г. Тула |
|
8 июня 2020 г. |
Дело N А09-9633/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фроловой Е.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2020 по делу N А09-9633/2019 (судья Пулькис Т.М.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кузнецова Карина Сергеевна (г. Брянск, ИНН 325502781936, ОГРНИН 313325631200087) (далее - заявитель, ИП Кузнецова К.С.) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным решения Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН 3250512568, ОГРН 1093254008858) (далее - ответчик, управление) от 21.08.2019 N 29/03-11802 об отказе в предоставлении в собственность ИП Кузнецовой К.С. земельных участков с кадастровым номером: 32:28:0010502:695 площадью 15 110 кв. метров и с кадастровым номером 32:28:0010502:696 площадью 24 789 кв. метров, разрешенное использование: для использования действующего производства, расположенных по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Вокзальная, 128; о возложении на управление обязанности передать ИП Кузнецовой К.С. по договору купли-продажи земельный участок с кадастровым номером: 32:28:0010502:695 площадью 15 110 кв. метров и с кадастровым номером: 32:28:0010502:696 площадью 24 789 кв. метров, разрешенное использование: для использования действующего производства, расположенных по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Вокзальная, 128, по цене, определяемой в размере 2,5 % от кадастровой стоимости (т. 1, л. д. 6 - 8).
Определением суда от 16.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250057365, ОГРН 1043244052092) (далее - Управление Росреестра по Брянской области), Брянская городская администрация (г. Брянск, ИНН 3201001909, ОГРН 1023202743574) (далее - администрация) (т. 1, л. д. 4 -5).
Решением суда от 19.03.2020 (т. 3, л. д. 96 - 101) заявление ИП Кузнецовой К.С. удовлетворено; решение управления от 21.08.2019 N 29/03-11802 об отказе в предоставлении в собственность ИП Кузнецовой К.С. земельных участков с кадастровыми номерами: 32:28:0010502:695 и 32:28:0010502:696, расположенных по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Вокзальная, 128, по цене, определяемой в размере 2,5 % от кадастровой стоимости, признано незаконным; суд обязал управление в месячный срок совершить действия по подготовке проектов договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами: 32:28:0010502:695 и 32:28:0010502:696, их подписанию и направлению заявителю.
Суд не согласился с выводом управления об отсутствии сведений о том, что принадлежащие ИП Кузнецовой К.С. на праве собственности вышеуказанные нежилые здания ранее были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, либо ранее на испрашиваемых земельных участках находились здания, строения, сооружения, отчужденные из государственной или муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что отказ управления от 21.08.2019 N 29/03-11802 в предоставлении в собственность ИП Кузнецовой К.С. земельных участков с кадастровыми номерами: 32:28:0010502:695 и 32:28:0010502:696, расположенных по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Вокзальная, 128, по цене, определяемой в размере 2,5 % от кадастровой стоимости, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 19.03.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований (т. 3, л. д. 104 - 106).
По мнению ответчика, сведения о том, что в отношении испрашиваемых земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды в ЕГРН отсутствует и заявителем не представлены.
Управление указывает, на то, что сведения, содержащиеся в ЕГРН в отношении испрашиваемых земельных участков, не позволили однозначно установить наличие оснований для предоставления ИП Кузнецовой К.С. данных земельных участков по цене 2,5 % от кадастровой стоимости.
ИП Кузнецова К.С. в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (т. 3, л. д. 138 - 140). Указывает на то, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик не заявлял о необходимости предоставления документов о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды и после предоставления документов и установления факта отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, не возражал против удовлетворения заявленных ИП Кузнецовой К.С. требований.
От ИП Кузнецовой К.С., управления, Управления Росреестра по Брянской области поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей (т. 3, л. д. 127, 131, 133 - 134).
Заявленные ходатайства удовлетворены судом апелляционной инстанции, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, на основании статей 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2020 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
ИП Кузнецовой К.С. на праве собственности принадлежат нежилые здания:
- здание управления к-та, площадью 1 246,6 кв. метров с кадастровым номером: 32:28:0010502:361 (запись о государственной регистрации права от 03.02.2017 N 32:28:0010502:361-32/001/2017-2), расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 32:28:0010502:696;
- компрессорная, площадью 333,8 кв. метров с кадастровым номером: 32:28:0010502:591 (запись о государственной регистрации права от 27.01.2017 N 32:28:0010502:591-32/001/2017-1), расположенная на земельном участке с кадастровым номером: 32:28:0010502:696;
- камера пропарочная, площадью 383,1 кв. метров с кадастровым номером: 32:28:0010502:431 (запись о государственной регистрации права от 27.01.2017 N 32:28:0010502:431-32/001/2017-2), расположенная на земельном участке с кадастровым номером: 32:28:0010502:696;
- здание ЖБИ N 3 с 2-х этажной пристройкой с бытовыми помещениями, площадью 3 747,6 кв. метров с кадастровым номером: 32:28:0010502:411 (запись государственной регистрации права от 27.01.2017 N 32:28:0010502-411-32/001/2017-2), расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 32:28:0010502:695;
- здание трансформаторной подстанции ТП-6 площадью 59,9 кв. метров с кадастровым номером: 32:28:0010502:585(запись о государственной регистрации права от 27.01.2017 N 32:28:0010502:585-32/001/2017-2), расположенное на земельном участке с кадастровым номером: 32:28:0010502:695.
