г. Ессентуки |
|
5 июня 2020 г. |
Дело N А61-2120/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 05.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Макаровой Н.В., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия совхоз "Бесланский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания в лице конкурсного управляющего Мусалавовой Савгат Крымсолтановны на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.12.2019 по делу N А61-2120/2019, принятое по заявлению Республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия совхоз "Бесланский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания в лице конкурсного управляющего Мусалавовой Савгат Крымсолтановны (ОГРН 1021500945784, ИНН 1511001454) к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500576426, ИНН 1502008943) о признании незаконным бездействия и об обязании заключить договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:55, 15:03:0010802:56, 15:03:0030303:17, при участии представителя Республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия совхоз "Бесланский" - Арслановой С.Н. (доверенность от 01.04.2020), в отсутствие других участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий Республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия "Бесланский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания Мусалалова С.К. (далее - конкурсный управляющий) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений в РСО-Алания (далее - министерство) о признании незаконным бездействия в виде незаключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:55, 15:03:0010802:56, имеющие следующие адресные ориентиры: РСО-Алания, район Правобережный, северо-западнее г. Беслан; об обязании заключить договоры аренды.
В ходе рассмотрения спора заявитель уточнил требования, просил признать незаконными бездействия и обязать заключить договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:51 (с учетом изменения площади земельного участка), 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:55 (с учетом площади земельного участка равного 21 352 кв.м.), 15:03:0010802:56, 15:03:0030303:17 (с учетом изменения площади земельного участка).
Определением суда первой инстанции от 08.10.2019 уточненные требования приняты к производству в порядке статьи 49 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Аликова З.Т., Дзугутов Т.Н., Хубашвили О.А., администрация местного самоуправления Правобережного района РСОАлания, администрации местного самоуправления Новобатакоевского сельского поселения, ОАО "МРСК СК".
Решением суда от 30.12.2019 уточненные требования конкурсного управляющего удовлетворены частично. Признаны незаконными бездействия Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания, выразившееся в незаключении с Республиканским государственным сельскохозяйственным предприятием совхоз "Бесланский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:56. Суд обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Республиканского государственного сельскохозяйственного предприятия совхоз "Бесланский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания путем заключения в месячный срок с момента вступления в законную силу решения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:56. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, принадлежащие третьим лицам, предприятие не обращалось с заявлением о формировании земельных участков, необходимых для использования испрашиваемых участков, исключая площадь объектов недвижимости, в связи с чем основания для признания незаконными бездействия министерства, выразившиеся в непереоформлении права бессрочного пользования на право аренды земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:56 отсутствуют.
Не согласившись с принятым решением суда, конкурсный управляющий обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 30.12.2019 в части и принять в обжалуемой части по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апеллянт считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части незаконным и необоснованным, так как спорные земельные участки сформированы из земельного участка, предоставленного предприятию решением АМС Правобережного района РСО-Алания от 24.05.1999 N 540 на праве постоянного (бессрочного) пользования (выдан государственный акт от 25.05.1999 N 744). В соответствии с данными ЕГРН на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности РСО-Алания. Поскольку на спорных земельных участках находятся объекты недвижимости, принадлежащие предприятию на праве хозяйственного ведения, право постоянного (бессрочного) пользования подлежит переоформлению на право аренды той части земельного участка, которая исключает площадь земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими третьим лицам.
ОАО "МРСК СК" представило отзыв на апелляционную жалобу, в которой просило решение суда в части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, государственное сельскохозяйственное предприятие совхоз "Бесланский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания (далее - предприятие) является юридическим лицом. Имущество, приобретенное предприятием в результате его хозяйственной деятельности, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и является государственной собственностью РСО-Алания (пункты 2 и 9 устава совхоза, утвержденного 05.03.1999).
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 19.06.2013 признаны обоснованными требования ОАО "Агропромсервис" о признании совхоза несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура наблюдения на срок до 17.12.2013.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 14.07.2014 в отношении совхоза введена процедура конкурсного производства на срок до 15.01.2015. В процессе проведения мероприятий конкурсного производства, с целью выявления имущества должника, в соответствии со статьей 129 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", конкурсным управляющим было выявлено следующее.
18.11.2015 была осуществлена инвентаризация государственного имущества, числящаяся за предприятием, о чем составлен акт инвентаризации имущества предприятия, утвержденный министерством 29.01.2016.
Согласно акту предприятие не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. В реестре государственного имущества РСО-Алания значатся земельные участки, в том числе расположенные северо-западнее г. Беслан, площадью 21,163 га и севернее г. Беслан, площадью 7,1772 га. Выявлено, что государственное имущество частично продано, но договоры купли-продажи или иные документы не представлены; остальное имущество частично разрушено и непригодно к реконструкции и восстановлению (пункты 1, 8 акта). В реестр государственного имущества РСО-Алания включены земельные участи общей площадью 735,59 га. Земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости (далее - ЕГРН) земельные участки с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:55, 15:03:0010802:56 поставлены на кадастровый учет 21.04.2014.
