город Омск |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А46-22571/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3466/2020) индивидуального предпринимателя Степановой Людмилы Григорьевны на решение Арбитражного суда Омской области от 25.02.2020 по делу N А46-22571/2019 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Степановой Людмилы Григорьевны (ИНН 550700838516, ОГРН 312554301700118) к Администрации Ленинского административного округа города Омска (ИНН 5505012857, ОГРН 1035509001395), обществу с ограниченной ответственностью "Капитал-строй" (ИНН 5503166731, ОГРН 1165543079349, место нахождения: 644033, Омская область, город Омск, улица Ф.И.Тютчева, дом 2, квартира 3), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, Администрации г. Омска о признании незаконными действий и восстановлении нарушенного права,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Степановой Людмилы Григорьевны - Cяглов М.О. по доверенности от 26.11.2019 N 55АА 2290482 сроком действия три года;
от Администрации Ленинского административного округа города Омска - Терехова Н.В. по доверенности от 28.10.2019 сроком действия один год;
от Администрации г. Омска - Дымура М.В. по доверенности от 28.06.2019 N 03-3186 сроком действия один год;
от Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска - Арцер О.В. по доверенности от 23.08.2019 N 22 сроком действия один год;
от общества с ограниченной ответственностью "Капитал-строй" - Назаров С.К. по доверенности от 31.12.20019 сроком действия до 31.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Степанова Людмила Григорьевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании действий Администрации Ленинского административного округа города Омска (далее - администрация ЛАО г. Омска, администрация округа), общества с ограниченной ответственностью "Капитал-строй" (далее - ООО "Капитал-строй", общество) по установке торгово-остановочного комплекса (далее - ТОК) по адресу: г. Омск, просп. К. Маркса, д. 91, ООТ "Железнодорожный вокзал", совершенных с нарушением определенных конкурсной документацией сроков установки ТОК, незаконными.
В качестве способа восстановления нарушенного права ИП Степанова Л.Г. просила суд возложить на администрацию округа и общество обязанность по демонтажу установленных ТОК по адресу: г. Омск, просп. К. Маркса, д. 91, ООТ "Железнодорожный вокзал".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства администрации г. Омска, администрации г. Омска (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.02.2020 по делу N А46-22571/2019 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Возражая против принятого по делу решения, предприниматель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что одним из мест установки ТОК является адрес: г. Омск, проспект К. Маркса, дом 91, ООТ "Железнодорожный вокзал". Конкурсной документацией, примененной при обеспечении процедуры размещения ТОК, закреплены сроки установки ТОК по адресу: г. Омск, проспект К. Маркса, дом 91, ООТ "Железнодорожный вокзал". Приложение N 1 к конкурсной документации "Предмет конкурса (лот) с указанием номеров и адресного ориентира мест размещения ТОК" N п/п 59-63, N в схеме НТО 725-728, адресные ориентиры ТОК - проспект К. Маркса, дом 91, ООТ "Железнодорожный вокзал" (ТОК), период установки ТОК - апрель, май 2022 года. В ходе судебного заседания, по мнению подателя апелляционной жалобы, установлены обстоятельства совершения оспариваемых действий в нарушение установленных параметров размещения ТОК.
В письменных отзывах на жалобу администрация ЛАО г. Омска, администрация г. Омска, Департамент городского хозяйства администрации г. Омска и ООО "Капитал-строй" просили оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ИП Степановой Л.Г. поддержаны доводы поданной жалобы. Представители администрации округа, администрации города, департамента и общества возразили против удовлетворения жалобы, просили оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменные отзывы на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 31.03.2017 администрацией округа проведен аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта. По лоту N 6 разыгрывалось место для размещения НТО площадью 22,5 кв. м, специализация - общественное питание, местоположение объекта: проспект К. Маркса, дом 91. В соответствии с аукционной документацией уточнений расположения нестационарного торгового объекта в виде приоритетности фактической дислокации по указанному выше адресу, а также создание иных приоритетных условий не предусматривалось.
