г. Вологда |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А05-15533/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Производственное жилищно-коммунальное объединение "Ягры" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2020 года по делу N А05-15533/2019,
УСТАНОВИЛ:
Северодвинское муниципальное унитарное предприятие "Производственное жилищно-коммунальное объединение "Ягры" (ОГРН 1022900838003, ИНН 2902034146; адрес: 164509, Архангельская область, город Северодвинск, улица Адмирала Нахимова, дом 2А; далее - предприятие, МУП "ПЖКХ "Ягры") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Северодвинск" (ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137; адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7; далее - администрация) о признании недействительным пункта 16 предписания от 27.09.2019 N ЛК-05/194П об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что фактически, жилые комнаты на этаже, связанные между собой общим коридором, с единой кухней и общими подсобными помещениями образуют коммунальную квартиру, места общего пользования в которой не признаются общедомовым имуществом. В связи с этим возложение обязанности устранить выявленные нарушения в общих коридорах, помещениях умывален, кухонь и туалетов не соответствует требованиям законодательства.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в связи с обращением граждан, проживающих в доме N 16 по ул. Макаренко в г. Северодвинске Архангельской обл. (далее - МКД) и на основании приказа от 11.09.2019 N ЛК-05/194 внеплановой проверки деятельности предприятия в рамках лицензионного контроля администрацией составлен акт от 27.09.2019 N ЛК-05/194А, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе нарушение, заключающееся в том, что с 1 по 5 этажи в общих коридорах, в помещениях умывальных, кухонь, туалетов не производится уборка (обтирание подоконников, оконных ограждений, полотен дверей, дверных ручек, мытье окон, стен, подметание, мытье полов); отдельными местами имеется неисправность отделочного слоя стен и потолков, поскольку выявлено наличие следов протечек, растрескивание и отслоение; отдельными местами - неисправность штукатурного слоя стен и потолков; отдельными местами отсутствуют крышки на распределительных коробках; отдельными местами имеется неисправность покрытия пола (линолеума, керамических плиток и плиток ПВХ); допускается размещения бытовых вещей.
В связи с этим ответчик выдал заявителю предписание от 27.09.2019 N ЛК-05/194П об устранении в срок 01.07.2020, в том числе перечисленных выше нарушений (пункт 16).
Не согласившись с пунктом 16 предписания от 27.09.2019 N ЛК-05/194П за исключением "допускается размещение бытовых вещей", предприятие обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
Фактически спор по данному делу сводится к тому являются ли площади в общих коридорах, в помещениях умывальных, кухонь, туалетов в указанном выше МКД общедомовым имуществом.
При этом приводимые предприятием в апелляционной жалобе доводы являются ошибочными.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В пункте 2 указанных Правил определено, что в состав общего имущества включены, в частности, помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры и т.д.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 11 этих Правил отражено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил N 491.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) проведение текущего ремонта, уборка мест общего пользования многоквартирного дома относится к обязанностям организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда.
Статья 16 ЖК РФ содержит виды и понятия жилых помещений, к которым относятся жилой дом (часть жилого дома); квартира (часть квартиры) и комната. Так, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Наконец, комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (части 1-4 статьи 16 ЖК РФ).
Положения ЖК РФ и Правил N 491 не содержат понятие многоквартирного дома.
Вместе с тем, как следует из пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Как следует из материалов дела, на основании постановления мэра города Северодвинска от 26.10.1998 N 151 спорный дом имеет статус жилого дома.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир, и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры и т.д.
При этом в силу пункта 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Исходя из указанных разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при определении состава имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в здании, необходимо учитывать, для каких целей предназначались первоначально помещения и как они в связи с этим использовались.
Следовательно, критерием отнесения помещения к общему имуществу здания является, в частности, его функциональное назначение, связанное с необходимостью обслуживания всех или нескольких помещений в здании, принадлежащих различным собственникам.