На земельные участки РСО-Алания зарегистрировало право собственности 07.08.2014.
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 01.08.2017 по делу N А61-1183/2013 конкурсным управляющим совхоза утверждена Мусаловава С.К.
С целью разрешения вопроса о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды с согласия кредиторов конкурсный управляющий заключила договоры с кадастровым инженером Дзантиевым Л.С. (номер регистрации в государственном реестре кадастровых инженеров -2983) о составлении актов обследования земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:55, 15:03:0010802:56 от 21.09.2018.
Актами установлено, что на земельных участках 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:55 обнаружены различные объекты капитального строительства, а земельные участки 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:56 свободны от объектов капитального строительства.
15.03.2018 конкурсный управляющий обратилась в министерство с заявлением N 77 о заключении договоров аренды указанных земельных участков, а также земельного участка с кадастровым номером 15:03:0030303:17 без проведения торгов. К заявлению были приложены документы, предусмотренные пунктом 34 Перечня документов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.01.2015 N 1. Министерством документы получены, о чем свидетельствует отметка на заявлении 15.03.2018.
В адрес конкурсного управляющего поступил ответ министерства от 16.04.2018 N 672, в котором указано, что рассмотрение вопроса о предоставлении в аренду спорных земельных участков возможно после установления правообладателей объектов капитального строительства, принадлежащих на праве собственности третьим лицам.
Конкурсным управляющим с целью подтверждения сведений, содержащихся в актах обследования от 21.09.2018 получено заключение другого кадастрового инженера ООО "Кадастр" Авлохова А.Р. от 08.11.2018 N 33, в котором изложенные в актах сведения нашли также свое подтверждение.
06.02.2019 конкурсный управляющий повторно обратился с заявлением N 672 о заключении договоров аренды спорных земельных участков без проведения торгов, сославшись на акты обследования спорных земельных участков, заключение кадастрового инженера от 08.11.2018 N 33 и выписки из ЕГРН, опровергающие выводы министерства о принадлежности объектов капитального строительства третьим лицам.
В ответе от 25.02.20129 N 396 министерство указало на необходимость представления заверенных копий документов, подтверждающих право хозяйственного ведения предприятия на объекты капитального строительства.
Не согласившись с бездействием министерства, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, конкурсный управляющий обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По правилам части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 ЗК РФ).
Предприятие обратилось с заявлениями о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки на право аренды к уполномоченному органу - собственнику земельных участков.
В силу пункта 11 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в части 2 статьи 39.9 ЗК РФ.
Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен в статье 39.14 ЗК РФ.
В части 6 статьи 27 ЗК РФ установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции, действующей с 01.03.2015) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу ЗК РФ, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
В силу пункта 1 статьи 20 и пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ и пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, право постоянного (бессрочного) пользования землей может быть переоформлено только на право аренды.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
При этом данная норма не препятствует реализации субъектам, владеющим на праве постоянного (бессрочного) пользования такими землями, в том числе и под объектами недвижимости, права на приобретение земельного участка в собственность или в аренду при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.
Сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения предусматривается также в специальных нормах параграфа 3 главы 9 "Банкротство сельскохозяйственных организаций" Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при осуществлении банкротства сельскохозяйственных организаций, в частности, в статье 179 Закона о банкротстве для сельскохозяйственной организации установлены особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственной организации, направленные прежде всего на сохранение целевого использования земель сельскохозяйственного назначения.
Исходя из норм гражданского и земельного законодательства, а также Закона о банкротстве в целях продажи сельскохозяйственного государственного предприятия-банкрота как имущественного комплекса по правилам статьи 179 Закона о банкротстве право постоянного бессрочного пользования такого государственного предприятия на земельные участки, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения, входящие в состав имущественного комплекса, в том числе занятые объектами недвижимости, закрепленными за должником на праве хозяйственного ведения, может быть переоформлено на право аренды.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда РСО-Алания от 14.07.2014 в отношении предприятия введена процедура конкурсного производства на срок до 15.01.2015.
Впоследствии срок неоднократно продлевался. Процедура банкротства предприятия осуществляется по правилам, предусмотренным параграфом 3 главой 9 Закона о банкротстве как в отношении сельскохозяйственной организации.
В рамках конкурсного производства предполагается продажа предприятия как единого имущественного комплекса в соответствии с положениями статьи 179 Закона о банкротстве с целью сохранения созданного производственного комплекса.
