г. Москва |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А40-118874/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей А.И. Трубицына, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем A.M. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "ЮНИПРО"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 декабря 2019 года
по делу N А40-118874/19, принятое судьёй Ламоновой Т.А.,
по иску Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу
к ПАО "ЮНИПРО"
о взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Сваринская И.В. по доверенности от 16.12.2019
от ответчика: Горохов К.П. по доверенности от 11.10.2019
УСТАНОВИЛ
Иск заявлен с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, об обязании ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ЮНИПРО" в лице филиала "Шатурская ГРЭС" заменить (освежить) некачественные материальные ценности государственного резерва - мазут топочный М-100 в количестве 4 292,48 тонн и взыскании 10 608 941 руб. 20 коп. штрафа.
Решением суда от 16 декабря 2019 года на ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЮНИПРО" в лице филиала "Шатурская ГРЭС" возложена обязанность заменить (освежить) некачественные материальные ценности государственного резерва - мазут топочный М-100 в количестве 4 292,48 тонн в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
С ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ЮНИПРО" (628406, ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, ГОРОД СУРГУТ, УЛИЦА ЭНЕРГОСТРОИТЕЛЕЙ, ДОМ 23, СООРУЖЕНИЕ 34, ОГРН: 1058602056985, Дата присвоения ОГРН: 04.03.2005, ИНН: 8602067092) в пользу УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ (111033 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА ВОЛОЧАЕВСКАЯ 40 1, ОГРН: 1037722029290, Дата присвоения ОГРН: 22.05.2003, ИНН: 7722240244) взыскано 100 000 руб. штрафа, а также 6 717 руб. расходов по госпошлине. В остальной части иска отказано.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иск, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции складывающейся в Московском судебном округе практике по рассмотрению дел со схожими фактическими обстоятельствами.
Истец просит решение суда оставить в силе, согласен с выводами, изложенными в его мотивировочной части.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 16 декабря 2019 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, в соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу (далее - Управление), утвержденного приказом Федерального агентства по государственным резервам от 04.08.2017 N 180 (далее - Положение), Управление является территориальным органом Федерального агентства по государственным резервам (далее - Росрезерв), осуществляющим в пределах своих полномочий функции Росрезерва в сфере управления государственным материальным резервом.
Одним из полномочий Управления является осуществление контроля за количественной и качественной сохранностью материальных ценностей государственного материального резерва, хранящихся в подведомственных Росрезерву организациях, действующих в федеральном округе, и в организациях, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, расположенных на территории федерального округа (раздел второй п. 8.3.1 Положения).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 29 декабря 1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - ФЗ - N 79) государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных вышеуказанным законом, и составляет имущество казны Российской Федерации.
Публичное акционерное общество "Юнипро" в лице филиала "Шатурская ГРЭС" ПАО "Юнипро" является ответственным хранителем материальных ценностей государственного материального резерва: мазут топочный марки М-100 в количестве 6000,87 тонн (далее - материальные ценности) на основании специального плана размещения на ответственное хранение материальных ценностей государственного материального резерва, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.10.2008 N 1450-рс.
Между Управлением и Ответчиком заключен государственный контракт от 14.03.2018 N НТ/6 по оказанию услуг ответственного хранения материальных ценностей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 4 ст. 11 ФЗ - N 79 ответственные хранители, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва своими силами и средствами.
Согласно п.2.2. Контракта Ответственный хранитель (Ответчик) обеспечивает количественную и качественную сохранность материальных ценностей. Заложенные на хранение материальные ценности должны соответствовать требованиям действующих ГОСТов, требованиям СТО Росрезерва, сопровождаются подлинными документами по качеству, находящимися у Ответственного хранителя.
Согласно п. 2.3. Контракта до истечения срока годности или при ухудшении качества материальных ценностей государственного резерва, с целью недопущения снижения качественных показателей, Общество обязано производить самостоятельно своевременное освежение (замену) материальных ценностей без разрыва во времени и уменьшения объема за свой счет без привлечения дополнительных бюджетных средств. Замена другими марками или сортами без согласования с Управлением не допускается.
В соответствии с п.5.3. СТО Росрезерва ответственные хранители обязаны обеспечить количественную и качественную сохранность материальных ценностей в соответствии с Законом и требованиями СТО Росрезерва.
Согласно требованиям ГОСТ 10585-2013 массовая доля воды материальных ценностей не должна превышать 1%.
Истец ссылается на то, что в результате проверки состояния работы с материальными ценностями государственного материального резерва проведенной на предприятии Ответчика 20.06.2018, выявлено необеспечение качественной сохранности материальных ценностей, а именно: показатель качества - массовая доля воды по анализу материальных ценностей государственного материального резерва, фактически составляет 6,6%, что не соответствует требованиям ГОСТ 10585-2013 и СТО Росрезерва.
Данные нарушения зафиксированы в Акте проверки состояния работы с материальных ценностей на предприятии Ответчика от 20.06.2018, который подписан сторонами без возражений и разногласий.