В соответствии с протоколом N 20 победителем данного аукциона по лоту N 6 признана ИП Степанова Л.Г., с которой 13.04.2017 заключен договор N 459-А-637 на размещение нестационарного торгового объекта. По условиям данного договора ей передано место для размещения нестационарного торгового объекта по адресу: проспект К. Маркса, дом 91 сроком на 5 лет.
Впоследствии по результатам проведенного 12.07.2019 конкурса по продаже права на заключение договоров на размещение торгово-остановочных комплексов на территории города Омска, администрацией округа были заключены договоры с победителем конкурса - ООО "Капитал-Строй" (л.д. 55-90). В соответствии с конкурсной документацией местоположение ТОК определено вблизи адресного ориентира: г. Омск, проспект Карла Маркса, дом 91. По условиям конкурса установка НТО осуществляется не позднее 30 дней с момента начала действия договора на размещение НТО.
Заявив о том, что действия ответчиков противоречат документации о проведении конкурса по продаже права на заключение договоров на размещение торгово-остановочных комплексов на территории города Омска, предприниматель обратилась в суд с настоящими требованиями.
Заявление ИП Степановой Л.Г. оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, с чем предприниматель не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ, статья 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 2 Федерального закона N 381-ФЗ нестационарным торговым объектом признается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Одним из критериев отнесения объектов к нестационарным объектам (движимому имуществу) согласно нормам гражданского законодательства является возможность свободного перемещения указанных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению. Нестационарный торговый объект не является недвижимым имуществом и не связан с земельным участком. В свою очередь, земельный участок может быть признан объектом земельных отношений в том случае, если он сформирован, его границы описаны и удостоверены в установленном законом порядке, и данный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
В силу статьи 17 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (Федеральный закон N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска утверждена постановлением администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п.
Постановлением администрации г. Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" с учетом изменений, внесенных постановлением администрации города Омска от 18.04.2019 N 313-п, введено понятие торгово-остановочных комплексов, представляющих собой вид нестационарных объектов, размещенных на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта, состоящий из одного или двух павильонов, конструктивно объединенных и выполненных в едином архитектурно-художественном решении с остановочным навесом. При этом остановочный навес может представлять собой как открытую, так и закрытую конструкцию, оборудованную обогревательными элементами.
Указанным выше постановлением администрации г. Омска предусматривается, что на остановках общественного транспорта размещаются торгово-остановочные комплексы (ТОК).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ). В силу части 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Нестационарные торговые объекты, в отношении которых заключены договоры на размещение таковых, остаются на своих местах до истечения срока действия соответствующих договоров (правовых оснований размещения НТО).
Из заявления и апелляционной жалобы предпринимателя следует, что по результатам аукциона но продаже права на заключение договора на размещение НТО на территории ЛАО г. Омска (протокол от 31.03.2017 N 20) с предпринимателем заключен договор от 13.04.2017 N 459-А-637 на размещение НТО на срок 5 лет с местоположением в г. Омске, пр-кт К. Маркса, д. 91.
Заявителем отмечено, что при участии в аукционе учитывалось расположение места НТО, а именно - первая линия для покупателя и фактическая дислокация (местоположение) места НТО.
Вместе с тем, в рамках иных правоотношений по размещению НТО впоследствии решением департамента городского хозяйства администрации города Омска о проведении конкурса по продаже права на заключение договоров на размещение торгово-остановочных комплексов на территории города Омска, оформленным приказом департамента городского хозяйства администрации города Омска от 03.06.2019 N 73 "О проведении конкурса по продаже права на заключение договоров на размещение торгово-остановочных комплексов на территории города Омска", определены основные требования и условия участия в конкурсе, а также определены места размещения ТОК. Одним из мест установки ТОК закреплен адрес: г. Омск, проспект К. Маркса, дом 91, ООТ "Железнодорожный вокзал". Конкурсной документацией закреплены сроки установки ТОК по адресу: г. Омск, проспект К. Маркса, дом 91, ООТ "Железнодорожный вокзал".
