город Ростов-на-Дону |
|
05 июня 2020 г. |
дело N А53-43665/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.,
судей Шимбаревой Н.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лавриновой Т.Г.
при участии:
от Южной оперативной таможни: представитель Антипенко М.И. по доверенности от 13.01.2020 (путем присоединения к веб-конференции),
рассмотрев в онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БИОДОБАВКИ" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2020 по делу N А53-43665/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Биодобавки" ИНН 3443929076, ОГРН 1143443013075 к Астраханской таможне, Южной оперативной таможне о признании незаконными и отмене постановлений от 10.09.2019 о привлечении к административной ответственности N 10311000-812/2019, N 10311000-814/2019, N 10311000-816/2019, N 10311000-818/2019, N 10311000-820/2019, N 10311000-822/2019 и решений ЮОТ от 11.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Биодобавки" (далее - заявитель, общество, ООО "Биодобавки") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Астраханской таможне, Южной оперативной таможне о признании незаконными и отмене постановлений от 10.09.2019 о привлечении к административной ответственности N 10311000-812/2019, N 10311000-814/2019, N 10311000-816/2019, N 10311000-818/2019, N 10311000-820/2019, N 10311000-822/2019 и решений ЮОТ от 11.11.2019 по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2020 по делу N А53-43665/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2020 по делу N А53-43665/2019, общество с ограниченной ответственностью "БИОДОБАВКИ" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необоснованно отказал обществу в применении положений ст. 2.9 КоАП РФ. Податель жалобы указывает, что данное конкретное правонарушение не причинило и не могло причинить серьезного ущерба и не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям. Апеллянт указывает, что отказывая заявителю в применении в отношении него в качестве наказания предупреждения, судом первой инстанции не рассмотрен возможность снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного ч. 1 ст. 17.7.13 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Астраханская таможня просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Южной оперативной таможни посредством проведения онлайн-заседания в режиме веб-конференции поддержал правовую позицию по спору.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2020 по делу N А53-43665/2019 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Южной оперативной таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.07.2019 ООО "Биодобавки" была заполнена статистическая форма учета перемещения товаров (далее - СФ, статформа), заверенная электронной подписью заявителя ООО "Биодобавки" - Никитина Анна Александровна, содержащая сведения об экспортных операциях в августе, сентябре, октябре, ноябре 2018 года.
Согласно указанной СФ товар N 1 "Мука рыбная кормовая (ПР64)" по коду товара ЕТН ВЭД ЕАЭС 2301200000 в августе 2018 года был вывезен ООО "Биодобавки" (400075, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, проезд Таймырский (РП Гумрак тер.), дом 4, офис 5) в адрес ТОО "Айс" (030600, Казахстан, Актюбинская обл., с. Саржансай, улица Актобе, дом 1 "г") общей стоимостью 780 000 рублей, общим весом 20 тонн, по следующим документам: договор N 43/07 от 23.07.2018, счет на оплату N 139 от 23.07.2018, товарная накладная N 139 от 06.08.2018 договор N 43/07 от 23.07.2018, счет на оплату N 139 от 23.07.2018, товарная накладная N 139 от 06.08.2018.
Согласно указанной СФ товар N 1 "Мука рыбная кормовая (ПР60)" по коду товара ЕТН ВЭД ЕАЭС 2301200000 в сентябре 2018 года был вывезен ООО "Биодобавки" (400075, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, проезд Таймырский (РП Гумрак тер.), дом 4, офис 5) в адрес ТОО "Pet Food KZ" (041600, Казахстан, Алматинская обл., с. Бельбалук, улица К. Абдыгулова, дом 119) общей стоимостью 690 000 рублей, общим весом 20 тонн, по следующим документам: договор N 46/09 от 12.09.2018, счет на оплату N 167 от 12.09.2018, счёт на оплату N 173 от 24.09.2018, товарная накладная N 164 от 14.09.2018, товарная накладная N 173 от 28.09.2018.договор N 46/09 от 12.09.2018 г., счёт на оплату N 167 от 12.09.2018, счет на оплату N 173 от 24.09.2018, товарная накладная N 164 от 14.09.2018, товарная накладная N 173 от 28.09.2018.
Согласно указанной СФ товар N 1 "Мука рыбная кормовая (ПР64)" по коду товара ЕТН ВЭД ЕАЭС 2301200000 в сентябре 2018 года был вывезен ООО "Биодобавки" (400075, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, проезд Таймырский (РП Гумрак тер.), дом 4, офис 5) в адрес ТОО "Айс" (030600, Казахстан, Актюбинская обл., с. Саржансай, улица Актобе, дом 1 "г") общей стоимостью 780 000 рублей, общим весом 20 тонн, по следующим документам: договор N 43/07 от 23.07.2018, счет на оплату N 154 от 21.08.2018, товарная накладная N 158 от 03.09.2018 договор N 43/07 от 23.07.2018 г., счет на оплату N 154 от 21.08.2018, товарная накладная N 158 от 03.09.2018.
