г. Пермь |
|
02 июня 2020 г. |
Дело N А71-705/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, открытого акционерного общества "Удмуртнефть",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 06 марта 2020 года
по делу N А71-705/2020, принятое судьей Калининым Е.В.
по заявлению Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
(ИНН 5902290459, ОГРН 1025900533229)
к открытому акционерному обществу "Удмуртнефть"
(ИНН 1831034040, ОГРН 1021801147774)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества "Удмуртнефть" (далее - общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 марта 2020 года Открытое акционерное общество "Удмуртнефть" привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 53000 руб.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, административное производство в отношении общества прекратить.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что в проектную документацию на объект капитального строительства: "Киенгопское н/м. Обустройство после бурения. Куст 58. 2 этап", прошедшую государственную экспертизу, обществом были внесены изменения, связанные с исключением раздела "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" (далее - СМИС), ссылаясь на положения части 15.2 статьи 48, частей 3.8, 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, считает, что после внесения изменений в проектную документацию экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводится. Письмом от 30.08.2019 ГУ МЧС по УР подтвердило, что исключено обязательное требование о разработке в проектной документации раздела СМИС.
Административным органом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. До начала судебного заседания в суде апелляционной инстанции обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соответствия выполненных работ требованиям Градостроительного кодекса РФ, технических регламентов, иных нормативных правовых актов на основании распоряжения от 01.10.2019, заявителем выявлены нарушения при строительстве объекта капитального строительства "Киенгопское н/м. Обустройство после бурения. Куст 58. 2 этап", которые отражены в акте проверки от 09.10.2019 N 88/ГСН-19, на основании которого 09.10.2019 было выдано предписание N 88/435-19 об устранении выявленных нарушений в срок до 09.12.2019.
На основании распоряжения от 27.11.2019 управлением проведена внеплановая проверка по объекту капитального строительства Киенгопское н/м. Обустройство после бурения. Куст 58. 2 этап" (далее - объект капитального строительства) с целью проверки выполнения ранее выданного предписания от 09.10.2019 N 88/435-19.
По результатам проверки установлено, что ОАО "Удмуртнефть" предписание от 09.10.2019 N 88/435-19 не исполнено, не выполнены мероприятия по созданию СМИС по объекту капитального строительства "Киенгопское н/м. Обустройство после бурения. Куст 58. 2 этап", а именно не организована установка датчиков о технологических процессах, системе жизнеобеспечения, безопасности, противопожарной защиты объекта (нефтесборный нефтепровод, выкидные линии, ГЗУ) и поступление сигналов СМИС (предупредительных; аварийных; сигналов, передаваемых от системы телемеханики).
Результаты проверки оформлены актом проверки от 12.12.2019 N 120/ГСН-19.
16.12.2019 административным органом отправлено извещение о явке 30.12.2019 для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 16).
30.12.2019 уполномоченным лицом управления в отношении ответчика в присутствии представителя общества составлен протокол N 92/ГСН-19 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении общества к административной ответственности направлены в арбитражный суд, к подведомственности которого в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.
Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения и привлек его к административной ответственности в виде штрафа в размере 53 000 рублей.
Повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
Согласно ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В части 6 статьи 52 ГрК РФ указано, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу частей 1, 2 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Предметом государственного строительного надзора является, в том числе проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
На основании подпунктов "а", "б" пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК РФ основанием для проведения проверки органом государственного строительного надзора является программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора; истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений (часть 6 статьи 54 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что предписанием от 09.10.2019 N 88/435-19 на ОАО "Удмуртнефть" возложена обязанность устранить нарушения, допущенные при строительстве объекта капитального строительства "Киенгопское н/м. Обустройство после бурения. Куст 58. 2 этап" в частности, выполнить мероприятия по созданию СМИС до 09.12.2019.
Актом проверки от 12.12.2019 N 120/ГСН-19 подтверждается и обществом не оспаривается, что предписание от 09.10.2019 N 88/435-19 не исполнено, не выполнены мероприятия по созданию СМИС по объекту капитального строительства "Киенгопское н/м. Обустройство после бурения. Куст 58. 2 этап", а именно не организована установка датчиков о технологических процессах, системе жизнеобеспечения, безопасности, противопожарной защиты объекта (нефтесборный нефтепровод, выкидные линии, ГЗУ) и поступление сигналов СМИС (предупредительных; аварийных; сигналов, передаваемых от системы телемеханики).
