город Томск |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А27-26550/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (N 07АП-3099/2020) на решение от 13.02.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26550/2019 (судья Гатауллина Н.Н.), по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 43 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу", г. Кемерово (ОГРН 1024200701843, ИНН 4208009031) к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N18), г. Кемерово (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) о признании недействительным решения от 17.09.2019 N 18000134 в части.
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово, г. Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373),
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 43 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" (далее - заявитель, ФКУ ИК-43 ГУФСИН России, учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 18 (далее - заинтересованное лицо, ГУ-КРОФСС, Фонд, ФСС) о признании недействительным решения от 17.09.2019 N 18000134 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных ФКУ ИК-43 ГУФСИН России в качестве выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами на сумму 167 931,37 руб., в том числе за счет средств работодателя в сумме 14 676,63 руб., за счет средств ФСС в сумме 153 254,74 руб. (требование изложено с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - третье лицо, Инспекция).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.02.2020 заявленные требования удовлетворены, решение ФСС о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 17.09.2019 N 18000134 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных ФКУ ИК-43 ГУФСИН России в качестве выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами на сумму 167 931,37 руб., в том числе за счет средств работодателя в сумме 14 676,63 руб., за счет средств ФСС в сумме 153 254,74 руб. признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в настоящем случае документом, подтверждающим наступления страхового случая, является листок нетрудоспособности, однако, поскольку учреждением не представлено 36 листков нетрудоспособности, у Фонда отсутствовали основания для принятия к зачёту в установленном порядке, спорных расходов.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ФКУ ИК-43 ГУФСИН России и Инспекции поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Фондом проведена выездная проверка ФКУ ИК-43 ГУФСИН России по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт проверки N 18000134 от 14.08.2019 и вынесено решение от 17.09.2019 N 18000134 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно которому не приняты к зачету расходы в общей сумме 237 345,27 руб.
Основанием для непринятия к зачету расходов, в том числе послужило непредставление страхователем к проверке листков нетрудоспособности (перечень листков указан в Таблице N 1, стр. 2, 3, 4 оспариваемого решения) за период с 01.01.2016 по 31.12.2016. Сумма непринятых к зачету расходов в данной части - 167 931,37 руб., в том числе за счет средств работодателя в сумме 14 676,63 руб., за счет средств ФСС в сумме 153 254,74 руб.
Не согласившись с решением Фонда в указанной части, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Фонда не соответствует законодательству РФ о страховых взносах, чем нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 названного Федерального закона).
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования в отношении страхователей.
Условия и порядок выплаты государственных пособий по беременности и родам установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи, в том числе юридические лица, обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ).
Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из части 3 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с частью 4 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном статьей 4.7 названного Закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Следовательно, с учетом изложенных норм права, условиями, необходимыми для возмещения страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию, являются следующие:
- постановка страхователя на учет в соответствующем территориальном отделении Фонда социального страхования, исчисление и уплата страховых взносов;
- наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом;
- наступление страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу, которые должны быть подтверждены документально.
В свою очередь на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Судом установлено, что основанием для непринятия Фондом к зачету спорной суммы расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, послужило непредставление страхователем к проверке листков нетрудоспособности застрахованных лиц за период с января 2016 года по май 2016 года вследствие их утраты.
Вместе с тем, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что утрата листков нетрудоспособности при наличии иных условий для получения застрахованным лицом пособия по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности.
Так, из материалов дела следует, что в ответ на запрос учреждения медицинской организацией представлены сведения по всем выданным листкам нетрудоспособности, с указанием их серий и номеров, а также ФИО работников, которым были выданы листки нетрудоспособности, о периодах их нетрудоспособности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон и имеющиеся в материалах дела документы в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что содержащаяся в представленных документах информация во взаимосвязи позволяет установить наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, факт наступления страховых случаев, периоды временной нетрудоспособности застрахованного лица и несение страхователем соответствующих расходов.
При таких обстоятельствах не обеспечение страхователем сохранности оригиналов листков нетрудоспособности само по себе не могло являться достаточным основанием для принятия Фондом оспариваемого решения о непринятии к зачету расходов.
Действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности либо их дубликатов взамен утраченных.
В случае утраты таких листков правомерность произведенных расходов может быть подтверждена иными документами, включая письма лечебных учреждений, которые в совокупности содержащихся в них сведений подтверждают, что утраченные листки нетрудоспособности действительно выдавались застрахованным лицам и предъявлялись к оплате страхователю.
При наличии такой информации, подтвержденной представленными заявителем документами и позволяющей проверить обоснованность произведенных заявителем расходов на выплату пособий работникам, у Фонда отсутствовали правовые основания для непринятия к зачету расходов учреждения, произведенных на цели обязательного социального страхования в заявленном размере в спорный период.
При этом апелляционной инстанции учитывается аналогичная правовая позиция по рассматриваемому вопросу, изложенная в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2018 N 307-КГ18-14530, от 28.12.2016 N 305-КГ16-17521, от 12.12.2014 N 309-КГ14-5016.
В ходе проверки Фондом не установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии страхового случая, неверном расчете выплаченного пособия или недобросовестности плательщика взносов.
Как верно отметил суд первой инстанции, само по себе нарушение порядка оформления листков временной нетрудоспособности не влечет безусловного вывода о незаконности произведенных выплат по социальному страхованию.
Таким образом, требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и Фондом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, так как Фонд освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.02.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26550/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-26550/2019
Истец: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 43 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области"
Ответчик: ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18
Третье лицо: ИФНС по г.Кемерово