Согласно указанной СФ товар N 1 "Мука рыбная кормовая (ПР64)" по коду товара ЕТН ВЭД ЕАЭС 2301200000 в октябре 2018 года был вывезен ООО "Биодобавки" (400075, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, проезд Таймырский (РП Гумрак тер.), дом 4, офис 5) в адрес ТОО "Айс" (030600, Казахстан, Актюбинская обл., с. Саржансай, улица Актобе, дом 1 "г") общей стоимостью 780 000 рублей, общим весом 20 тонн, по следующим документам: договор N 50/10 от 22.10.2018, счет на оплату N 190 от 22.10.2018, товарная накладная N 188 от 29.10.2018 договор N 50/10 от 22.10.2018 г., счет на оплату N 190 от 22.10.2018, товарная накладная N 188 от 29.10.2018.
Согласно указанной СФ товар N 1 "Мука рыбная кормовая (ПР64)" по коду товара ЕТН ВЭД ЕАЭС 2301200000 в октябре 2018 года был вывезен ООО "Биодобавки" (400075, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, проезд Таймырский (РП Гумрак тер.), дом 4, офис 5) в адрес ТОО "Айс" (030600, Казахстан, Актюбинская обл., с. Саржансай, улица Актобе, дом 1 "г") общей стоимостью 780 000 рублей, общим весом 20 тонн, по следующим документам: договор N 43/07 от 23.07.2018 г., счет на оплату N 176 от 25.09.2018, товарная накладная N 174 от 03.10.2018 договор N 43/07 от 23.07.2018, счет на оплату N 176 от 25.09.2018, товарная накладная N 174 от 03.10.2018.
Согласно указанной СФ товар N 1 "Мука рыбная кормовая (ПР64)" по коду товара ЕТН ВЭД ЕАЭС 2301200000 в ноябре 2018 года был вывезен ООО "Биодобавки" (400075, Россия, Волгоградская обл., г. Волгоград, проезд Таймырский (РП Гумрак тер.), дом 4, офис 5) в адрес ТОО "Айс" (030600, Казахстан, Актюбинская обл., с. Саржансай, улица Актобе, дом 1 "г") общей стоимостью 780 000 рублей, общим весом 20 тонн, по следующим документам: договор N 50/10 от 22.10.2018, счет на оплату N 204 от 12.11.2018, товарная накладная N 201 от 15.11.2018.договор N 50/10 от 22.10.2018, счет на оплату N 204 от 12.11.2018, товарная накладная N 201 от 15.11.2018.
На основании графика представления статистических форм в таможенный орган за отчетный период за август 2018 года должна быть представлена заявителем в таможенный орган не позднее 12.09.2018 за сентябрь 2018 года должна быть представлена заявителем в таможенный орган не позднее 10.10.2018, за октябрь 2018 года должна быть представлена заявителем в таможенный орган не позднее 13.11.2018, за ноябрь 2018 года должна быть представлена заявителем в таможенный орган не позднее 12.12.2018.
Однако только после выявления таможенным органом факта не представления в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, обществом была подана статистическая форма учета перемещения товаров тем самым, данная статформа представлена с нарушением установленного срока.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Биодобавки" протоколов об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
10.09.2019 и.о. заместителя начальника Астраханской таможни, рассмотрев протокол об административном правонарушении и иные доказательства по делу, вынес постановления N 10311000-812/2019, N 10311000-814/2019, N 10311000-816/2019, N 10311000-818/2019, N 10311000-820/2019, N 10311000-822/2019, привлечении ООО "Биодобавки" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 с назначением административного штрафа в размере 20 000 руб. по каждому постановлению.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество обжаловало их в Южную оперативную таможню.
11.11.2019 заместитель начальника Южной оперативной таможни, рассмотрев жалобы общества вынес решения N N 10314000/131 ю/189А, 10314000/131 ю/190А, 10314000/131 ю/191 А, 10314000/131 ю/192А, 10314000/131 ю/193А 10314000/131 ю/194А, которыми постановления Астраханской таможни оставлены без изменения, а жалобы общества без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлениями и решениями, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Биодобавки" обратилось в суд с заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляет несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Таможенные органы по своему административно-правовому статусу являются правоохранительными структурами, то есть относятся к силам обеспечения национальной безопасности.
