиком представлено два письма от ООО НПО "Турбулентность-Дон" в адрес ООО НПП "Турбулентность-Дон" с просьбой изготовить СПУ-5 для ООО "Химарматура" от 19.11.2015 г. в срок до 22.12.2015 г. и для АО "Лрзамаский приборостроительный завод" от 14.09.2015 г. в срок до 30.03.2016 г. по техническим заданиям. В технических заданиях исполнитель ООО НПО "Турбулентность-Дон". Акт поверки по СПУ-5 ООО "АГО", датирован 14.01.2016 г., результат которого СПУ-5 признана пригодной и устранение замечаний и демонстрация работы на месте у Заказчика (ООО "АПЗ"), подписан акт ООО НПО "Турбулентность-Дон" и ООО "АПЗ". Тогда, как акты выполненных работ датированы мартом 2016 г. ( N 12 от 14.03.2016i и N 13 от 29.03.2016 г.).
Другие документы представляют собой фотографии без инициализации. Также, представлены проекты ООО "СКТБ Турбо-Дон" для Гранд, однако ООО "АПЗ", производит счетчики СГБЭ. По ООО "Химарматуре", документы не представлены. В приложениях к актам по СПУ-5, работы обезличены (разработка ПО, сдача ПО, модернизация ПО и т.д.) и привязать их к ООО "АПЗ" или ООО "Химарматуре" не представляется возможным.
Договором коммерческой концессии было дано право ООО НПП "Турбулентность-Дон" только на производство счетчиков газа Гранд, Проект СПУ-5 (т.9 л.д.141-155). В то время как, согласно Приказу от 03.2016 г., Акту выполненных работ от 25.03.2016 г. выполнена модернизация базового ПО установки СПУ-5 под требование заказчика. Акт о передаче от 24.02.2016. т.е. раньше чем составлен акт выполненных работ. В отчете по доработке ПО СПУ-5 в окне программы указана ООО НПО "Турбулентность -Дон".
Представленные в суд первой инстанции письма между ООО НПО "Турбулентность-Дон" и ООО НПП "Турбулентность-Дон", согласно которых ООО НПО "Турбулентность-Дон" дает разрешение на внесение изменений возникли после того, как налоговый орган сослался в судебных заседаниях на отсутствие в договоре концессии права на внесение каких-либо изменений и строгом соблюдении качества производимых товаров, качеству производимых правообладателем.
Анализ писем, подтверждает их составление уже после составления приложений к актам, либо проведение доработок самим ООО НПП "Турбулентность-Дон" или ООО НПО "Турбулентность-Дон", так как письма составлены раньше, чем проведены работы и составлены акты, и приложения, однако в письмах указан вид работ и конкретная сумма, которая полностью совпадает с суммами по проектам, которые выполнены позже. Таким образом, сумма проекта уже известна до копеек гораздо раньше, чем выполнен сам проект и выставлены акты и приложения к ним.
В судебное заседание, в качестве свидетеля был вызван руководитель ООО "СКТБ Турбо-Дон" Слонько А.П., который на поставленный вопрос о возможности дифференциации работ по модернизации и улучшению качества работы оборудования с взрывзащитой и с отсутствием таковой в конструкции счетчика, пояснил, что работы проводятся на общую линейку средств измерения счетчик газа Гранд, и при осуществлении разработок разделения работ на работы по совершенствованию счетчиков с Ех компонентом и без него нет. В приложениях к актам выполненных работ четко прописан объект модернизации- линейка счетчиков Гранд, либо счетчик газа Гранд без конкретизации основных технических характеристик. Таким образом, в случае проведения работ по модернизации оборудования, изменения должны вноситься в линейку счетчиков газа Гранд, содержащую в своем составе, как счетчики с взрывзащитой так и без нее.
Соответственно при внесении изменений с тело счетчика с Ех компонентом организация обязана соблюсти все требования, изложенные в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" и в Постановлении от 19 марта 2003 года "Об утверждении правил сертификации электрооборудования для взрывоопасных сред", в случае внесения изготовителем в конструкцию и (или) техническую документацию, подтверждающую соответствие оборудования и (или) Ех-компонента требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, изменений.
Однако актом инспекционного контроля установлено, что изменения в конструкторскую документацию не вносились.