Апелляционным судом из материалов дела установлено, что государственный акт от 25.05.1999 N 744 выдан откормочному совхозу "Бесланский" Правобережного района РСО-Алания на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 985 га.
Постановлением главы АМСУ Правобережного района РСО-Алания от 09.09.1999 N 873 предприятие переименовано в государственное сельскохозяйственное предприятие совхоз "Бесланский" Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания.
Распоряжением министерства от 28.12.2012 N 800 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 15:03:0010802, расположенного по адресу: РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, площадью 211163 кв.м.
Как следует из кадастровых дел объектов недвижимости, представленных ФГБУ "ФКП Росреестра" по РСО-Алания по запросу суда первой инстанции, 15.03.2013 на основании заявления министерства земельный участок с кадастровым номером 15:03:0010802:19 поставлен на кадастровый учет.
Указанный земельный участок расположен в кадастровом квартале 15:03:0010802, адрес: РСО-Алания, Правобережный район, северо-западнее г. Беслан, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
На основании государственного акта на право пользования землей от 25.05.1999 N 744 зарегистрировано право собственности РСО-Алания на земельный участок с кадастровым номером 15:03:0010802:19.
30.06.2014 распоряжением N 213 в соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ министерство произвело раздел земельного участка с кадастровым номером 15:03:0010802:19, из которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами 15:03:0010802:48, 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:55, 15:03:0010802:56.
Из выписок из ЕГРН по состоянию на 15.10.2019 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:55, 15:03:0010802:56 поставлены на кадастровый учет 21.04.2014.
На земельные участки 07.08.2014 РСО-Алания зарегистрировала право собственности. В пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:56 объекты капитального строительства не расположены.
Выписки из ЕГРН не содержат сведений о регистрации права собственности третьих лиц на объекты недвижимости, расположенные в пределах границ земельного участка с кадастровым номерами 15:03:0010802:49. Однако из решения Правобережного районного суда РСО-Алания от 16.12.2013 по делу N 2-624/13, свидетельства о государственной регистрации права от 12.04.2014 N 15-15-03/075/2014-270, от 13.04.2014 N 15-15-03/075/2014-271, выписки из ЕГРН на здание с кадастровым номером 15:03:0010102:275, актов обследования кадастрового инженера от 20.02.2019 следует, что на указанном земельном участке расположен объект недвижимого имущества (нежилое здание, телятник) с кадастровым номером 15:03:0010102:275, принадлежащий Аликовой З.Т.
В пределах границ земельного участка с кадастровым номером 15:03:0010802:51, площадью 5699 кв.м. расположен объект недвижимости с кадастровым номером 15:03:0010802:63 (жилой дом, площадью 62,9 кв.м.), который на праве собственности принадлежит Хубашвили О.А., что подтверждается свидетельством от 04.11.2016 N 15- 15/003-15/003/126/2016-227/1.
Кроме того в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 15:03:0010802:55 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 15:03:0010801:3, общей площадью 1005 кв.м. (нежилое здание, свинарник), который также принадлежит Аликовой З.Т. на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 09.12.2019, актом обследования от 20.02.2019. На указанном земельном участке расположены и другие объекты недвижимости с кадастровыми номерами 15:03:0010802:42, 15:03:0010802:43, 15:03:0010802:44, 15:03:0010802:45, на которые 31.07.2008 зарегистрировано право собственности Дзугутова Т.Н., о чем совершены записи 15-15- 05/041/2008-391- 15-15-05/041/2008-394. Выписка из ЕГРН содержит запись о выделении 14.11.2017 земельного участка с кадастровым номером 15:03:0010802:70, право собственности на который зарегистрировано за Тадтаевой К.Г.
В соответствии с распоряжением министерства от 20.12.2013 N 612 на основании обращения ГУП совхоз "Бесланский" был произведен раздел земельного участка, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта на право пользования землей от 10.11.1981 серия А-1 N 930979 на два земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером 15:03:0030303:17, площадью 715100 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером 15:03:0030303:17 относится категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, поставлен на кадастровый учет 04.12.2013, расположен по адресу: РСО-Алания, Правобережный район, северо-восточнее с. Новый Батако.
Как следует из акта административного обследования объекта земельных отношений от 08.11.2019, составленного Управлением Росреестра по РСО-Алания, 07.02.2014 зарегистрировано право собственности РСО-Алания, что подтверждается записью 15-15- 03/003/2014-261.
На основании решения расширенного заседания правления совхоза "Батакоюртский" от 15.03.1991, решения исполкома Ново-Батакоюртского сельского Совета народных депутатов от 15.03.1991 и решения исполкома Правобережного Совета народных депутатов от 15.04.1991 N 2 были изъяты у совхоза и переданы Ново-Батакоюртскому сельскому Совету.
