г. Санкт-Петербург |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А56-58498/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Медведевой И.Г., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца: Попов Е.В. по доверенности от 25.12.2019;
от ответчика: Кольчугина М.Н. по доверенности от 11.12.2019;
от АО "Теплосеть Санкт-Петербурга": Галкин С.В. по доверенности от 31.12.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-4055/2020, 13АП-4057/2020) ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" и ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 по делу N А56-58498/2019, принятое
по иску ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1"
к ООО "Жилкомсервис N 3 Центрального района"
о взыскании,
третьи лица: Жилищный комитет, Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, АО "Теплосеть Санкт-Петербурга",
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (ОГРН 1057810153400; Санкт-Петербург, пр-кт Добролюбова, д.16, корп.2А, пом.54Н; далее - Компания) обратилось в суд с исковым заявлением, с учетом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Центрального района" (Санкт-Петербург; пр.Суворовский, 60; ОГРН 1089847185746; далее - Общество) с иском о взыскании 31 919 447 руб. 42 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, теплоносителя, потребленных в период с января по декабрь 2018 года.
Определением суда от 19.09.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет (Санкт-Петербург, пл.Островского, д.11), Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, ул.Садовая, 14/52, лит.А), Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, пер.Антоненко, д.4), акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга" (Санкт-Петербург, ул.Бассейная, 73, к.2, лит.А).
Решением суда от 26.12.2019 с Общества в пользу Компании взыскано 27 253 771 руб. 04 коп. задолженности, 15 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 26.12.2019, Компания и Общество обратились с апелляционными жалобами.
Компания в жалобе просит отменить решение суда в части отказа во взыскании с ответчика 4 665 676 руб. 38 коп., ссылается на то, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Податель жалобы указывает на то, что на территории Санкт-Петербурга применительно к спорному периоду (январь - декабрь 2018 года) отсутствовал установленный для истца двухкомпонентный тариф на горячую воду для группы потребителей "население". Тарифное регулирование отношений, связанных с поставкой тепловой энергии, с 01.01.2011 выведено из регулирования тарифов организаций жилищно-коммунального комплекса. На территории Санкт-Петербурга, в соответствии с пунктами 1.2, 2.2 Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 20.12.2017 N 240-р, наряду с тарифами на горячую воду для населения в руб./куб.м, также установлены тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемую населению, в руб./Гкал. Компания указывает на то, что в рамках спорного договора теплоснабжения не осуществляет поставку в многоквартирные дома горячей воды, как коммунального ресурса на нужды горячего водоснабжения, истец осуществляет поставку в многоквартирные дома тепловой энергии, теплоносителя, необходимых ответчику для оказания последним коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению потребителям (гражданам). Истец не располагает информацией об объеме горячей воды, предъявленной ответчиком к оплате потребителям (индивидуальные приборы учета плюс норматив потребления горячей воды по помещениям без индивидуальных приборов учета); коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, теплоносителя измеряет общее количество тепловой энергии в Гкал, поставленной на все нужды, в том числе отопления и горячего водоснабжения; таким образом, по мнению заявителя, в данном случае имеются все основания для применения абзаца 5 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Общество в апелляционной жалобе просит изменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт, в котором отказать Компании во взыскании 13 650 969 руб. 90 коп., ссылаясь на то, что истцом вместо подлежащего применению тарифа по горячему водоснабжению в руб. за куб.м., применен тариф в руб. за Гкал. Податель жалобы указывает на то, что фактом, подтверждающим нарушения качества коммунальной услуги, является "Отчет (акт) о потреблении тепловой энергии и теплоносителя", составленный сторонней организацией и принятый Компанией. Общества ссылается на то, что вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери тепловой энергии в этих сетях. По мнению ответчика, истцом не доказано, что тепловые потери возникли на сетях, как составной части общего имущества многоквартирного дома.
В отзыве Компания просит оставить без удовлетворения апелляционную жалобу ответчика.
Ответчик в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в объяснениях ссылается на то, что без обеспечения постоянной циркуляции теплоносителя по контуру ГВС исполнитель коммунальных услуг не может обеспечить надлежащее качество коммунальной услуги по горячему водоснабжению, предоставляемой гражданам, предъявление исполнителю коммунальных услуг к оплате объема тепловой энергии, зафиксированного ОДПУ, является правомерным и обоснованным.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2020 N 269 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121" суд апелляционной инстанции изменил дату судебного заседания по рассмотрению апелляционных жалоб.
В судебном заседании податели жалоб поддержали доводы своих жалоб.
Третьи лица надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) 01.09.2008 заключили договор теплоснабжения в горячей воде N 5502 (далее - Договор), согласно которому энергоснабжающая организация обеспечивает подачу абоненту через присоединительную сеть тепловой энергии в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границы, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать режим ее потребления.
Расчеты за энергию производятся по дифференцированному тарифу. Энергоснабжающая организация ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным, выписывает и направляет в банк абонента платежный документ, содержащий плату за потребленную в расчетном месяце энергию, при этом сумма платежного документа уменьшается на сумму оплаченного авансового платежа за расчетный месяц. Платежные документы оплачиваются абонентом в срок до 25 числа месяца, в котором выставлен платежный документ (раздел 5 Договора).
Во исполнение условий Договоров Компания в период с января 2018 года по декабрь 2018 года поставило Обществу тепловую энергию на сумму 31 919 447 руб. 42 коп.