До принятия Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым домам относились дома квартирного и коридорного (гостиничного) типа, общежития, спальные корпуса интернатов, пансионатов, дома для престарелых и другие. Это следует из пункта 1 письма Минжилкомхоза РСФСР от 09.03.1977 N 15-1-103 "О классификации помещений зданий гражданского назначения". При этом, в пункта 2 названного письма отмечено, что в жилых домах коридорного типа предусматривается группировка жилых помещений не вокруг лестничной клетки, а вдоль поэтажных коридоров. Согласно пункту 6 этого же письма основными помещениями общежитий являются спальные комнаты. Комнаты в общежитиях к числу квартир не относятся.
Согласно приложению N 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, в жилых домах, построенных по коридорной системе, помещения (квартиры, комнаты), имеющие выход в коридоры и не связанные внутренним сообщением, считаются отдельными. Коридор, как часть помещения, являющаяся средством сообщения с прочими комнатами в помещении, независимо от ширины и освещенности должен учитываться как нежилое помещение.
В рассматриваемом случае, исходя из поэтажных планов МКД, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что спорный дом является пятиэтажным, имеет коридорную систему и состоит из жилых комнат, которые выходят на общий коридор, идущий вдоль этажа. На каждом из пяти этажей имеются места общего пользования: коридоры, души, туалеты, бытовые комнаты, умывальни, шкафы, кухни и подсобные помещения. Жилые комнаты принадлежат жильцам дома на праве собственности; кухни и иные помещения используются собственниками комнат на данном этаже совместно.
То обстоятельство, что каждый этаж в вышеуказанном многоквартирном доме отделен от лестничных клеток дверями, преграждающими доступ иным, не проживающим на этом этаже лицам, в данном случае правового значения не имеет.
В материалах дела отсутствуют доказательства в подтверждение того, что приобретенные жильцами в частную собственность комнаты переоборудованы в квартиры в понятии, придаваемом им частью 3 статьи 16 ЖК РФ, то есть с отдельными санузлами, кухнями, межкомнатными коридорами.
Следовательно, спорный дом является жилым домом коридорного типа с расположенными на этажах общими для всех жителей коридорами, туалетами, кухнями, бытовыми помещениями. В связи с этим спорные помещения, в которых администрацией выявлены недостатки в части уборки и ремонта (общие коридоры, помещения умывальных, кухонь, туалетов), отвечают понятию общего имущества многоквартирного дома, приведенному в пункте 2 Правил N 491.
С учетом изложенного спорные помещения, в которых администрацией выявлены недостатки, требующие ремонта, отвечают понятию общего имущества многоквартирного дома, приведенному в пункте 2 Правил N 491.
Вопреки доводам подателя жалобы, все вышеуказанные обстоятельства не позволяют апелляционному суду прийти к выводу о том, что находящиеся в рассматриваемом многоквартирном доме поэтажные коридоры, кухни, бытовые и подсобные помещения являются частью коммунальной квартиры с несколькими санузлами (межкомнатным коридором, кухней отдельной квартиры) в смысле, придаваемом частью 1 статьи 41 ЖК РФ.
Податель жалобы также ссылается на то, что в приложении N 3.2 к договору управления жилым домом от 01.11.2016 N 9/СМУП- Z-16, которым установлен перечень работ по содержанию многоквартирного дома, не содержится указание на наличие работы по ремонту и уборке рассматриваемых помещений.
Вместе с тем, исходя из целей (пункт 1 статьи 161 ЖК РФ) и предмета (пункт 2 статьи 162 ЖК РФ) договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 также отмечено, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Поэтому администрация пришла к обоснованному выводу о том, что именно в обязанности предприятия как управляющей организации входит устранение неисправностей общих коридоров этажей, помещений умывальных, кухонь, туалетов, расположенных на этажах дома, а также уборки перечисленных помещений.
С учетом изложенного апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что пункт 16 оспариваемого предписания в оспариваемой части соответствует нормам ЖК РФ, Правил N 491 и N 170 и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2020 года по делу N А05-15533/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Производственное жилищно-коммунальное объединение "Ягры" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15533/2019
Истец: МУП Северодвинское "Производственное жилищно-коммунальное объединение "Ягры"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Северодвинск"