В границах спорного земельного участка располагается объект сотовой связи, площадью 50 кв., право собственности на который не возникло, источник питьевого водоснабжения населенного пункта, незавершенный строительством объект промышленного назначения, а также из него образован земельный участок с кадастровым номером 15:03:0030303:26.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 15:03:0030303:26 принадлежит на праве собственности Цаболову А.А.. На спорном земельном участке ведется выпас общественного скота граждан.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании предприятия и являются частью имущественного комплекса. Земельные участки с кадастровыми номерами 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:56 свободны от прав третьих лиц на объекты недвижимости, расположенные в пределах границ указанных земельных участках. В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные обстоятельства не препятствуют переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 15:03:0010802:50, 15:03:0010802:54, 15:03:0010802:56 на право аренды. Судебный акт в данной части не обжалуется. Конкурсный управляющий обжалует решение суда первой инстанции в части отказа в признании бездействия незаконным, выразившееся в отказе заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55, 15:03:0030303:17.
Судом первой инстанции установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности третьим лицам: Аликовой З.Т., Дзугутову Т.Н, Хубашвили О.А. Самостоятельные земельные участки под объектами недвижимости собственниками объектов недвижимости, не сформированы.
На указанных земельных участках какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие предприятию, в ЕГРН не значатся. Доказательства того, что у предприятия имеются объекты недвижимости на праве хозяйственного ведения, расположенные на указанных земельных участках также не представлены.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 4 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этого здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства.
Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 39.20, пункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ, а также учитывая, что на земельных участках с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Аликовой З.Т., Дзугутову Т.Н, Хубашвили О.А., а также учитывая, что конкурсный управляющий не обращался за формированием земельных участков, исключающих площадь, занимаемую объектами недвижимости, принадлежащих Аликовой З.Т., Дзугутову Т.Н, Хубашвили О.А., апелляционная коллегия полагает, что в отношении данных земельных участков отсутствуют предусмотренные действующим законодательством основания для предоставления предприятию в аренду испрашиваемых земельных участков.
Апеллянт ссылается на то, что уточнил требования и просил предоставить в аренду земельные участки в размере площади, исключающей площадь, занимаемую объектами недвижимости, принадлежащих Аликовой З.Т., Дзугутову Т.Н, Хубашвили О.А., в связи с этим у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в требованиях в указанной части. Апелляционная коллегия судей полагает данный довод необоснованным ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий обратился с заявлениями в министерство о предоставлении в аренду без торгов, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55, без исключения площади, занимаемой объектами недвижимости, принадлежащих третьим лицам. Министерство в ответ на заявления конкурсного управляющего указало, что рассмотрение вопроса о предоставлении в аренду спорных земельных участков возможно после установления правообладателей объектов капитального строительства, принадлежащих на праве собственности третьим лицам. Кроме того, в ответе от 25.02.20129 N 396 министерство указало на необходимость представления заверенных копий документов, подтверждающих право хозяйственного ведения предприятия на объекты капитального строительства.
Учитывая, что конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с требованиями о признании бездействий министерства, выразившиеся в незаключении договоров аренды на спорные земельные участки незаконными и на стадии обращения в министерство не просил предоставить земельные участки площадью, исключающей площадь, занимаемую объектами недвижимости третьих лиц, земельные участки с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55 при обращении с соответствующим заявлением о предоставлении их в аренду не сформированы в площади, исключающей площадь, занимаемую объектами недвижимости и необходимой для эксплуатации данных объектов, апелляционный суд полагает, что бездействия министерства в рассматриваемой ситуации отсутствуют.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 15:03:0030303:17 (с учетом изменения площади земельного участка) судом первой инстанции установлено, что по результатам проверки Управления Росреестра по РСОАлания данный земельный участок изъят для муниципальных нужд, на земельном участке осуществляется выпас скота муниципального поселения. На указанном земельном участке также отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие предприятию.
В соответствии с пунктом 23 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный коллегия судей полагает, что отказ министерства в предоставлении названного земельного участка в аренду соответствует положениям пункта 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности решения суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 15:03:0010802:49, 15:03:0010802:51, 15:03:0010802:55, 15:03:0030303:17.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Решение суда первой инстанции в обжалованной части соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.12.2019 по делу N А61-2120/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2120/2019
Истец: ГСП совхоз "Бесланский", РГСП совхоз "Бесланский"
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-А
Третье лицо: Администрация местного самоуправления Новобатакоевского сельского поселения, Администрация местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания, Аликова Зина Теозовна, Амс Правобережного Района, АМС Правобережного района РСО-А, Дзугутов Т Н, ПАО " МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА", Хубашвили О. А., Мусалавова Савгат Крымсолтановна
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7316/2021
26.05.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-636/20
05.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-636/20
30.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-2120/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-2120/19