г. Владимир |
|
8 июня 2020 г. |
Дело N А39-9997/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы;
от ответчика (заявителя) - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.02.2020 по делу N А39-9997/2019,
по иску Регионального Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ОГРН 1135800001424, ИНН 5836900772) к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН 1091326001502, ИНН 1326211305) о взыскании задолженности в сумме 17 271 руб. 65 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (далее - Фонд капитального ремонта) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ ФАУГИ) о взыскании:
-задолженности по уплате взносов в фонд капитального ремонта имущества многоквартирного дома в сумме 15 163 руб. 20 коп. за период с 01.07.2016 по 30.06.2019;
-пени в сумме 2108 руб. 45 коп. за период с 26.08.2016 по 10.02.2020 и по день фактической оплаты долга (исковые требования изложены с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования основаны на статьях 249, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 39, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате взносов за капитальный ремонт.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.02.2020 по делу N А39-9997/2019 исковые требования Фонда капитального ремонта удовлетворены: с МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в пользу Фонда капитального ремонта взысканы задолженность в сумме 15 163 руб. 20 коп. и пени в сумме 2108 руб. 45 коп., а с 11.02.2020 пени по день фактической оплаты долга.
Не согласившись с принятым решением, МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании пунктов 1, 3 части 1, 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает, что решение суда вынесено без учета того, что квартира N 8, расположенная по адресу: г. Пенза, пр. Строителей, д. 93, - передана в оперативное управление УМВД России по Пензенской области, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества. В связи с этим требования, предъявленные к МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Кроме того, заявитель указал на нарушение судом норм материального права, выразившееся в неприменении судом срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представители сторон и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в заявлении от 08.05.2020 просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя. В отзывах от 30.04.2020 и 20.05.2020 истец и третье лицо указали, что с жалобой не согласны, считают решение законным и обоснованным, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исключительно на основании тех доказательств, которые были представлены в суд первой инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Закона Пензенской области N 2403-ЗПО от 01.07.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Пензенской области от 28.06.2013 N 455-пП "О создании Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области" (с последующими изменениями) истец является региональным оператором, который осуществляет функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2014 N 95-пП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области" (с последующими изменениями). Текст данного постановления опубликован на официальном портале Правительства Пензенской области 24.02.2014, в газете "Пензенские губернские ведомости" N14 от 13.03.2014. Следовательно, с 01.11.2014 у собственников многоквартирного жилого дома N93 по проспекту Строителей г.Пензы возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Перечень таких многоквартирных домов в г.Пензе определен постановлением администрации г. Пензы от 25.09.2014 N 1121 "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 28.06.2019 N 99/2019/269774852, выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 29.06.2019 N 99/2019/269957135, выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.07.2019 Российской Федерации на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером 58:29:1007010:9331, площадью 58,5 кв.м, по адресу: Пензенская область, г.Пенза, пр-кт Строителей, д.93, кв.8 (номер и дата государственной регистрации права: 58-58-35/014/2013-645 от 19.06.2013); согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 15.07.2019 - данный объект передан на праве оперативного управления Управлению МВД РФ по Пензенской области (дата и номер государственной регистрации права: 58:29:1007010:9331-58/059/2019-1 от 15.07.2019).
В соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 5 Закона Пензенской области N 2403-ЗПО от 01.07.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области" взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками помещений в МКД на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Фонд капитального ремонта начислил Российской Федерации, в лице МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области задолженность по взносам на капитальный ремонт многоквартирного дома по помещению, находящемуся в федеральной собственности, за период с 01.07.2016 по 30.06.2019 в сумме 15 163 руб. 20 коп. Претензия об оплате задолженности, направленная в адрес МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, оставлена последним без удовлетворения. Невнесение ответчиком платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Поскольку истец документально обосновал наличие у ответчика задолженности в заявленной сумме, а последний, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ко дню судебного разбирательства доказательств полной оплаты долга не представил, арбитражный суд, оценив, с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, собранные по делу доказательства, счел требование истца о взыскании с МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области указанной задолженности и пени за нарушение срока платежа подлежащим удовлетворению.
Апелляционная инстанция с выводом Арбитражного суда Республики Мордовия согласна.
Особенности формирования фонда капитального ремонта и уплаты взносов на капитальный ремонт сформулированы в статьях 170, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В частности в соответствии с пунктами 3, 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Исходя из содержания части 2 статьи 154, частей 2, 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации для собственника помещения в многоквартирном доме взносы на капитальный ремонт включаются в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
При этом в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 данного Кодекса.