Согласно приложению N 1 к конкурсной документации "Предмет конкурса (лот) с указанием номеров и адресного ориентира мест размещения ТОК" N п/п 59-63, N в схеме НТО 725-728, адресные ориентиры ТОК - проспект К. Маркса, дом 91, ООТ "Железнодорожный вокзал" (ТОК), период установки ТОК - апрель, май 2022 года.
По мнению заявителя, данный период установки ТОК определен за пределами срока действия договора от 13.04.2017 N 459-А-637, заключенного с ИП Степановой Л.Г.
Согласно доводам предпринимателя фактически в октябре 2019 года администрация ЛАО г. Омска заключила договор на размещение торгово-остановочных комплексов по адресу: г. Омск, проспект К. Маркса, дом 91, ООТ "Железнодорожный вокзал" с ООО "Капитал-Строй" как победителем конкурса по продаже права на заключение договоров на размещение торгово-остановочных комплексов на территории города Омска и санкционировала начало строительства ТОК по указанному адресу.
С указанными обстоятельствами заявитель связывает нарушение его прав и охраняемых законом интересов.
Частью 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права. Согласно части 1 статьи 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Приведенные положения процессуального законодательства предполагают возможность судебной защиты нарушенного права, что должно выразиться в фактическом восстановлении правовой сферы обратившегося в суд субъекта.
Оценив доводы предпринимателя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о том, что в настоящем случае какими-либо действиями администрации города и округа, департамента или общества допущено нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Постановлением администрации города Омска от 16.05.2019 N 367-п "О порядке организации и проведения конкурсов по продаже права на заключение договоров на размещение торгово-остановочных комплексов на территории города Омска" установлены требования к содержанию извещения о проведении конкурса.
Указание на сроки размещения на территории города торгово-остановочных комплексов в конкурсной документации никакими нормативными актами не предусмотрено, равно как и не ограничено, и указываются для лица - участника конкурса, которым истец не являлся. Фактически и юридически при размещении объектов стороны договора на размещение торгово-остановочного комплекса, заключенного по итогам конкурса, руководствуются положениями договора, которые отсылают к положениям постановления 1812-п, обозначенным выше.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в соответствии с приказом директора департамента городского хозяйства Администрации города Омска от 03.06.2019 N 73 "О проведении конкурса по продаже права на заключение договоров на размещение торгово-остановочных комплексов на территории города Омска", 03.06.2019 в газете "Третья столица" департаментом городского хозяйства администрации города Омска и на официальном сайте администрации города Омска опубликована информация о том, что 12.07.2019 в 15:00 часов в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 16.05.2019 N 367-п будут проводиться торги по продаже права на заключение договоров на размещение торгово-остановочных комплексов на территории города Омска. Документация о проведении конкурса размещена на официальном сайте администрации города Омска 03.06.2019.
Согласно приложению N 1 в предмет конкурса (лот) включены 174 торгово-остановочных комплекса, начальная цена платы на право заключения договора на размещение торгово-остановочного комплекса составляет 13 230 063 руб., размер задатка составляет - 44 100 063 руб.
К участию в конкурсе допущен и признан участником ООО "Капитал-Строй", в связи с чем на основании пункта 29 конкурсной документации конкурс признан несостоявшимся, администрациям округов предписано заключить договоры на размещение ТОК с ООО "Капитал-Строй" как с единственным участником.
Во исполнение условий конкурса 07.08.2019 между администрацией округа и ООО "Капитал-Строй" заключены договоры N 729-А-725, N 729-А-726, N 729-А-727, N 729-А-728 на размещение торгово-остановочного комплекса на территории Ленинского административного округа г. Омска.