В соответствии с п. 12 ст. 16 ФЗ - N 79 и п.4.6. Контракта, в случае нарушения правил и условий хранения, несвоевременного освежения и замены материальных ценностей государственного резерва, а также хранение материальных ценностей, не соответствующих утвержденной номенклатура, действующим стандартом, Ответственный хранитель уплачивает штраф в размере 20% стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение.
Согласно акта проверки, стоимость материальных ценностей, по отношению к которым допущены нарушения, составляет 63 653 647, 18 рублей (с НДС).
Управлением, за необеспечение качественной сохранности материальных ценностей государственного резерва, Ответчику начислен штраф в размере 10 608 941,20 рублей.
Признавая заявленные требования обоснованными, суд первой инстанции указал следующее.
В требованиях к физико-химическим показателям марок топочного мазута (п.4. Таблица N 2 Стандарта) установлено, что массовая доля воды не должна превышать более 1,0 %.
Данная величина является постоянной и не может меняться в период хранения.
Согласно Акту контрольной проверки состояния работы с материальными ценностями, проведенной на предприятии Ответчика 20.06.2018 выявлено, что показатель качества - массовая доля воды материальных ценностей государственного резерва завышен и фактически составляет 6,6 %. (стр. 3 Акта). Вышеуказанный документ подписан сторонами без возражения и разногласий и свидетельствует о нарушении требований установленных Стандартом и ГОСТом.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции.
Согласно Общероссийскому классификатору стандартов OK (MK (ИСО/инфко МКС) 001-96) 001-2000, утв. Постановлением Госстандарта России от 17.05.2000 N 138-ст), ГОСТ 10585-2013 (Код ОКС 75.160.20) отнесён к разделу N 75 "Добыча и переработка нефти, газа и смежные производства".
Из чего следует, что ГОСТ 10585-2013 является техническими условиями на мазут топочный как товар.
Данный ГОСТ не содержит положений, регламентирующих длительное хранение мазута топочного.
СТО Росрезерва также не содержит положений, определяющих обязанность ответственного хранителя обеспечить содержание массовой доли воды в мазуте на уровне не более 1% на всём протяжении срока хранения.
Физико-химические показатели мазута, которые содержатся в СТО Росрезерва, являются точной копией п. 4.3 ГОСТ 10585-2013.
Согласно п. 3 ст. 11.1 ФЗ "О государственном материальном резерве" сроки и условия хранения материальных ценностей государственного резерва устанавливаются Росрезервом с учетом обязательных требований, установленных, в частности, в соответствии с технической документацией, таким образом, положения СТО Росрезерва не могут противоречить ГОСТ 10585-2013.
Как отмечается самим же истцом в Акте проверки наличия запасов материальных ценностей государственного материального резерва у ответственного хранителя от 30.11.2018, "Повышение влажности мазута топочного марки М-100 происходит в результате технологического процесса при сливе мазута из цистерн с применением острого пара".
Более того, в соответствии с п.п. 6.12, 6.13 Стандарта организации Росрезерва 00034482 024-2014, срок хранения топочного мазута (всех марок) в государственном резерве составляет 5 лет и может быть продлен, если к концу 5-летнего срока хранения топочный мазут будет соответствовать требованиям ГОСТ 10585 по всем показателям качества, кроме массовой доли воды, из чего следует, что показатель массовой доли воды не влияет на качество мазута.
СТО Росрезерва допускает не только хранение мазута с содержанием влаги более 1%, но и в соответствии с п. 8.8. СТО Росрезерва допускает даже закладку мазута с содержанием массовой доли воды, достигающей 5%.
Ссылка истца на то, что СТО Росрезерва является обязательным для ответчика в силу п. 2.2. Контракта, подлежит отклонению.
Толкование п. 2.2. Контракта в соответствии со ст. 431 ГК РФ говорит о том, что стороны пришли к соглашению о применении СТО Росрезерва в конкретном случае, а именно: "Заложенные на ответственное хранение материальные ценности государственного резерва должны соответствовать требованиям действующих ГОСТов, требованиям СТО Росрезерва, сопровождаться подлинными документами по качеству, находящимися у ответственного хранителя".
ФЗ "О государственном материальном резерве" разделяет понятия "закладка" и "длительное хранение" материальных ценностей.
Ответчик закупил и заложил материальные ценности, соответствующие требованиям ГОСТ 10585-2013 и СТО Росрезерва, что истцом не оспаривается, в связи с чем, нарушение данного положения Контракта не усматривается, соответственно иск удовлетворению не подлежит.
Расходы ответчика по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца в сумме 2 000 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2019 года по делу N А40-118874/19 отменить. В иске отказать.
Взыскать с Управления Федерального агентства по государственным резервам по Центральному федеральному округу в пользу ПАО "Юнипро" 2 000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118874/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ПАО "ЮНИПРО"
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12945/20
08.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4722/20
16.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-118874/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-118874/19