г. Санкт-Петербург |
|
06 июня 2020 г. |
Дело N А42-12389/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вторая управляющая+" (регистрационный номер 13АП-9360/2020) на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.02.2020 по делу А42-12389/2019 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вторая управляющая+"
к Управлению коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации города Апатиты Мурманской области
об оспаривании предписания от 04.09.2019 N 99
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вторая управляющая+" (далее - заявитель, Общество, ООО "Вторая управляющая+") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании предписания Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации города Апатиты (далее - Управление, административный орган) от 04.09.2019 N 99.
В ходе рассмотрения дела Общество уточнило заявленные требования и просило признать незаконным предписание от 04.09.2019 N 99 в части пунктов 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7.
Уточнение заявленных требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 13.02.2020 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ООО "Вторая управляющая+" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 13.02.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что перечисленные в оспариваемых пунктах предписания работы носят характер капитального ремонта. Также податель жалобы ссылается на неисполнимость оспариваемого предписания, полагает, что приведенный в предписании перечень работ является неопределенным. Кроме того, по мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание, что косметический ремонт подъезда N 3 (на отдельных участках) был выполнен в августе-сентябре 2019, что подтверждается представленными заявителем фотографиями.
Во исполнение постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821 суд апелляционной инстанции определением от 28.04.2020 изменил дату судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы на 02.06.2020.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Вторая управляющая+" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Мурманская область, г.Апатиты, ул. Дзержинского, д. 8, на основании договора управления от 01.03.2015 N Дз8/2015-04/1.
В связи с обращением гражданина, проживающего в спорном МКД, содержащим сведения о нарушении Обществом лицензионных требований при управлении МКД, на основании приказа от 29.08.2019 N 292, Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества, в ходе которой выявлены нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N170 (далее - Правила N 170), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 (далее - Правила N 491), в том числе:
- на лестничной клетке в подъезде N 3 указанного многоквартирного дома поверхности стен, потолков, лестничных маршей окрашены мелоклеевой и масляной краской, на данных поверхностях наблюдаются следы вандальных действий в виде закопчения от поджогов спичек, пожара, надписи, отслоение, растрескивание штукатурного и окрасочного слоя, следы старых, сухих протечек с крыши дома, с водостока. Влажные следы протечек на момент проверки отсутствуют;
- между первым и вторым этажами жителями подъезда самовольно установлена металлическая конструкция, преграждающая свободный проход на вышерасположенные этажи. Выявлено частичное отсутствие полнотелых пластиковых поручней из ПВХ. Перила окрашены, наблюдается истирание окрасочного слоя;
- тамбурная дверь деревянная, двупольная, обита декоративной рейкой, наблюдается истирание окрасочного слоя, самозакрывающееся: устройство (пружина) имеется в наличии, имеются сколы на основании полотен (по низу), по периметру дверного проема наблюдается поврежденная отслоившаяся штукатурка;
- окна деревянные, наблюдается истирание окрасочного слоя, запирающие устройства (шпингалеты) отсутствуют, окна закрыты на саморезы, открывающая фурнитура (ручки) отсутствует, нарушений в остеклении не выявлено. На трубе водостока (проходящему по подъезду) нарушена изоляция;
- почтовые ящики металлические, окрашенные, горизонтальные с четырьмя ячейками, в количестве 4 секций, наблюдаются истирание окрасочного слоя, следы поджога, выявлены незначительные механические повреждения деформации металла на дверцах квартир, дверца у пустующей ячейки сломана, у дверец ячеек квартир N N 31, 32, 39, 40, 41, 43 замки владельцами не установлены.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 04.09.2019 N 280 с приложением материалов фотофиксации.
По результатам проверки Обществу было выдано предписание от 04.09.2019 N 99 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, которым Обществу предписано, в том числе:
- выполнить с 1 по 5 этажи включительно текущий косметический ремонт лестничной клетки и тамбурного отсека подъезда N 3 с выполнением окраски всех конструктивных элементов (поручни, перила, окна, двери, эл. щитки, приборы отопления и т.д.) и с учетом того, что окрашенные поверхности должны иметь глянцевую или матовую однотонную поверхность (пункт 1.1);
- выполнить установку пластиковых поручней из ПВХ (или деревянных, с последующей покраской поручней, перил) (пункт 1.3);
- выполнить ремонт тамбурной двери (полотен) или замену (пункт 1.4);
- установить на окнах запирающие устройства (шпингалеты, ручки, убрать саморезы) ( пункт 1.5);
- выполнить изоляцию водостока, проходящего по лестничной клетке подъезда (пункт 1.6);
- выполнить ремонт деформированных и отсутствующих дверец почтовых ящиков квартир с последующей окраской почтовых ящиков и восстановлением нумерации или провести замену секций почтовых ящиков (пункт 1.7).
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 16 статьи 161 ЖК РФ установлено, что лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Разделом II Правил N 170 регламентирована организация технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонта. В частности, техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Как следует из материалов дела, ООО "Вторая управляющая+" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Мурманская область, г.Апатиты, ул. Дзержинского, д. 8, на основании договора управления. Таким образом, Общество как управляющая организация обязано выполнять требования Правил N 170.