Приложения, представленные налогоплательщиком, не содержат расчета оказанных услуг в соответствии с затраченными человекочасами, расходами на электроэнергию и т.д. В связи с чем, определить стоимость оказанных услуг не представляется возможным.
Оплата услуг Исполнителя в соответствии с договором аутсорсинга от 01.01.2015 г. между ООО НПП "Турбулентность-Дон" и ООО "СКТБ Турбо-Дон" (п.2.3.2),осуществляется в порядке, в сроки и в размере, установленные настоящим договором. П. 3.1 договора предусмотрено, что оплата Заказчиком услуг производится на основании выставленных счетов (счета не представлены), после подписания сторонами отчета об оказанных за месяц услугах в соответствии с Приложением N 2, к настоящему договору. Однако отчеты в материалы дела не представлены.
Таким образом, налогоплательщик документально не подтвердил понесенные в рамках НИОКР расходы в целях налогообложения прибыли.
В рамках налоговой проверки организация самостоятельно представила пояснения о том, что внедрение в процесс производства научных разработок СКТБ "Турбо-Дон", улучшило технические характеристик продаваемой продукции. привело к снижению себестоимости, обновлению программного оборудования на основных средствах, на готовой продукции, к появлению экономического эффекта в виде: увеличения выпуска продукции, улучшения ее качества, повышения производительности труда, снижения материалоемкости продукции, повышения фондоотдачи и другим позитивным экономическим явлениям, а в конечном итоге,- все они приводят к снижению себестоимости продукции и увеличению прибыли на предприятии. Все результаты разработок являются успешными и использованы в текущем производстве.
Данные основных производственных показателей, представленных ООО НПП "Турбулентность-Дон" в декларациях по налогу на прибыль, свидетельствуют о значительном ухудшении результатов финансово-хозяйственной деятельности организации.
Прослеживается значительное снижение начисляемых в бюджет налоговых поступлений, как в части исчисления налога на прибыль, гак и в части исчисления налога на добавленную стоимость.
Фактически, данные бухгалтерской и налоговой отчетности за 2014 -2016 гг. проанализированные в динамике, не свидетельствуют об улучшении финансовых показателей деятельности ООО НПП "Турбулентность Дон". Значительные затраты на научные разработки (В структуре косвенных расходов НПП "Турбулентность-ДОН", затраты на научно-исследовательские разработки за 2015 г. составили 56.6%. За 1 полугодие 2016 г. расходы на научно-исследовательские разработки в структуре косвенных расходов составили 16,3%.) не привели к увеличению показателей, характеризующих успешную деятельность предприятия. Деятельность организации, по данным бухгалтерского учета. - убыточна, и со второго полугодия 2016 г. производственная деятельность не осуществляется, в итоге организация приняла решение о ликвидации.
В материалах проверки представлены пояснения ликвидатора организации Пака А.А. за N 10 от 30.08.2017, из которых следует, что единоличным органом управления ООО НПП "Турбулентность-Дон" было принято решение о добровольном ликвидации компании в связи с угасанием потребительского спроса и увеличением убыточности производства.
Таким образом, доводы организации о появлении экономического эффекта в виде: увеличения выпуска продукции, улучшения ее качества. повышения производительности труда, снижения материалоемкости продукции, повышения фондоотдачи и другим позитивным экономическим явлениям, а в конечном итоге все они приводят к снижению себестоимости продукции и увеличению прибыли на предприятии не обоснованы, и не подтверждаются фактическими обстоятельствами. Следовательно, отсутствует экономическая обоснованность и целесообразность принятия указанных расходов и непосредственно собственником НМЛ ООО НПО "Турбулентность-ДОН".
Оказание услуг ООО СКТБ "Турбо-Дон" только взаимозависимым организациям является одним из оснований для выводов о согласованности действий между всеми взаимозависимыми организациями и наличие влияния руководства на принятие решений по вопросам финансовой, производственной деятельности, а также определения налоговой политики предприятий группы компаний.
Основанием для вывода о получении налоговой экономии является совокупность фактов, подтверждающих взаимозависимость между ООО НПП "Турбулентность-ДОН" и ООО СКТБ "Турбо-Дон". Необходимо отметить финансовую зависимость, существующую между организациями, так основным покупателем услуг, предоставляемых ООО "СКТБ ТУРБО-ДОН", является ООО НПП "Турбулентность-ДОН". - сумма в обороте за проверяемый период составила 47 877 801 руб.