Оспаривания необходимость выполнения ранее выданного предписания Управления, общество ссылается на то, что в проектную документацию на объект капитального строительства были внесены изменения, раздел "СМИС" выделен в отдельный этап строительства; в прохождении повторной государственной экспертизы по проектной документации после внесенных изменений нет необходимости в связи с изменениями, внесенными в статью 49 ГрК РФ (введение в действие с 26.07.2019 части 3.8 указанной статьи).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ N О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера N (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В силу статьи 27 Федерального закона N 68-ФЗ государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418, государственный надзор осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции, при этом должностные лица органов государственного надзора вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Порядок создания СМИС и их информационного сопряжения с органами повседневного управления РСЧС регулируется ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления зданиями и сооружениями", который, как указано в пункте 4 данного ГОСТа, разработан в обеспечение реализации Федерального закона N 68-ФЗ, Постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 24.03.1997 N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера".
Согласно пункту 8 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, в целях настоящего Положения под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.
Согласно проектной документации 256.16.130-П-019.411.000-ИОСЧ-04 структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) является частью раздела проектной документации объекта "Киенгопское нефтяное месторождение. Обустройство после бурения. Куст 58. 2 этап" (том 5.7.2), содержащего мероприятия по гражданской обороне, по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на данном объекте, следовательно, создание СМИС не является отдельным этапом строительства.
Основанием для внесения вышеуказанных изменений (дополнений) в проектную документацию послужило письмо проектной организации - ЗАО "Ижевский нефтяной научный центр" от 09.02.2020 N 2 о том, что изменения, внесенные в проектную документацию соответствуют функциям и задачам СМИС; в проектную документацию внесены изменения, в связи с чем, согласно пункту 3.8 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации может не проводится.
Вместе с тем, согласно пункту 3.9 статьи 49 ГрК РФ, оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 настоящей статьи), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений указанным в настоящей части требованиям.
Однако доказательства произведения Казанским филиалом ФАУ "Главгосэкспертиза России", которым было выдано положительное заключение государственной экспертизы от 02.03.2016 N 0110-16/КГЭ-0768/05 на объект капитального строительства "Киенгопское нефтяное месторождение. Обустройство после бурения. Куст 58. 2 этап", оценки изменений, внесенных в проектную документацию, в материалы дела не представлены.
Таким образом, изменения в проектную документацию, связанные с выделением в отдельные этапы строительства пусковых комплексов, структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС), внесенные в проектную документацию, обоснованно не приняты административным органом.
Доводы ОАО "Удмуртнефть" об отсутствии необходимости для соблюдения требований ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления зданиями и сооружениями", судом отклонены, поскольку указанный ГОСТ разработан в обеспечение реализации Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера"; СМИС создают для предупреждения чрезвычайных ситуаций в целях недопущения потерь, ущерба здоровью людей, материального ущерба в условиях действия дестабилизирующих факторов, а также информационной поддержки принятия решений органами повседневного управления РСЧС по предупреждению и ликвидации аварий (пункт 4.2 ГОСТ Р 22.1.12-2005); положения названного ГОСТа относятся к организациям, чья деятельность связана с рисками причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и наряду с другими нормативными актами устанавливают обязательные требования создания на опасных объектах структурированной системы мониторинга и управления зданиями и сооружениями.
Исходя из данных норм, учитывая, что в соответствии с положительным заключением Государственной экспертизы от 02.03.2016 N 0110-16/КГЭ-0768/05 на объект капитального строительства "Киенгопское нефтяное месторождение. Обустройство после бурения. Куст 58. 2 этап", относится к опасным производственным объектам в связи с обращением опасных веществ (горючих жидкостей и газов), также ведением горных работ при эксплуатации нефтяных скважин, положения ГОСТ Р 22.1.12-2005 о создании СМИС подлежат применению ОАО "Удмуртнефть" при строительстве объекта капитального строительства "Киенгопское нефтяное месторождение. Обустройство после бурения. Куст 58. 2 этап", поскольку такая деятельность опасного производственного объекта связана с рисками причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Представленное ОАО "Удмуртнефть" письмо ГУ МЧС России по УР от 30.08.2019 г. N 1805-3-2-2 о предоставлении исходных данных не освобождает общество от исполнения смонтировать СМИС, так как в указанном письме ОАО "Удмуртнефть" необходимо также предусмотреть мероприятия, направленные на уменьшение риска ЧС на проектируемом объекте и предусмотреть мероприятия по контролю за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями. В том числе проект должен быть разработан в соответствии с ГОСТ Р 55201-2012.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие принятие ОАО "Удмуртнефть" всех зависящих от него мер по исполнению требований законного предписания административного органа, в материалах дела отсутствуют. При этом с учетом вышеизложенных выводов суда, принятые ОАО "Удмуртнефть" меры, направленные на внесение изменений в проектную документацию, не свидетельствуют о принятии необходимых мер по исполнению предписания.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях (бездействии) ОАО "Удмуртнефть" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ОАО "Удмуртнефть" извещено надлежащим образом.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для признания правонарушения малозначительным и для применения статьи 2.9 КоАП РФ, отсутствуют. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 марта 2020 года по делу N А71-705/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильевой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-705/2020
Истец: Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ответчик: ОАО "Удмуртнефть"