ИП Кузнецова К.С. 24.07.2019 обратилась в управление с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 32:28:0010502:695 и 32:28:0010502:696, расположенных по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Вокзальная, 128, по цене, определяемой в размере 2,5 % от кадастровой стоимости.
Управление письмом от 21.08.2019 N 29/03-11802 (т. 1, л. д. 13 - 14) отказало в предоставлении в собственность ИП Кузнецовой К.С. земельных участков с кадастровыми номерами: 32:28:0010502:695 и 32:28:0010502:696, расположенных по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Вокзальная, 128, по цене, определяемой в размере 2,5 % от кадастровой стоимости, в связи с тем, что представленные документы не содержат сведений о том, что принадлежащие ИП Кузнецовой К.С. на праве собственности вышеуказанные нежилые здания ранее были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, либо ранее на испрашиваемых земельных участках находились здания, строения, сооружения, отчужденные из государственной или муниципальной собственности.
Дополнительно сообщило, что управление может рассмотреть возможность предоставления ИП Кузнецовой К.С. указанных земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в соответствии со статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (15 % от кадастровой стоимости земельных участков) или в аренду сроком до 49 лет в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявитель, полагая, что данный отказ является незаконным, нарушающим его права и интересы, обратилась в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства, и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, либо принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю, либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Приказом управления от 31.07.2015 N 1375 "Об утверждении Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Брянской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов" определен соответствующий порядок определения цены земельных участков.
Согласно пункту 2.3 Порядка определения цены земельных участков продажа земельных участков определяется по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
Как следует из письма от 21.08.2019 N 29/03-11802, основанием для отказа в предоставлении в собственность заявителю спорных земельных участков по цене 2,5 % от кадастровой стоимости послужил вывод управления об отсутствии сведений о том, что принадлежащие ИП Кузнецовой К.С. на праве собственности вышеуказанные нежилые здания ранее были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, либо ранее на испрашиваемых земельных участках находились здания, строения, сооружения, отчужденные из государственной или муниципальной собственности (т. 1, л. д. 13 - 14).
Из материалов дела следует, что нежилые здания с кадастровыми номерами: 32:28:0010502:585, 32:28:0010502:411, 32:28:0010502:591, 32:28:0010502:431, 32:28:0010502:361, расположенные по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Вокзальная, 128, первоначально принадлежали государственному предприятию комбинат "Стройдеталь", согласно плану приватизации, утвержденному 30.11.1992, и приложению N 1 - акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 (т. 1, л. д. 120 - 135).
В результате преобразования государственного предприятия комбинат "Стройдеталь" в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, создано открытое акционерное общество "Бежица-Стройдеталь", зарегистрированное постановлением администрации Бежицкого района города Брянска 05.11.1992 N 1746 (свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) общества от 21.12.1998 N 1888 Серия ОА, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации от 06.08.1999 серии 32 N 0020024 (т. 3, л. д. 45, 47).
В 1998 году открытое акционерное общество "Бежица-Стройдеталь" учреждено общество с ограниченной ответственностью "Бежица-Стройдеталь-Надежда" (протокол от 12.08.1998 N 7, протокол от 01.10.1998, акт передачи (т. 3, л. д. 7 - 18, 25 - 27), с передачей последнему всего основного имущества открытого акционерного общества "Бежица-Стройдеталь" в качестве взноса в уставный капитал.
В 2000 году общество с ограниченной ответственностью "Бежица-Стройдеталь-Надежда" было преобразовано в закрытое акционерное общество "Бежица-Стройдеталь-Надежда" (протокол от 02.10.2000 N 4, свидетельство N 4870 (т. 3, л. д. 22 - 24, 48)
На основании протокола внеочередного собрания от 07.08.2006, соглашения об отступном от 28.08.2006 N 35 и акта приема-передачи к соглашению об отступном от 28.08.2006 N 35 (т. 2, л. д. 53 - 59, 129 - 146) право собственности на объекты перешло к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Брянскстрой - "Надежда" (переименовано в общество с ограниченной ответственностью "Брянский завод строительных конструкций" (решение от 26.05.2008) (т. 2, л. д. 35).
На основании договоров купли-продажи имущества от 29.11.2016, заключенных между обществом с ограниченной ответственностью "Брянский завод строительных конструкций" и ИП Кузнецовой К.С., актов приема-передачи от 29.11.2016, право собственности на объекты перешло к Кузнецовой К.С., о чем в ЕГРН имеется запись о государственной регистрации права.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ИП Кузнецова К.С. имеет исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность по льготной цене, поскольку нежилые здания на спорных земельных участках ранее были приобретены в процессе приватизации государственного имущества.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение управления от 21.08.2019 N 29/03-11802 об отказе в предоставлении в собственность ИП Кузнецовой К.С. земельных участков с кадастровым номером: 32:28:0010502:695 площадью 15 110 кв. метров и с кадастровым номером: 32:28:0010502:696 площадью 24 789 кв. метров, разрешенное использование: для использования действующего производства, расположенных по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Вокзальная, 128, является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда и установленными обстоятельствами, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого обжалуемого законного и обоснованного судебного акта суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.03.2019 по делу N А09-9633/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН 3250512568, ОГРН 1093254008858) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9633/2019
Истец: ИП Кузнецова Карина Сергеевна
Ответчик: Брянская городская администрация, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области