ООО НПП "Турбулентность-Дон" является одним из основных покупателей у ООО НПО "Турбулентность-Дон", оборот за проверяемый период составляет - 49 687 512 руб. ООО НПО "Турбулентность-Дон" является покупателем услуг у ООО СКТБ "Турбо-Дон".
Из совокупности изложенных обстоятельств следует, что ООО НПО "Турбулентность-Дон" является создателем и правообладателем средства измерения с наименованием счетчик газа Гранд. Вся правоустанавливающая документация выдана на имя юридического лица ООО НПО "Турбулентность-Дон".
В Госреестре средств измерений в качестве производителя газовых счетчиков и поверочных установок внесено предприятие ООО НПО "Турбулентность-Дон". В свидетельстве об утверждении типа средства ООО НПО "турбулентность-Дон" указано в качестве заявителя и производителя.
В Сертификате соответствия Таможенного союза - документе, подтверждающем качество, безопасность выпускаемой продукции, законность деятельности предприятия. ООО НПО "Турбулентность-ДОН" указано в качестве производителя.
Соответственно, все расходы по созданию средства измерения, а именно ; затраты на разработку конструкции средства измерений, технических условий; эксплуатационных документов, нормативной документации, программного обеспечения. создания образца (образцов) средств измерения, проведению испытаний средств измерений, определение метрологических и технических характеристик средства измерений, проверка выполнения обязательных требований к средствам измерений, в том числе требований к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений понесло ООО НПО "Турбулентность-Дон". Соответственно все права на техническую и конструкторскую документацию, охраняемую в режиме ноу-хау разработанную, приобретенную или иным образом полученную в результате работ по созданию счетчиков газа Гранд принадлежат разработчику и собственнику ООО НПО "Турбулентность Дон". ООО НПО "Турбулентность Дон", является создателем и правообладателем средства измерения с наименованием счетчик газа Гранд.
Понесенные ООО НПО "Турбулентность Дон" расходы формируют первоначальную стоимость средства измерения,- счетчик газа Грант.
По экономическому смыслу создание такого объекта как рассматриваемое средство измерений счетчик газа Гранд, в бухгалтерском учете подлежит отражению по счету "Нематериальные активы".
Пунктом 3 статьи 257 НК РФ установлено, что нематериальными активами признаются созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) в течение длительного времени.
Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы).
К нематериальным активам, в частности, относятся в том числе:
1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
2) владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта:
Существуют два способа поступления нематериальных активов:
Создание нематериального актива собственными силами (работниками организации) или путем привлечения сторонних организаций.
Приобретение нематериального актива означает получение организацией уже готового объекта.
В налоговом учете, в соответствии с требованиями ст. 257 НК РФ. первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств) и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, осуществляемых за счет средств предприятия.
В рассматриваемом случае средство измерений счетчик газа Гранд создано собственными силами ООО НПО "Турбулентность Дон".
Учет затрат по созданию/приобретению нематериального актива ведется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". При получении охранного документа и начале использования объект переводится на основании первичной документации на счет 04 "НМА".
Таким образом, в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, НМА средство измерения счетчик газа Гранд состоит на балансовом учете у собственника и разработчика ООО НПО "Турбулентность Дон".
ООО НПО "Турбулентность Дон", является создателем и правообладателем средства измерения с наименованием счетчик газа Гранд.
ООО НПО "Турбулентность Дон" являясь "Правообладателем" передает по Договору концессии N 24 от 04.03.2014 года ООО НПП "Турбулентность Дон" права использования в предпринимательской деятельности комплекса принадлежащих Правообладателю исключительных прав (далее - "КПП"). Необходимо отметить, что право собственности в пользование ООО НПП "Турбулентность Дон" не передается. Право собственности на нематериальный актив - средство измерения с наименованием счетчик газа Гранд остается у ООО "НПО "Турбулентность Дон", что подтверждается продолжением производства средств измерения с наименованием счетчик газа Гранд после прекращения производственной деятельности ООО НПП "Турбулентность Дон" другой организацией, входящей в группу компаний Турбулентность Дон, по тем же правоустанавливающим документам, выданным на юридическое лицо ООО НПО "Турбулентность Дон".
По договору коммерческой концессии не происходит перехода права собственности на нематериальные активы, а только нрава распоряжения и пользования.
