г. Ессентуки |
|
8 июня 2020 г. |
Дело N А25-1835/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О.,
в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 2" (ОГРН 1110917002129, ИНН 0917018859), заинтересованного лица - Управления жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1130917001214, ИНН 0917022799), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 2" (ОГРН 1110917002129, ИНН 0917018859) на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2020 по делу N А25-1835/2019,
УСТАНОВИЛ:
решением от 28.02.2020 принятым по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 2" (далее - заявитель, общество), признано недействительным, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, предписание Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики (далее - управление) от 16.05.2019 N 358 в части обязания общества провести работы по техническому диагностированию внутриквартирного газового оборудования.
Судебный акт мотивирован тем, что согласно подпунктам "а", "в" пункта 7 "Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" утвержденных приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.12.2013 N 613, ООО "УЖХ N 2", являясь управляющей организацией, обязано в установленном порядке заключать договоры на выполнение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования. При этом у заявителя отсутствует обязанность по заключению договора о техническом диагностировании в отношении внутриквартирного газового оборудования, поскольку обязанность по заключению соответствующих договоров лежит на собственниках (пользователях) помещений, в которых размещено такое оборудование.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на несоответствие содержащихся в решении выводов обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. Заявитель считает ошибочным вывод суда о наличии обязанности у общества заключать договоры на выполнение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из обстоятельств дела, на основании распоряжения от 19.03.2019 N 227 управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, на предмет соблюдения обязательных требований жилищного законодательства в части использования и содержания внутридомового газового оборудования в газифицированных многоквартирных домах, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 22.03.2019 N 203.
По результатам рассмотрения материалов проверки управлением выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 22.03.2019 N 203.
Распоряжением от 15.05.2019 в отношении общества назначена внеплановая документарная проверка, с целью проверки исполнения обществом мероприятий (работ) по устранению нарушений, обозначенных в предписании к акту от 22.03.2019.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 16.05.2019.
16.05.2019 обществу выдано предписание, которым на заявителя возложена обязанность проведения работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ).
Управление в соответствии с Положение об Управлении государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики, утвержденным Указом главы Карачаево-Черкесской Республики от 24.04.2015 N 59, является органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано компетентным органом.
Грубых нарушений в ходе проверки, влекущих недействительность ее результатов, управлением не допущено.
Относительно оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из оспариваемого предписания следует, что основанием для его выдачи послужили выявленные в ходе проведения внеплановой документарной проверки нарушения Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410, не проведено техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении газифицированного многоквартирного дома по адресу: г. Черкесск, ул. Фабричная, д. 212.
В качестве мероприятия, подлежащего исполнению, заинтересованным лицом в предписании указано провести техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2, 5).
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Положениями п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "Об утверждении Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению" (далее - Правила) установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Требования п. 8 Правил устанавливает, что работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственников домовладения.
При отсутствии сведений о нормативных сроках эксплуатации, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации, установленных проектной документацией, утвержденных в отношении газопроводов применяется норма проектирования, установленная ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", которая устанавливает в Приложении 3 срок эксплуатации внутридомового газопровода в 20 лет.
Согласно требованиям п. 3.1 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования, Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 N 101 диагностика внутренних газопроводов включает в себя комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, предназначенных для определения: реальных условий эксплуатации газопровода; технического состояния газопровода; остаточного ресурса (продление, сверх нормативного, срока безопасной эксплуатации газопровода) или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода.
В силу п. 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования, Методы диагностирования. МДС 42-1.2000 первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с п. 3.8.5 "Правил безопасности в газовом хозяйстве", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.1998 N 71 производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Согласно пункту 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома является управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
В силу пункта 7 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613 (далее - Правила N 613), заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются: а) в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений; б) в отношении внутридомового газового оборудования в домовладении - собственник домовладения; в) в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенных в многоквартирном доме помещений, в которых размещено такое оборудование.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства обществом (управляющая компания) не заключены договоры со специализированными организациями для осуществления работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования многоквартирного дома.
Факт несоблюдения приведенных норм права, как они отражены в оспариваемом предписании, на момент проверки имели место, зафиксированы в акте проверки, подтверждены материалами проверки, и заявителем должным образом не опровергнуты, что свидетельствует о наличии у заинтересованного лица правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, требования которого направлены на устранение выявленных нарушений.
Проверив содержание предписания, подробно проанализировав требования вышеприведенных нормативных актов, нарушение положений которых вменяется заявителю, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о его законности в этой части.
При этом суд первой инстанции правомерно указал, что в соответствии с подпунктом б пункта 7 Правил N 613 у заявителя отсутствует обязанность по заключению договора о техническом диагностировании в отношении внутриквартирного газового оборудования, поскольку обязанность по заключению соответствующих договоров лежит на собственниках (пользователях) помещений, в которых размещено такое оборудование.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно признано недействительным предписание в части обязания проведения работ по техническому диагностированию внутриквартирного газового оборудования.
В этой связи, принимая во внимание, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, апелляционный суд считает судебное решение законным и обоснованным.
Оценив содержание оспариваемого предписания, апелляционный суд считает, что предписание является исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на прекращение и устранение выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, какая-либо неопределенность относительно изложенных в предписании требований отсутствует.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2020 по делу N А25-1835/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1835/2019
Истец: ООО "УЖХ N2"
Ответчик: Управление государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики
Третье лицо: АО "Газпром газораспределение Черкесск", Управление государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7646/20
08.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1328/20
28.02.2020 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1835/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1835/19