Приоритетной задачей таможенных органов является обеспечение экономической безопасности государства как важнейшей составляющей национальной безопасности. Таможенное дело, таможенная политика находятся в прямой зависимости от экономических интересов государства, обеспечивая реализацию государственной экономической и внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечения ее безопасности, а также пополнение государственного бюджета.
Важной сферой, формирующей структуру, динамику и устойчивость национальной экономики, является внешнеторговая деятельность, на которую в настоящее время значительное влияние оказывают операции, осуществляемые в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протоколу о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами -членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с Перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19 декабря 2016 года N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Согласно статье 277 Федерального закона от 03.08.2018 N 289 - ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N 289 - ФЗ) таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через Государственную границу Российской Федерации, содержащихся в таможенных декларациях и иных документах, Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, в соответствии с частью 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289 - ФЗ.
Частью 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289 - ФЗ установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами -членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Согласно пункту 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявитель является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения как лицо, которое заключило сделку, в соответствии с которой товары вывозятся из РФ на территорию государства -члена ЕАЭС.
Согласно части 1 статьи 276 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Союза, ЕАЭС) и специальную таможенную статистику.
Согласно статье 24 договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014) (далее - договор) в целях эффективного функционирования и развития Союза формируется официальная статистическая информация Союза.
Порядок формирования и распространения официальной статистической информации Союза определяется приложением N 4 к договору.
В соответствии с пунктом 3 Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Союза (приложение N 4 к договору) в целях обеспечения государств - членов и Комиссии ЕАЭС официальной статистической информацией о товарах, перемещаемых между государствами - членами во взаимной торговле, уполномоченные органы осуществляют ведение статистики взаимной торговли товарами с другими государствами - членами.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами -членами Евразийского экономического союза" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС, в соответствии с которыми определены порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС, статистическая форма и правила ее заполнения (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами -членами ЕАЭС осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Согласно пункту 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы.
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Согласно пункту 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 276 Закона N 289-ФЗ установлено, что статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС. Частью 1 статьи 278 Закона N 289-ФЗ установлено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами -членами ЕАЭС ведется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, установлена для российских лиц, которые заключили сделку либо от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки на российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности выводов Астраханской таможни о нарушении заявителем требований пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.12.2016 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза" и наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен, поскольку обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений прав и законных интересов заявителя при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, производство по делу об административном правонарушении велось в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель просит суд применить положения статьи 2.9 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Статьей 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно знать не только о существовании обязанностей отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административные правонарушения с формальными составами не могут быть признаны малозначительными, так как существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил при перемещении товаров через таможенную границу. Безразличное отношение юридического лица к принятой на себя публично-правовой обязанности в сфере соблюдения таможенных правил свидетельствует о существенной угрозе охраняемым законом интересам.
Имея реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, Заявитель не проявил в должной степени заботливости и осмотрительности и не предпринял всех мер по исполнению возложенной на него действующим таможенным законодательством обязанности, в связи с чем было допущено нарушение пресекательных сроков предоставления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Одновременно с этим в частях 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 постановления N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении общества к требованиям публично-правовых норм и интересам государства.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совершенное обществом правонарушение, квалифицируемое по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано малозначительным.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который, при вынесении решения о привлечении к административной ответственности, последние обязан учитывать.
Как следует из материалов дела, общество ранее (в течение одного года) не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, что свидетельствует о наличии смягчающего вину обстоятельства.
При назначении административного наказания таможенным органом в качестве меры административной ответственности избран административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи в сумме 20 000 руб.
Рассмотрев доводы о применении положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности в данном случае применения положений указанной статьи, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно материалам дел об административных правонарушениях, статистические формы были представлены в таможенный орган со значительным нарушением установленного срока, что рассматривается судом в качестве существенного нарушения, имеющего высокую степень опасности для охраняемых общественных отношений в области формирования информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Также судом принято во внимание то обстоятельство, что по факту представления статистических форм с нарушением установленного срока за различные периоды в отношении общества было возбуждено 6 дел об административных правонарушениях, что, по мнению суда, является обстоятельством, исключающим назначение административного наказания в виде предупреждения, так как цель административного наказания не будет достигнута.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования заявителя к Астраханской таможне, Южной оперативной таможне о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания от 10.09.2019 по делам об административных правонарушениях, о признании незаконными решений от 11.11.2019 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2020 по делу N А53-43665/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Н.В. Шимбарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-43665/2019
Истец: ООО "БИОДОБАВКИ"
Ответчик: АСТРАХАНСКАЯ ТАМОЖНЯ, Южная оперативная таможня