На территории города Омска срок установки ТОК, как на то указано в конкурсной документации, определен в пределах периода с 2019 по 2023 годы. Требования к размещению торгово-остановочных комплексов, в том числе по срокам, установлены в постановлении от 23.12.2014 N 1812-п.
В соответствии с пунктом 46.1 постановления N 1812-п установка торгово-остановочного комплекса осуществляется:
1) не позднее 30 дней с момента заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта типа киоск, павильон, торговая галерея и торгово-остановочный комплекс;
2) не позднее 30 дней со дня подписания акта приема-передачи места нестационарного торгового объекта типа киоск, павильон, торговая галерея и торгово-остановочный комплекс в случаях, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 46 настоящего Порядка.
Акт приема-передачи подписывается сторонами договора на размещение нестационарного торгового объекта:
1) в день заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в случае отсутствия на месте размещения нестационарного торгового объекта незаконно размещенного или самовольно размещенного нестационарного торгового объекта;
2) не позднее 5 рабочих дней с момента освобождения места размещения нестационарного торгового объекта от незаконно размещенного или самовольно размещенного нестационарного торгового объекта;
3) не позднее 5 рабочих дней с момента освобождения места размещения нестационарного торгового объекта при прекращении (расторжении) договора на размещение нестационарного торгового объекта, действующего на момент заключения договора на размещение торгово-остановочного комплекса.
Как пояснила в судебном заседании администрация округа, остановочный пункт "Железнодорожный вокзал", имеющий адресный ориентир г. Омск, пр. К.Маркса, д. 91, являлся свободным, в связи с чем, подлежало передаче на основании договора обществу для размещения ТОК.
Судом апелляционной инстанции усматривается, что заключенные по результатам конкурса договоры на размещение НТО являются действительными, в установленном законом порядке ни результаты конкурса, ни данные договоры не оспорены.
По состоянию на момент заключения договоров на размещение торгово-остановочного комплекса администрация округа и общество действовали в соответствии с действующими нормативными правовыми актам.
В соответствии с пунктом 8 приказа Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов" в схему размещения нестационарных торговых объектов могут вноситься изменения в порядке, установленном пунктами 2-7 приказа N 28. Каких-либо запретов на установление нескольких мест нестационарных торговых объектов относительно одного адресного ориентира приказ N 28 не содержит. При этом из материалов дела следует и подателем апелляционной жалобы не опровергается то обстоятельство, что размещенный на основании договора от 13.04.2017 N 459-А-637 нестационарный торговый объект ИП Степановой Л.Г. по адресному ориентиру: г. Омск, пр. К.Маркса, д. 91, с момента его установки не перемещался, в результате оспариваемых действий администрации ЛАО г. Омска и ООО "Капитал-строй" не изменен и не демонтирован, правовые основания его размещения не прекратились, в связи с чем права предпринимателя не нарушены. Иное не усматривается из материалов дела и не обосновано заявителем со ссылкой на доказательства и фактические обстоятельства.
Размещение же обществом ТОК в связи с заключением по результатам конкурентной процедуры договоров не противоречит действующим в сфере спорных отношений нормативным правовым актам муниципального образования (г. Омск), в том числе - в части сроков совершения таких действий.
С учетом изложенного заявление предпринимателя обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения. Доводы апелляционной жалобы заявителя не свидетельствуют о наличии оснований для несогласия с решением, принятым по настоящему делу.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Степановой Людмилы Григорьевны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 25.02.2020 по делу N А46-22571/2019 - без изменения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Степановой Людмиле Григорьевне из федерального бюджета 2 850 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 17.03.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-22571/2019
Истец: ИП СТЕПАНОВА ЛЮДМИЛА ГРИГОРЬЕВНА
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА, ООО "КАПИТАЛ-СТРОЙ"
Третье лицо: Администрация г. Омска, Департамент городского хозяйсива Администрации г. Омска