Из материалов дела следует, что в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Пензенской области постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2014 N 95-пП "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области" (с последующими изменениями) утверждена региональная программа. Текст постановления опубликован на официальном портале Правительства Пензенской области 24.02.2014, в газете "Пензенские губернские ведомости" N14 от 13.03.2014. Следовательно, с 01.11.2014 у собственников МКД на территории Пензенской области возникла года обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Постановлением администрации г. Пензы от 25.09.2014 N 1121 "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора" утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г.Пензы, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок с даты опубликования региональной программы капитального ремонта согласно приложению. Многоквартирный дом N93 по пр-ту Строителей в данный перечень включен.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
На основании части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным органом.
При этом право собственности Российской Федерации в период с 01.07.2016 по 30.06.2019 (период предъявленной ко взысканию задолженности) подтверждается выпиской из ЕГРП в отношении жилого помещения: квартиры 8 по пр. Строителей, д. 93 г.Пензы.
В рассматриваемом случае взносы на капитальный ремонт за 1 кв.м общей площади помещения в многоквартирном доме на 2014-2019 годы утверждены постановлением Правительства Пензенской области от 16.12.2013 N 950-пП в размере 6,60 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц; на 2015 год минимальный размер взноса установлен постановлением Правительства Пензенской области от 31.10.2014 N 752-пП в размере 6,90 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц; на 2016 год минимальный размер взноса установлен постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2015 N 609-пП в размере 6,90 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц; на 2017 год минимальный размер взноса установлен постановлением Правительства Пензенской области от 31.10.2016 N 546-пП в размере 7,2 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц; на 2018 год минимальный размер взноса установлен постановлением Правительства Пензенской области от 23.10.2017 N 510-пП в размере 7,2 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц.
Задолженность МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области по внесению платы за капитальный ремонт жилого помещения расположенного по адресу: г. Пенза пр.Строителей д. 93, квартиры 8 в период с 01.07.2016 по 30.06.2019 составляет 15 163 руб. 20 коп.
Проверив расчет задолженности по внесению платы за капитальный ремонт в сумме 15 163 руб. 20 коп., суд второй инстанции признает удовлетворение требований Фонда капитального ремонта в указанном размере за счет МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области правомерным по основаниям, изложенным выше.
Помимо задолженности суд также правомерно взыскал с ответчика пени за нарушение сроков внесения платы за капитальный ремонт на основании статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 26.08.2016 по 10.02.2020 в размере 2108 руб. 45 коп.
Пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.2016) предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты. С 01.01.2016 пени исчисляются в соответствии с иной редакцией нормы, предусматривающей, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Ввиду того, что факт нарушения ответчиком срока исполнения денежного обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт подтверждается материалами дела, ответчиком не оспорен, требование о взыскании пени удовлетворено правомерно. Расчет пени, взысканный Арбитражным судом Республики Мордовия, апелляционной инстанцией проверен и признан верным.
Ссылка заявителя на то, что МТУ ФАУГИ в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области является ненадлежащим ответчиком опровергается материалами дела.
Как видно из материалов дела, право собственности на жилое помещение в спорный период было зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра, следовательно, именно ответчик должен вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Выписка из реестра федерального имущества от 14.01.2020 N 9/1, разрешение на строительство N ru58304000-216 от 26.12.2012, акт о присвоении адреса объекту недвижимости от 18.12.2008, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N ru58304000-080 от 28.12.2012, не доказывают обратного, не позволяют сделать иной вывод, поскольку, как указано выше, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр. Право оперативного управления УМВД России по Пензенской области зарегистрировано в установленном законом порядке лишь 15.07.2019 (л.д.131-133,т.1). Поэтому возражения МТУ ФАУГИ относительно того, что расходы по содержанию имущества в спорный период (июль 2016 года - июнь 2019 года) должно нести третье лицо - УМВД России по Пензенской области, судом отклоняются.
Довод ответчика о нарушении судом норм материального права, выразившемся в неприменении срока исковой давности, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, был предметом проверки судом первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, и он обоснованно отклонен с учетом заявленного периода взыскания (01.07.2016-30.06.2019), установленного статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с Законом Пензенской области N 2403-ЗПО от 01.07.2013 срока платежа (не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим), предпринятого истцом претензионного порядка урегулирования спора (претензия от 15.07.2019), при том, что срок исковой давности по самому раннему платежу - за июль 2016 года истекал не ранее 25.09.2019 и даты предъявления иска (06.09.2019).
На основании изложенного суд второй инстанции полагает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Мордовия по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.02.2020 по делу N А39-9997/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-9997/2019
Истец: Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
Третье лицо: Управление МВД Российской Федерации по Пензенской области