г. Тула |
|
8 июня 2020 г. |
Дело N А54-4629/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2020 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Рязанской области, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.11.2019 по делу N А54-4629/2019 (судья Шуман И.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центральная районная аптека N 105" (Рязанская область, Милославский район, пгт Милославское, ОГРН 1026200777680, ИНН 6207000150) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209032539, ИНН 6234000014 ), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: управления Федеральной налоговой службы России по Рязанской области, Каштановой Натальи Ивановы, Каштановой Юлии Михайловны, Каштановой Анны Михайловны, Орловой Натальи Александровны, Гришаковой Антонины Алексеевны, Присяжнюк Елены Алексеевны, Филатовой Ольги Евгеньевны, Семиной Любови Борисовны, Мелконян Ирины Алексеевны, Ефратовой Нины Михайловны, Рябовой Елены Михайловны, Намазовой Екатерины Николаевныы, Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Рязанской области", о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации от 05.04.2019 N 3698А,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Центральная районная аптека N 105": Мишин А.С. (доверенность от 13.03.2019), Каштанова Н.И. (выписка, директор),
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области: Животягин Р.В. (доверенность от 20.02.2020), Нестеренко М.С. (доверенность от 30.12.2019),
от управления Федеральной налоговой службы России по Рязанской области, Каштановой Натальи Ивановы, Каштановой Юлии Михайловны, Каштановой Анны Михайловны, Орловой Натальи Александровны, Гришаковой Антонины Алексеевны, Присяжнюк Елены Алексеевны, Филатовой Ольги Евгеньевны, Семиной Любови Борисовны, Мелконян Ирины Алексеевны, Ефратовой Нины Михайловны, Рябовой Елены Михайловны, Намазовой Екатерины Николаевныы, Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Рязанской области": не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центральная районная аптека N 105" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации от 05.04.2019 N 3698А.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.11.2019 решение инспекции об отказе в государственной регистрации от 05.04.2019 N 3698А признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы апеллянт приводит доводы, повторяющие его позицию в суде первой инстанции, а именно: заявление участника общества о выходе из общества не читаемо и представленный в комплекте документов файл "иной документ" содержит одновременно несколько разных документов, что противоречит п. 9 и 10 раздела II приказа ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@; решение собрания учредителей N 1 от 25.12.2012 содержит недостоверные сведения относительно паспортных данных Семиной Л.Б. и Рябовой Е.М.; извещение инспекции о выходе участника из состава учредителей общества должно произойти не позднее чем в течение месяца со дня перехода к обществу доли или части доли путем направления соответствующего заявления; от общества в инспекцию поступали решения собрания учредителей N 1 от 15.02.2018 и решение собрания учредителей N 1 от 15.03.2018, в которых указано, что Намазова Е.Н. присутствовала на собрании как участник общества.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество 29.03.2019 обратилось в инспекцию путем подачи документов через ГБУ РО "МФЦ Рязанской области" с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме Р14001 о выходе участника (Намазовой Е.Н.) из общества. К заявлению были приложены следующие документы:
- паспорт гражданина РФ директора общества;
- протокол собрания учредителей о назначении руководителя от 07.12.2009;
- протокол (решение) общего собрания учредителей N 1 от 25.12.2012, на котором было рассмотрено заявление участника общества Намазовой Е.Н. от 14.12.2012 о выходе ее из состава участников общества и выплате ее стоимости доли;
- заявления участника общества Намазовой Е.Н. от 14.12.2012 о выходе из состава участников общества
- заявления участника общества Намазовой Е.Н. от 25.12.2012 об оставлении доли обществу.