Приложением N 7 к Правилам 170 предусмотрен перечень работ относящихся к текущему ремонту в том числе, оконные и дверные заполнения смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений, восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, балконов, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей, внутренняя отделка - восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещениях, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах
В силу пункта 3.2.2. Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурновлажностный режим на лестничных клетках.
Пунктом 3.2.3. Правил N 170 предусмотрено, что окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок.
Согласно пункту 3.2.8 Правил N 170 окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пункт 3.2.9 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 4.3.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; звукоизоляцию; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Согласно пункту 4.3.2. Правил N 170 местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития.
Пунктом 4.7.5 Правил N 170 установлено, что поврежденную и отслоившуюся по периметру дверных проемов штукатурку следует восстанавливать, а на полу устанавливать дверной останов с необходимым зазором между дверью и стеной.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В соответствии с пунктом 11 Перечня N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, относится проверка состояния внутренней отделки, при наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 13 Перечня N 290 к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, относятся проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме. При выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 18 Перечня N 290 к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, относится в том числе, контроль состояния и восстановление исправности элементов внутреннего водостока.
Таким образом, в силу приведенных положений Правил N 170 и Перечня N 290 устранение перечисленных в оспариваемых пунктах предписания от 04.09.2019 N 99 нарушений относится к планово-предупредительному текущему ремонту, обеспечивающему нормативные условия для проживания, и направлено на поддержание надлежащего содержания общего имущества с целью безопасного проживания. В силу вышеуказанных положений Общество, как управляющая организация, обязано было систематически осуществлять выявление нарушений и повреждений отделки лестничной клетки, тамбурной двери, окон, водостока, разработать план восстановительных работ и провести восстановительные работы.
Факт нарушения Обществом вышеприведенных требований Правил N 170, установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 04.09.2019 N 280 с приложением материалов фотофиксации.
Обществом не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что все перечисленные в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 предписания от 04.09.2019 N 99 работы относятся к работам капитального характера. Более того, в Перечне услуг и работ по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме (Приложение к договору управления от 01.03.2015) прямо поименованы ремонт и укрепление входных дверей, замена входных дверей, установка и укрепление ручек и шпингалетов на оконных и дверных заполнениях, подготовка систем водостоков к сезонной эксплуатации. В Приложении N 4 к договору управления от 01.03.2015 в Перечне работ по текущему ремонту также указаны мелкий ремонт оконных и дверных заполнений, установка дверей, частичная замена и укрепление металлических перил, частичное восстановление штукатурки стен и потолков отдельными местами, частичное восстановление водоэмульсионного покрытия стен.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "г" пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом, следует отметить, что исходя из содержания части 7 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. В оспариваемом предписании не указано на необходимость проведения Обществом работ именно капитального характера. Право выбора способа выполнения предписания предоставлено Обществу в соответствии с возложенными на него обязанностями по управлению многоквартирным домом.
Вопреки доводам подателя жалобы, в материалы дела не представлены надлежащие доказательства того, что до выдачи предписания Обществом проводился ремонт подъезда N 3 спорного МКД (договоры, акты выполненных работ в материалы дела не представлены; фотографии, на которые ссылается Общество не могут быть признаны надлежащим доказательством проведения ремонта в подъезде, учитывая установленные в ходе проверки 04.09.2019 нарушения). Доказательства того, что управляющая организация инициировала общее собрание собственников по вопросу текущего или капитального ремонта, также отсутствуют. Представленное в материалы дела уведомление о внеочередном собрании собственников помещений спорного МДК датировано 30.12.2019, то есть уже после вынесения оспариваемого предписания. Устранение части нарушений после проведения проверки и вынесения предписания от 04.09.2019 N 99 не свидетельствует о его недействительности.
Довод Общества о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым ввиду отсутствия конкретики и четких формулировок по выполнению определенных действий был рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
Как усматривается из материалов дела, в акте проверки от 04.09.2019 N 280, а также в оспариваемом предписании указаны выявленные в ходе проверки нарушения и установлены требования об устранении данных нарушений, в том числе путем приведения ремонта; требования предписания от 04.09.2019 N 99 направлены на устранение конкретных выявленных в ходе проверки нарушений, отраженных в акте проверки от 04.09.2019 и оспариваемом предписании.
По мнению апелляционного суда, оспариваемое Обществом предписание от 04.09.2019 N 99 отвечает критериям определенности и исполнимости; содержание оспариваемого предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения для устранения выявленных Управлением нарушений Правил N 170 и Перечня N 290 со стороны Общества. Само по себе несогласие заявителя с выявленными нарушениями не является основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание Управления от 04.09.2019 N 99 не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на Общество не предусмотренных законом обязанностей и вынесено при наличии достаточных оснований, в связи с чем оснований для признания предписания от 04.09.2019 N 99 в части пунктов 1.1, 1.3 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 недействительным не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Вторая управляющая+" требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 13.02.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Вторая управляющая+" не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобе подлежат оставлению на заявителе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13 февраля 2020 года по делу N А42-12389/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вторая управляющая+" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-12389/2019
Истец: ООО "ВТОРАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ+"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области