г. Санкт-Петербург |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А56-112708/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей О.В. Горбачевой, Л.П. Загараевой,
при ведении протокола судебного заседания: Л.О. Котельниковым,
при участии:
от заявителя: Е.А. Осипов, доверенность от 26.02.2019;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10261/2020) Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2020 по делу N А56-112708/2019 (судья Синицына Е.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт"
об оспаривании предписания,
заинтересованное лицо - Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее также - заинтересованное лицо, Комитет) об оспаривании предписания от 23.09.2019 N 06-23-13953/19.
Решением арбитражного суда от 31.01.2020 заявление удовлетворено, предписание Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации от 23.09.2019 N 06-23-13953/19 о демонтаже объекта для размещения информации признано недействительным.
Комитет, не согласившись с указанным решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что поскольку до 2009 года действовали Правила размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в Санкт-Петербурге, утвержденные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.1996 N 6, то обязанность по получению разрешения на буквы "ЛУКОЙЛ" возлагалась на Общество со времени реконструкции АЗС в 2009 году.
Заинтересованное лицо также отмечает, что установка и эксплуатация любого объекта для размещения информации допускается только при наличии разрешения, выдаваемого Комитетом, поскольку любой объект для размещения информации оказывает влияние на внешний облик города и на условия жизнедеятельности в нем.
Так как спорный объект для размещения информации установлен без разрешения, предписание Комитета является законным и обоснованным.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу Общество полагает, что судом первой инстанции не было допущено нарушений норм процессуального и материального права, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а также учесть судебные акты по аналогичному делу, делу со схожими обстоятельствами и постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.01.2020.
В судебном заседании присутствовал представитель Общества, который поддержал доводы отзыва, дал пояснения.
Представитель заинтересованного лица, извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.09.2019 Комитетом вынесено предписание N 06-23-13953/19 от 23.09.2019 о демонтаже объекта для размещения информации, установленного, перемещенного или эксплуатируемого без разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации, которым Обществу предписано во исполнение пункта 2.3.5.8.11 Приложения N 3 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961, произвести демонтаж объекта для размещения информации (объемные буквы), установленного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Херсонский проезд, дом 4, литер А, без разрешения на установку (перемещение) объекта для размещения информации, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая недействительным предписание Комитета, установил, что спорная конструкция расположена на территории АЗС, принадлежащей Обществу на праве собственности, размещена непосредственно на конструкции АЗС, что допускается пунктом 3.3 РД 153-39.2-080-01, и является частью навеса - конструктивного элемента АЗС.
Таким образом, размещение на козырьке АЗС надписи "ЛУКОЙЛ" соответствует требованиям законодательства и обычаям делового оборота.
Оценив доводы сторон и исследовав доказательства, представленные в материалы дела, в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее также - Правила N 961), которые вступили в силу с 01.01.2017.
Согласно пунктам 2 и 2.6 Приложения N 2 к Правилам N 961 наружная реклама и информация относится к элементам благоустройства Санкт-Петербурга.
Пунктом 2.6 Приложения N 2 к Правилам N 961 определено, что наружная информация (также - объекты для размещения информации), включает в себя вывески, указатели, меню, пилоны автозаправочных станций, пилоны автодилеров, информационные щиты и стенды, знаки адресации.
Согласно пункту 2.3.5.8.11 Приложения N 3 Правил N 961 установка или перемещение объектов для размещения информации, а равно эксплуатация указанных объектов допускается только при наличии разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Объект для размещения информации, установленный, перемещенный или эксплуатируемый в отсутствие разрешения, подлежит демонтажу на основании предписания, выданного владельцу объекта для размещения информации исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на выдачу такого разрешения.
Демонтаж должен быть осуществлен владельцем в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения предписания.
В случае невыполнения предписания в установленный срок исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, выдавший предписание, обеспечивает принудительный демонтаж объекта для размещения информации.
Согласно Положению о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002, разрешения выдаются Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
Из материалов дела следует, что Комитетом вынесено предписание N 06-23-13953/19 от 23.09.2019, в соответствии с которым Общество обязано в течение 15 календарных дней со дня получения предписания во исполнение пункта 2.3.5.8.11 Приложения N 3 Правил N 961 демонтировать объект для размещения информации - объемные буквы "ЛУКОЙЛ", размещенные на навесе АЗС по адресу: Санкт-Петербург, ул. Херсонский проезд, дом 4, литер А.
Пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автозаправочные станции отнесены к объектам дорожного сервиса.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса, в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов.
Правила технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденные Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229 (РД 153-39.2-080-01) устанавливали требования к эксплуатации автозаправочной станции (далее - АЗС), ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.
В соответствии с пунктом 3.3 РД 153-39.2-080-01 допускалось нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации. При этом нанесенные фирменные знаки, символы и т.д., установленные флагштоки с вымпелами, флагами не должны нарушать условий безопасности эксплуатации АЗС.
Вся информация должна быть хорошо различима и читаема. Информация выполняется на русском языке. По усмотрению руководства АЗС информация может быть выполнена дополнительно на языках национального или межгосударственного общения (пункт 3.3 РД 153-39.2-080-01).
Названные правила утратили силу в связи с принятием приказа Минэнерго России от 16.09.2019 N 981 "О признании не подлежащими применению некоторых актов Минэнерго России".
При этом с 01.06.2019 введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58404-2019 "Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации" (приказ Росстандарта от 25.04.2019 N 167-ст), который предусматривает, в том числе правила информационного обеспечения АЗС, содержащие схожие с ранее действовавшими требования, более детально регламентированные.
Размещение спорного объекта соответствует действовавшим до 01.06.2019 требованиями, а также не противоречит действующим на текущий момент правилам информационного обеспечения АЗС.
Статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" также установлена обязанность продавца доводить до сведения потребителей фирменное наименование, место нахождение, режим работы, а также необходимую и достоверную информацию о реализуемых товарах.
Поскольку спорная конструкция расположена на территории АЗС, принадлежащей Обществу на праве собственности, размещена непосредственно на конструкции АЗС, что допускалось положениями РД 153-39.2-080-01, обязательным до 01.06.2019, и не противоречит требованиям указанного выше национального стандарта, при этом является частью навеса - конструктивного элемента АЗС, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что размещение на козырьке АЗС надписи "ЛУКОЙЛ" соответствует требованиям законодательства и обычаям делового оборота.
Навес АЗС со встроенными буквами, являющийся объектом недвижимости, был построен ранее 2012 года в период, когда отсутствовал порядок получения разрешения у Комитета, до принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002, но в период действия названных правил технической эксплуатации АЗС, обязательных для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС, в соответствии также с требованиями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Учитывая порядок регулирования деятельности АЗС в части технической эксплуатации и информационного обеспечения такой деятельности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что спорный объект не является объектом благоустройства и не относится к предмету регулирования Правил N 961.
Установленные субъектом Российской Федерации правила благоустройства не могут противоречить обязательным федеральным правилам, в том числе в сфере технической эксплуатации АЗС, в связи с чем получения разрешения заинтересованного лица для размещения обязательной для размещения на АЗС информации не требуется.
Доводы подателя апелляционной жалобы не опровергают по существу правомерность выводов суда первой инстанции, неправильного применения им норм материального или процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2020 по делу N А56-112708/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112708/2019
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ПЕЧАТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Третье лицо: Правительство Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10700/20
08.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10261/20
31.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-112708/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-112708/19