Решением N 3698А от 05.04.2019 инспекция отказала в государственной регистрации, обосновав это тем, что:
- заявление участника общества о выходе из общества не читаемо и представленный в комплекте документов файл "иной документ" содержит одновременно несколько разных документов, что противоречит п. 9 и 10 раздела II приказа ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@;
- решение собрания учредителей N 1 от 25.12.2012 содержит недостоверные сведения относительно паспортных данных Семиной Л.Б. и Рябовой Е.М.;
- извещение инспекции о выходе участника из состава учредителей общества должно произойти не позднее чем в течение месяца со дня перехода к обществу доли или части доли путем направления соответствующего заявления;
- от общества в инспекцию поступали решения собрания учредителей N 1 от 15.02.2018 и решение собрания учредителей N 1 от 15.03.2018, в которых указано, что Намазова Е.Н. присутствовала на собрании как участник общества.
Решением УФНС России по Рязанской области от 22.05.2019 N 2.15-12/07028 жалоба общества на оспариваемое решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Указывая на незаконность действий инспекции по отказу в государственной регистрации, общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и разъяснений, данных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является одновременное несоответствие этих ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.
В ЕГРЮЛ содержатся, в числе прочих, сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, а также фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пп. "д", "л" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представляемых при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных Законом N 129-ФЗ и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом N 129-ФЗ или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, следует, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 23.12.1992, Намазова Екатерина Николаевна является участником общества с 19.04.2005.
Согласно заявлению от 14.12.2012, Намазова Е.В. изъявила желание выйти из состава участников общества и передать свою долю в уставном капитале обществу.
Выход участника из общества с ограниченной ответственностью возможен путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ)).
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 27.10.2015 N 306-ЭС15-1674, правовые последствия заявления о выходе участника из общества наступают исключительно в силу волеизъявления участника, направленного на прекращение прав участия в обществе. Такое волеизъявление является односторонней сделкой, поскольку для ее совершения в соответствии с законом необходимо и достаточно воли одной стороны (п. 2 ст. 154 ГК РФ).
Момент выхода участника из общества определяется с учетом п. 16 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.1999 N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому выход участника из общества осуществляется на основании его письменного заявления, временем подачи которого следует рассматривать день передачи его участником совету директоров либо исполнительному органу общества, либо работнику общества, в обязанности которого входит передача заявления надлежащему лицу, а в случае направления заявления по почте - день поступления его в экспедицию либо к работнику общества, выполняющему эти функции.
В соответствии с п. 6 ст. 24 Закона N 14-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть извещен о состоявшемся переходе к обществу доли или части доли в уставном капитале общества путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документа, подтверждающего основания перехода к обществу доли или части доли.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Законом N 14-ФЗ случаях для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли (п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ).
Согласно расписке в приеме от заявителя документов о предоставлении услуги "Государственная регистрация юридических лиц" N дела 20190329-12-1472, выданной МФЦ, обществом в лице Каштановой Н.И. были представлены подлинники вышеуказанных документов.
При этом довод апеллянта, что заявление участника общества о выходе из общества не читаемо и представленный в комплекте документов файл "иной документ" содержит одновременно несколько разных документов, что противоречит п. 9 и 10 раздела II приказа ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@, отклоняется судебной коллегией, так как данное нарушение допущено МФЦ и не должно приводить к нарушению имущественных прав граждан, а также влечь за собой наступление иных неблагоприятных последствий.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства (24.07.2019) Намазова Е.Н. представила на обозрения суда и лиц, участвующих в деле, оригинал своего заявления от 14.12.2012 о выходе из состава участников общества, идентичный по форме и содержанию имеющемуся в инспекции; доказательств направления Намазовой Е.Н. обществу письменного заявления об отзыве ее заявления о выходе из общества инспекцией не представлено.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствие подписи Намазовой Е.Н. на заявлении от 14.12.2012 не может служить основанием для отказа в государственной регистрации выхода участника из общества, так как заявление содержит прямое указание от имени кого оно написано; изложена воля Намазовой Е.Н. о выходе из общества с 14.12.2012; в дополнение к указанному заявлению общество представило совместное заявление Намазовой Е.Н. (с ее подписью) и членов ее семьи от 25.12.2012, в котором указано, что Намазова Е.Н. оставляет свою долю в распоряжении общества, имущественных и денежных претензий к обществу не имеет.
