г. Вологда |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А13-23537/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 08 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соколе Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 марта 2020 года по делу N А13-23537/2019,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Харовская средняя общеобразовательная школа N 2" (ОГРН 1023501482432, ИНН 3521003743, 162250, область Вологодская, район Харовский, город Харовск, улица Школьная, дом 7; далее - учреждение, школа) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соколе Вологодской области (межрайонное) (ОГРН 1023502493805, ИНН 3527009371, 162130, Вологодская область, район Сокольский, город Сокол, улица Орешкова, дом 6; далее - управление, УПФ) о признании недействительным решения от 21.11.2019 N 045S19190011713.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соколе Вологодской области (межрайонное) также обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с встречным заявлением к школе о взыскании с нее финансовых санкций в сумме 20 000 руб. за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года по решению от 21.11.2019 N 045S19190011713.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04 марта 2020 года решение управления от 21.11.2019 N 045S19190011713 признано недействительным. На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав учреждения. В удовлетворении встречных требований управления о взыскании с учреждения финансовых санкции в сумме 20 000 руб. на основании решения от 21.11.2019 N 045S19190011713 отказано.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает также, что судом первой инстанции неправильно применены положения Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с выявлением 18.10.2019 нарушений требований Закона N 27-ФЗ, выразившегося в непредставлении школой в установленный срок сведений о 40 застрахованных лицах за сентябрь 2019 управлением составлен в акт проверки от 23.10.2019 N 045S18190014172, а также вынесло решение от 21.11.2019 N 045S19190011713 о привлечении учреждения к ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. (40 застрахованных лиц * 500).
Во исполнение указанного решения УПФ выставлено требование от 12.12.2019 N 045S01190012169 об уплате в срок до 31.12.2019 финансовой санкции в сумме 20 000 руб.
Не согласившись с решением УПФ от 21.11.2019 N 045S19190011713, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Поскольку требование от 12.12.2019 N 045S01190012169 в добровольном порядке не исполнено, управление обратилось в суд со встречным иском о взыскании финансовой санкции в сумме 20 000 руб. на основании решения от 21.11.2019 N 045S19190011713.
При рассмотрении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
Частью 1 статьи 213 АПК РФ определено, что государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с частью семнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 указанного Закона страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 данной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Согласно части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
В рассматриваемом случае сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года на 28 застрахованных лиц представлены учреждением 08.10.2019, то в установленный Законом N 27-ФЗ срок. Вместе с тем, в этих сведениях учреждение ошибочно указало период "за август 2019 года", что фактически УПФ не отрицается.
По итогам проверки сведений управление по телекоммуникационным каналам связи направило в адрес учреждения уведомление от 08.10.2019, в котором указало, что имеется грубая ошибка, так как при предоставлении сведений о застрахованных лицах с типом формы "исходная" не должно быть ранее представленных сведений с типом "исходная" за отчетный период, за который предоставляются сведения (листы дела 87-89). Указанное уведомление было получено обществом 14.10.2019.
Помимо того, управление в адрес учреждения посредством почтовой связи направило письмо от 16.10.2019 N 04-17/1646, в котором сообщило, что необходимо представить сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2019 года во избежание индексации пенсий застрахованным лицам, получающим страховую пенсию (листы дела 90, 92 - 93). Кроме того, указанное письмо также было направлено в адрес заявителя посредством телекоммуникационных каналов связи и было им получено 22.10.2019 (лист дела 91).
Уведомление об ошибке от 08.10.2019 получено учреждением по телекоммуникационным каналам связи 14.10.2019, письмо управления от 16.10.2019 получено 22.10.2019.
В материалах дела усматривается, что сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за сентябрь 2019 года, школой предъявлены дополнительно 18.10.2019 с отражением в них сведений относительно 40 застрахованных лиц (листы дела 95 - 97).
В рассматриваемом случае учреждение, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за сентябрь 2019 года, что в соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н исключает применение к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приведенный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, а также в определениях Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные школой требования, признав недействительным решение УПФ от 21.11.2019 N 045S19190011713, и отказал управлению в его встречном иске.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как не опровергают правомерность его выводов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 марта 2020 года по делу N А13-23537/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соколе Вологодской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-23537/2019
Истец: МБОУ "Харовская средняя общеобразовательная школа N 2"
Ответчик: УПФР в г.Сокол Вологодской области (межрайонное)