г. Хабаровск |
|
08 июня 2020 г. |
А16-2685/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Мильчиной И.А., Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области: Курицких А.М., представителя по доверенности от 27.05.2020 N 1870/20;
от Администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области
на решение от 07.11.2019 по делу N А16-2685/2019
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области
к Администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области
о взыскании 62 541 392,35 руб.
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к Администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области (далее - администрация) о взыскании 62 541 392, 35 рублей.
Решением суда от 07.11.2019 требования удовлетворены со ссылкой на положения статей 139, 162, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Не согласившись с данным судебным актом в части вывода о нецелевом использовании полученных средств федерального бюджета, администрация заявила апелляционную жалобу, полагая, что в материалах дела имеется достаточно доказательств, указывающих на использование денежных средств по назначению - приобретению благоустроенных жилых помещений у застройщика в рамках программы "Переселение граждан из аварийного жилого фонда с учетом развития малоэтажного жилищного строительства в муниципальном образовании "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области на 2013-2015 годы".
В заседании суда второй инстанции представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе требования, указывая, что сделанный арбитражным судом вывод может повлечь негативные последствия для администрации.
Судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ.
В судебное заседание от 02.06.2020 представитель администрации не прибыл, но письменным ходатайством поддержал ранее приведенные доводы, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Управление в отзыве от 24.03.2020 и заседание суда второй инстанции просило решение оставить без изменения.
Повторно рассмотрев дело с учетом приведенных доводов жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, в целях реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Еврейской автономной области на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Еврейской автономной области от 30.09.2013 N 473-пп, Управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области и Администрацией муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области заключены Соглашения от 03.06.2013 N 3 и от 10.12.2014 N 2 о направлении в бюджет муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области субсидий на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2013 и 2014 годах (с учетом дополнительных соглашений).
Во исполнение данных соглашений администрацией заключены четыре муниципальных контракта от 11.08.2013, от 16.08.2013, от 16.06.2014 на приобретение благоустроенных жилых помещений у застройщика - Индивидуального предпринимателя Нехаенко О.И., в малоэтажных многоквартирных домах посредством участия в долевом строительстве в рамках вышеуказанных программах на 2013-2015 годы.
В свою очередь, управление платежными поручениями от 24.06.2013, от 29.11.2013, от 19.06.2013, от 29.11.2013, от 26.12.2014, от 12.03.2015, от 30.06.2015 перечислило администрации 62 541 392, 35 руб..
Далее, многоквартирные дома, построенные ИП Нехаенко О.И. в соответствии с муниципальными контрактами, распоряжениями администрации Известкового городского поселения от 30.05.2018 N 81 и N 82 признаны аварийными и подлежащими сносу.
18.06.2019 управление направило в адрес получателя субсидий претензию о возврате вышеуказанной суммы до 25.07.2019, которая последним не исполнена.
Посчитав, что бюджету Еврейской автономной области принесен ущерб в сумме 62 541 392, 35 руб., управление обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, прозрачности (открытости), адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38).
В силу статьи 129 Кодекса межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 306.4 Кодекса нецелевое использование бюджетных средств влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств предусматривает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективности использования бюджетных средств, необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата (пункт 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 БК РФ).
Любые действия, приводящие к неэффективному использованию бюджетных средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
По материалам дела второй инстанцией установлено, что условиями заключенных Соглашений N 2 и N 3 предусмотрена обязанность администрации не только использовать средства на долевое финансирование на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, но и принимать меры контроля за использованием средств долевого финансирования областного бюджета, обеспечивать полноту и достоверность предоставляемой информации (пункт 2.2.4, 2.2.6, 2.2.8).
Также данными Соглашениями установлена ответственность администрации за нецелевой использование средств, направленных в бюджет муниципального образования (пункт 3.2).
В свою очередь, в силу пункта 2.1.2 уполномоченный орган осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств.
Управление, установив, что фактически не достигнута цель реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Еврейской автономной области на 2013-2017 годы, обоснованно предъявило администрации требование о возврате спорной суммы в бюджет области.
Доказательств обратному со стороны Администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" в порядке статьи 65 АПК РФ не представило.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с тем, что администрацией не соблюден установленный статьей 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, что является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Поскольку выше установленные обстоятельства подтверждают обоснованность обращения управления в арбитражный суд, то вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования признается верным.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного решения у апелляционной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 07.11.2019 по делу N А16-2685/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-2685/2019
Истец: Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области
Ответчик: Администрация муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области