Отражение в бухгалтерском учете организации-пользователя, операций, связанных с получением права на использование результата интелдекзуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется в соответствии с и. 37 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина России от 27,12.2007 N 153н, на основании заключенного между правообладателем и пользователем договора коммерческой кон цессии.
Объекты НМА, в рассматриваемом случае КИП полученные в пользование, учитываются пользователем (вторичным пользователем) на забалансовом сч. 017 "Нематериальные активы, полученные в пользование по договору коммерческой концессии (субконцессии)" в оценке, определяемой в соответствии с н. 39 ПБУ 14/2007, исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре; Д-т сч. 017 "Нематериальные активы, полученные в пользование по договору коммерческой концессии (субконцессии)". По данным бухгалтерского учета ( выписки из Главных книг за 2015-2016 гг. предоставляются) право пользования результатами интеллектуальной деятельности ООО НПП "Турбулентность Дон" не отразило на счетах бухгалтерского учета. Организация, отказавшись регистрировать в Роспатенте договор коммерческой концессии, как установлено ст. 1028 ГК РФ. законодательно не закрепило правомерность использования КИП и результатов интеллектуальной деятельности, соответственно ООО НПП "Турбулентность Дон" не вправе совершенствовать объект не только не являющийся собственностью организации. но и не отраженный в бухгалтерском учете ООО НПП "Турбулентность Дон", в качестве объекта учета.
ООО НПП "Турбулентность Дон" не приобретало право собственности на средства измерения с наименованием счетчик газа Гранд, следовательно, на балансе организации нет объекта, на улучшение технических характеристик которого, были направлены понесенные расходы, соответственно у организации нет объекта, характеристики которого изменены (улучшены) в результате произведенных расходов.
Необходимо учитывать, что все права на техническую и конструкторскую документацию, охраняемую в режиме ноу-хау разработанную, приобретенную или иным образом полученную в результате работ по созданию счетчиков газа Гранд, а также само средство измерения, принадлежат разработчику и собственнику ООО НПО "Турбулентность Дон".
Соответственно стоимость заявленных ООО НПП "Турбулентность Дон". но договору с СКТБ работ по модернизации СИ, подлежит учету в качестве расходов у собственника модернизируемого объекта средства измерения с наименованием счетчик газа Гранд. ООО НПО "Турбулентность Дон", при условии признания собственником рациональности произведенных расходов, либо собственник ООО НПО "Турбулентность Дон" согласившись с необходимостью улучшения показателей работы собственного имущества.- средства измерения с наименованием счетчик газа Гранд, компенсирует затраты по НИОКР произведенные ООО НПП "Турбулентность Дои", т.к. улучшение технических характеристик проведено средствам измерения, собственником которых является ООО НПО "Турбулентность Дои".
Согласно пункту 5 статьи 262 НК РФ, если в результате произведенных расходов на НИОКР организация (ООО НПО "Турбулентность Дон") получило исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пункте 3 статьи 257 НК РФ. данные права признаются нематериальными активами организации, и собственник не отчуждал право собственности другой организации (ООО НПП "Турбулентность Дон").
В договоре коммерческой концессии N 24 от 04.03.2014 года заключенным между ООО НПП "Турбулентность Дон" и ООО НПО "Турбулентность Дон", в Дополнительном соглашении N 1 от 05.03.2014 г. к договору коммерческой концессии N 24 от 04.03.2014 года не предусмотрено несение расходов по усовершенствованию СИ организацией пользующейся правами на производство оборудования.
Напротив, пунктом 3.2.5 Договора коммерческой концессии N 24 от 04.03.2014 года оговорен порядок обеспечения соответствия качества производимых на основе Договора товаров, качество аналогичных товаров, производимых непосредственно Правообладателем.
Таким образом, учет расходов связанных с улучшением работы оборудования, модернизацией, изменением тех. процессов может вести исключительно юридическое лицо имеющее на своем балансе объект к которому применяются изменения, и которое обладает правом собственности на модернизируемые объекты.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что принятое управлением решение является правомерным, в связи с чем в удовлетворении заявления ООО НПП "Турбулентность-Дон" отказано обоснованно.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2020 по делу N А53-30649/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30649/2019
Истец: ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ТУРБУЛЕНТНОСТЬ-ДОН"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы России по Ростовской области