Таким образом, в своей совокупности заявления от 14.12.2012 и от 25.12.2012 прямо свидетельствуют о волеизъявлении Намазовой Е.Н. выйти из состава участников общества с 14.12.2012.
Довод апеллянта о несоответствии протокола N 1 от 25.12.2012 законодательству по причине наличия в нем недостоверности паспортных данных Семиной Л.Б. и Рябовой Е.М., отклоняется судебной коллегией, так как согласно п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 129-ФЗ.
Положениями Закона N 129-ФЗ установлена презумпция достоверности сведений, представляемых субъектами предпринимательской деятельности для внесения в ЕГРЮЛ. Сведения считаются достоверными, пока они в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Положения ст. 9 Закона N 129-ФЗ предполагают формальный подход регистрирующего органа к рассмотрению и проверке документов, поступающих в инспекцию, а именно проведение проверки лишь на комплектность и правильность заполнения.
Кроме того, ошибочное указание в протоколе старых данных паспортов само по себе не свидетельствуют о недействительности принятого на общем собрании участников от 25.12.2012 решения.
Довод инспекции о том, что извещение инспекции о выходе участника из состава учредителей общества должно произойти не позднее чем в течение месяца со дня перехода к обществу доли или части доли путем направления соответствующего заявления также отклоняется апелляционной коллегией.
Из положений Закона N 129-ФЗ также следует, что государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нарушение срока, установленного п. 6 ст. 24 Закона N 14-ФЗ для представления в регистрирующий орган соответствующих документов о состоявшемся переходе к обществу доли или части доли в уставном капитале общества, а также не уменьшение обществом уставного капитала общества в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 24 Закона N 14-ФЗ, в рассматриваемом случае не являются достаточным основанием для отказа в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, а влекут иные правовые последствия.
Апелляционная коллегия соглашается и с выводом суда первой инстанции, что не может свидетельствовать о недостоверности сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документов, наличие в распоряжении регистрирующего органа протоколов собраний участников общества от 15.02.2018 и от 15.03.2018, в которых Намазова Е.Н. фигурирует в качестве участника, так как доказательств направления Намазовой Е.Н. обществу письменного заявления об отзыве ее заявления о выходе из общества инспекцией не представлено; решение общего собрания учредителей N 1 от 25.12.2012, на котором было рассмотрено заявление Намазовой Е.Н. от 14.12.2012 о выходе ее из общества и выплате стоимости доли, не оспорено (и не оспаривается) в установленном порядке.
Кроме того, как справедливо указал суд первой инстанции, при наличии у инспекции сомнений в том, что Намазова Е.Н. действительно представляла в общество заявление о выходе из состава участников общества, регистрирующий орган обязан был провести проверку достоверности таких сведений посредством приостановления государственной регистрации, так как данное правомочие предоставлено инспекции п. 4.2. ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, доводы апеллянта, указанные в жалобе, не влияют на законность обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.11.2019 по делу N А54-4629/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4629/2019
Истец: ООО "ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ АПТЕКА N 105"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N2 по Рязанской области
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Рязанской области", Гришакова Антонина Алексеевна, Ефратова Нина Михайловна, Каштанова Анна Михайловна, Каштанова Наталья Ивановна, Каштанова Юлия Михайловна, Мелконян Ирина Алексеевна, Намазова Екатерина Николаевна, Орлова Наталья Александровна, Присяжнюк Елена Алексеевна, Рябова Елена Михайловна, Семина Любовь Борисовна, УФНС России по Рязанской области, Филатова Ольга Евгеньевна, ГБУ г. Москвы "МФЦ предоставления государственных услуг г. Мо-сквы"
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2892/20
08.06.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-145/20
25.11.2019 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-4629/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Рязанской области N А54-4629/19