Поскольку оплата поставленного энергоресурса ответчиком не произведена, Компания обратилась в суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылается на то, что по спорному периоду, а именно с 01.01.2018 по 31.12.2018, им заявлены разногласия по начислениям в размере 16 073 288 руб. 87 коп. в связи с определением количества (объема) потребленных энергоресурсов в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, теплоносителя, исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и применением соответствующих тарифов для населения руб./куб.м.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета об ее фактическом потреблении.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Услугами по теплоснабжению в горячей воде в данном случае обеспечивалось население жилых домов, в связи с чем к правоотношениям сторон применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила N 354).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с абзацем 8 пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения. Между сторонами имеется спор по вопросу определения объема тепловой энергии, потребленной на нужды горячего водоснабжения, и размера платы за горячее водоснабжение.
В соответствии с абзацем первым пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб.м. в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб.м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7(1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб.м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному уполномоченным органом для оплаты одного куб.м горячей воды.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного уполномоченным органом для населения для оплаты одного куб.м. горячей воды.
Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая положения пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Общество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Общество обязанность по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 364-р Компании установлены тарифы в сфере теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы: одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга (в руб. /Гкал), льготные одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга (в руб. /Гкал), а также средневзвешенный тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга (в руб. /Гкал).
Одноставочные тарифы на тепловую энергию и средневзвешенный тариф на горячую воду установлены с учетом стоимости теплоносителя.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2016 N 249-р на 2017 год установлены тарифы на тепловую энергию (в руб. /Гкал) для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемую гражданам, и тарифы на горячую воду (в руб. /куб. м), поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой горячего водоснабжения.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) (формула 24 того же приложения).
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. Указанная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232.
Из материалов дела следует, что объем тепловой энергии, необходимый для подогрева 1 куб.м холодной воды составляет 0,06 Гкал при использовании открытой системы горячего водоснабжения.
Этот же показатель использовался Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга при утверждении тарифов на горячую воду (руб. /куб. м).
С учетом данного обстоятельства абзац пятый пункта 42.1 Правил N 354, на который ссылается Компания, регулирующий выбор способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (ГВС) в случае, когда узел учета тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и ГВС, учитывает общий объем (количество) тепловой энергии, к правоотношениям сторон применению не подлежит.
В данном случае, предъявленная к взысканию задолженность рассчитана Компанией с нарушением порядка определения платы за горячую воду, поставленную ресурсоснабжающей организацией в многоквартирные жилые дома в целях оказания соответствующей коммунальной услуги, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал во взыскании 4 665 676 руб. 38 коп.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика на ненадлежащее качество коммунальных услуг по горячему водоснабжению, тепловые потери на сетях, поскольку в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены соответствующие доказательства, подтверждающие данные возражения.
Правилами N 354 определен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктом 108 Правил N 354 в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Согласно пункту 109 Правил N 354 по окончании соответствующей проверки составляется акт проверки. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами. Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных названными Правилами параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 Правил. Данным пунктом в случае возникновения спора предусмотрено право заинтересованных лиц определить порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги, а также право инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителями государственной жилищной инспекции Российской Федерации и общественного объединения потребителей. Указанным представителям исполнитель обязан передать по экземпляру акта повторной проверки.
В данном случае Обществом не был соблюден порядок установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, установленный Правилами N 354.
При невыполнении Обществом мероприятий по фиксации нарушения суд апелляционной инстанции не признает отчеты (акты) о потреблении тепловой энергии и теплоносителя в качестве надлежащего доказательства наличия оснований для освобождения ответчика от оплаты услуг теплоснабжения. Суд также принимает во внимание факт отсутствия в материалах дела доказательств обращения в аварийно-диспетчерскую службу в спорный период. Контррасчет ответчика составлен на основании отчетов теплопотребления, которые являются недопустимыми доказательствами и не содержат почасовых показаний температуры горячей воды.
Ответчиком документально не подтвержден контррасчет задолженности в сумме 706 939 руб. 74 коп., поскольку тепловые потери начислялись истцом в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче энергии, теплоносителя, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 N 325. В силу пунктов 2, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в рассматриваемом случае участки внутридомовых тепловых сетей, расположенные между точкой раздела балансовой принадлежности абонента и узлом учета, являются общедомовым имуществом многоквартирного дома. Ответчик не опроверг, что узлы учета в спорных многоквартирных домах размещены не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, а на расстоянии от нее внутри дома, в связи с чем истец начислил стоимость потерь по показаниям приборов учета.
Возражения ответчика о необоснованном взыскании 104 227 руб. 95 коп. задолженности по оплате тепловой энергии в связи с перерасчетами за коммунальную услугу по горячему водоснабжению отклоняются, поскольку коллективные приборы учета тепловой энергии фиксируют фактическое количество потребленных многоквартирными домами энергоресурсов с учетом временного отсутствия потребителей. Завышение количества потребленной тепловой энергии на сумму 160 283 руб. 61 коп. документально не подтверждено.
При изложенных обстоятельствах обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, правовые основания для его отмены или изменения не установлены. Апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 по делу N А56-58498/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58498/2019
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 3 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА"
Третье лицо: АО "ТЕПЛОСЕТЬ СПБ", Жилищный комитет, Комитет по тарифам СПб, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга